В «Дне» от 30.09.2000 г. была опубликована статья Елены Маркосян «Вечно «еврейский вопрос». Сегодня мы публикуем отклик, который продолжает тему в несколько другом контексте.
«Израиль разрушен. Семя его уничтожено!» Такую надпись на одном из храмов Лускора повелел сделать в ХIII веке до н.э. один из египетских фараонов.
Сколько их — больших и малых «фараонов», начиная от правителей Египта, ассирийцев, греков, римлян и заканчивая самыми чудовищными элодеями Гитлером и Сталиным, ушли в небытие, а Израиль существует, процветает, являя всему миру чудо непрерывного воскрешения, обновления и вечности.
В 132—135 гг. после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы еврейская община потеряла важнейшие атрибуты нации: территорию, экономику, социально-политическую целостность. Однако продолжала оставаться нацией благодаря своей монотеистической религии — иудаизму. Тора — по сути Конституция, которая действовала в рассеянии неукоснительно, скрупулезно регламентируя элементы повседневного быта и связывая членов общины идейно. В современной терминологии можно сказать: благодаря Торе во все века рассеяния существовало еврейское виртуальное государство Эрец Исраэл.
Идея возвращения на Землю Обетованную ни на один день не покидала еврейский народ. Еврейская национальная идея выражена словами: «Лешана аба бе Иерушалаим» (иврит) — «В следующем году в Иерусалиме». Эти слова в виде пожелания друг другу в конце службы традиционно произносили и произносят молящиеся. Этот стратегический курс работал во все времена нашего пребывания в галуте. Я помню как, будучи школьником, услышал его за пасхальным столом из уст отца. И тогда впервые я задумался над его сутью: только на Моей Земле соседский мальчик не будет дразнить меня «жид пархатый». История еврейского народа — это беспрерывная цепь войн, гонений, национальных катастроф. Ни одна нация в мире за всю историю человечества не страдала так, как страдали евреи.
В беспредельно трудной, изнуряющей, полной драматизма двухтысячелетней борьбе евреи одержали победу. Есть процветающее государство Израиль, сохранена еврейская религия, традиции, язык. Жернова истории не превратили нас в пыль. Есть еврейский народ в диаспоре (с появлением государства Израиль говорят «в тфуце» — в длительной командировке), который все больше отождествляет себя с Израилем и интегрируется в единую динамичную еврейскую нацию. Победа в двухтысячелетнем противостоянии евреев врагам была одержана, главным образом, силой духа, а не оружия. Наша стойкость, верность своим корням и историческим целям удивляли и не перестают удивлять человечество. Они, по-моему, удивляют нас самих. «Каждый отдельный еврей ничего загадочного в себе, быть может, и не представляет, — пишет А. Воронель. — Как у человека, у него присутствуют в том или ином соотношении все человеческие качества, присущие и другим народам. Но еврейство, как целое, своей необыкновенной судьбой вызывает удивление, а порой недоумение у глубоких мыслителей всех народов». И там же: «Непредвзятого наблюдателя часто поражает некая неординарность еврейской судьбы в целом, хотя отдельные события еврейской истории имеют аналогии и объяснимые параллели в истории других народов. И тогда возникает вопрос: является ли судьба евреев необыкновенной, потому что они в каком-то смысле необыкновенны сами, или, напротив, они необыкновенны именно в том, что принимают на себя всеобщую веру в свою необыкновенную судьбу». («Парадоксальная реальность» // «Евреи и еврейство». Иерусалим: «Гешер Алия», 1991 г.) В разных уголках земного шара ассимилированные евреи стараются дать своим детям еврейское образование, понимая, что это единственный способ влиться в свою национальную среду и помочь осуществлению вековых чаяний народа. К счастью, есть богатые и предприимчивые люди, которые понимают важность этого стратегического пути и финансируют его; есть множество энтузиастов, которые бескорыстно реализуют эту программу. В Украине функционируют 200 еврейских общественных организаций, 74 религиозные общины в 30 городах. Университет, институт Иудаики, 16 дневных школ, 80 воскресных школ, в которых обучается 20 тысяч детей и взрослых, 11 детских садов. Ежегодно в 20 детских лагерях оздоравливаются и обучаются тысячи детей. Функционируют десятки хорошо оснащенных (компьютерами, библиотеками) общинных культурных центров. Издается 20 газет, теле- и радиопрограммы. И все это — почти с нуля в 1990 г. «Собор — вовсе не сумма камней. Это геометрическое и архитектурное целое. Не камнями определяется собор, это он придает цену камням своим значением. Камни облагорожены тем, что входят в состав Собора. Самые разные камни служат его единству». Эта гениальная метафора, принадлежащая Антуану де Сент-Экзюпери, как-будто специально написана для отображения отношения отдельного еврея ко всему еврейству и наоборот. Закончу цитатой Достоевского, в которой слово «русский» я заменил словом «еврей». «Да, мы верим, что еврейская нация (еврейская цивилизация) — необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер еврейского народа до того не похож на характеры всех современных народов, что русские, например, до сих пор не понимают его и понимают в нем все обратно... Говоря впрочем о национальности, мы не разумеем под ней ту национальную исключительность, которая весьма часто противоречит интересам всего человечества. Нет, мы разумеем ту истинную национальность, которая всегда действует в интересах всех народов». (Достоевский Ф.М. Искания и размышления. — М.: Сов. Россия, 1983, с.95).