У детей, здоровых и с тяжелыми диагнозами, спросили, о чем они мечтают. Верят ли в чудеса, на что надеются, кто должен «воплощать» эти мечты. Исследование, которое провели в пяти наибольших городах Украины, достаточно редкое, ведь внутренним миром детей сегодня немногие интересуются — да еще и на всеукраинском уровне. Исследование проводилось по заказу проекта «Осуществи мечту» и благотворительного фонда 1+1 медиа «Ты не один» совместно с Украинской маркетинговой группой.
По результатам, 90% детей с заболеваниями имеют практический характер грез и только 10% мечтают безгранично. Между невещественным и материальным полюсами мечты детей, страдающих заболеванием, распределились следующим образом: развиваться, учиться, достигать определенных целей (19%), общаться, находить друзей (19%), путешествовать и развлекаться (33%), иметь домашнего любимца (7%), иметь определенные материальные вещи (22%). Лишь 14% из всех опрошенных детей со сложными диагнозами мечтают только вылечиться.
По показателям, которые получили социологи, — нелегкие жизненные истории детей от трех до 18 лет, их переживания, страдания, боли и радости, ведь это дети, которым в жизни выпало больше, чем многим взрослым. Мы расспросили семейного психолога, психолога проекта «Осуществи мечту» Владимира МИКОЛЕНКО о том, чего не скажут цифры: как влияет мечта на жизнь человека, в частности ребенка, отступает ли болезнь, когда мечта сбывается, что такое мечта вообще.
ЭМОЦИИ КАК ЛЕКАРСТВО
— Владимир, все ли дети мечтают? Что меняется в их жизни, когда мечта сбывается?
— Исследование показало, что почти все дети путают материальные желания и безграничные мечты. Отмечу, что для Украины это достаточно необычный проект, потому что многие организации занимаются лечением или уходом за детьми, например, больными или с каким-то особенностями. А так, чтобы занимались улучшением качества психологической жизни — таких проектов почти нет, разве что психологический компонент в каком-то проекте...
Влияние, которое ребенок получает в результате реализации мечты, очень трудно измерять материально. Но доказано, что на определенное время здоровье улучшается. Например, 12-летний Александр, больной остеогенезом, то есть ломкость костей, мечтал попасть в горы с телеведущим Дмитрием Комаровым. Это мальчик, которому иногда трудно пройтись по улице, а здесь - горы. Поездку было сложно организовать, но команда и куратор проекта «Осуществи мечту» Лидия Таран - сделали это возможным! После того как его мечта осуществилась, это яркое воспоминание стало его ресурсом — об этом говорит сам Саша, подтверждает его мама. То есть ребенок может вспомнить о чем-то приятном — не о болезни, не о страдании, а о том, что было ярким и захватывающим. Таких примеров в проекте «Осуществи мечту» много.
— Как вы объясняете улучшение состояния здоровья после пережитых позитивных эмоций?
— Это связано с тем, что эмоции — часть нашей физиологии, они есть у всех людей. Чтобы мы пережили эмоцию, организм тратит определенную энергию. И когда мы имеем позитивные эмоции, это влияет на организм, как определенный прием лекарств, как своего рода лечение. В организме иногда бывает неустойчивое равновесие: определенное влияние может привести либо к прогрессированию болезни, либо к выздоровлению. И достаточно часто то, куда склоняют «весы» — в сторону болезни или в сторону здоровья — решает именно эмоциональное состояние человека.
В мире исследовали психосоматические расстройства детей до пяти лет, и выяснилось, что в некоторых болезнях психосоматическая составляющая составляет 60%. Это значит, что то, как ребенок чувствует себя — какие у него отношения в семье, с окружающими, в детском коллективе, его отношение к самому себе — это все непосредственно влияет на здоровье. Иногда это влияние составляет 60%, а сам соматический компонент меньше.
Также врачи-практики утверждают, что очень важно, как сам человек воспринимает лечение. Можно маленькому или взрослому пациенту дать качественные лекарства, но они не будут улучшать здоровье, потому что у человека нет желания бороться за жизнь, нет веры в то, что он выздоровеет.
«ЕСЛИ ВЕРА ЕСТЬ У РОДИТЕЛЕЙ, ТО ОНА БУДЕТ И У ДЕТЕЙ»
— У детей появляются вера и силы тогда, когда они есть у родителей.
— В исследовании обнаружили, как родители влияют на мечту детей. Есть прямое влияние родителей. Ведь если они не хотят верить в то, что чудо возможно — а мечты напрямую связаны с чудесами — то не будет верить и ребенок. Чудо — это то, вероятность чего достаточно мала, иногда — минимальная, но возможна. Есть родители, которые верят сами и поддерживают веру детей. А есть родители, которые уже отчаялись. Их можно понять, потому что трудно быть в ресурсе, когда ребенок болеет долго. Маленькие дети просто идеально считывают эмоциональное состояние родителей: чем меньше возраст ребенка, тем большая эмоциональная составляющая его общения с миром и родителями.
— Вера в Бога помогает детям бороться с болезнью?
— Вера очень ресурсная и важная. Но речь идет об искренней вере. Однако вера формальная часто даже вредит. То есть, если родители верят, этим они поддерживают ребенка. Не так важно, какое вероисповедание, потому что все основные религии позитивны, они учат человека верить в чудеса, в то, что в мире все возможно. Кто-то верит в Бога, кто-то — в людей, кто-то — в доброту Вселенной. И все эти верования нас могут поддерживать.
«ВЗРОСЛЫМ НУЖНО МЕЧТАТЬ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ»
— Есть ли какие-то необычные мечты у детей?
— Есть, например, мечта, чтобы был мир во всем мире. Или дети хотят иметь розового единорога или крылатого коня. Многие дети хотят стать суперменом или супервумен, иметь какие-то специальные способности. Интересно, что дети с болезнью вдвое чаще хотят использовать эти чрезвычайные способности, направляя их на помощь другим. Потому что боль, которую мы переживаем, делает нас чувствительнее к боли других людей. А здоровые дети больше хотят использовать эти супервозможности для себя.
— Дети с тяжелыми заболеваниями быстрее взрослеют?
— Да. Любая трагедия, кризис заставляет детей быстрее взрослеть. Потому что они получают негативный опыт в большем объеме — как будто в сжатом формате. Здоровый ребенок тоже получает опыт — но это растянуто во времени, взросление происходит постепенно. Если же ребенок пережил какую-то травму, кризис или болезнь, то опыт, который он может получить за 10—20 лет, он получает всего за несколько лет. Соответственно, ребенок может в четыре года быть психологически на уровне 10-летнего, а в десять лет — как 15-летний подросток.
— Чем это исследование может быть полезно для взрослых? Взрослым необходимы мечты?
— Мечта — это возможность пережить то, что мы не позволяем себе пережить... Ведь еще сто лет тому назад лишь единицы мечтали летать в космос, а сегодня мы не только летаем в космос, но и не знаем, что делать в космосе с мусором. Жуль Верн писал об устройствах, с помощью которых люди будут разговаривать на расстоянии, а теперь все имеют мобильные телефоны. Взрослым нужно мечтать, чтобы менять мир к лучшему: чтобы видеть новые возможности, открывать их, развиваться личностно.
Достаточно легко достичь какого-то уровня в жизни, закрепиться на нем и коротать так день за днем. Но тогда жизнь превращается в существование. Мечта дает возможность выйти за пределы. Если взрослые не мечтают, то они не могут этому научить детей. Поэтому родители, которые хотят, чтобы их дети были счастливыми, должны сами научиться быть счастливыми.