Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ценою собственной жизни дети защищают свою душу...

15 октября, 1998 - 00:00

КРИК НАД ГОРОДОМ

22 января нынешнего года по улице Кобылянского в направлении
ближайшей девятиэтажки бежал мальчишка без верхней одежды — она осталась
висеть в школьной раздевалке. Прохожие не обратили на него внимания, не
попытались остановить. Подросток забежал в один подъезд дома, затем во
второй, третий... Искал выход на крышу. В последнем, четвертом подъезде,
решетка на чердак была приоткрыта. Несколько минут мальчик находился там,
на крыше девятиэтажки. О чем думал он, прежде чем сделать свой последний
шаг? Что хотел доказать своим обидчикам? Свидетели утверждают, что слышали
крик... В 14.15 дежурный УВД города получил телефонограмму о том, что по
улице Кобылянского смертельно травмировался, спрыгнув с крыши девятого
этажа, тринадцатилетний Леонид Зинченко.

ШУТКА ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

Семиклассник СШ № 22 Кривого Рога Леонид Зинченко был добрым
и ласковым мальчиком: жалел бродячих животных, мечтал построить для малышей
своего двора игрушечный домик по собственным чертежам. Соседи и близкие
считали парня мастером на все руки. Говорят, не было вещи, которую не мог
бы починить Леня. Но любимым его занятием было чтение. Среди любимых книг
— Библия. Мама для Лени была самым близким другом и собеседником. За несколько
дней до смерти мальчика беседы между матерью и сыном были особенно задушевными.
Леня о жизни думал очень серьезно, хотя и воспринимал многие вещи по-детски.

Трудно сказать, почему все так произошло. Сын вполне благополучных
родителей, Леня почти не выделялся среди сверстников. Разве что «не по
годам» было развито в нем чувство собственного достоинства. С удовольствием
посещал мальчик школьный клуб «Смена», где занимался авиамодельным спортом
и английским. Идеалом мужества, справедливости и доброты был для мальчика
тренер по карате-до Сергей Владимирович. Благодаря тренеру, карате-до для
Леонида стало не просто занятием, а образом жизни. Одноклассники по-разному
видели в нем лидера. Одни воспринимали его нормально, другие не всегда
понимали его шутки.

22 января Леонид принес в школу коробочку с тремя ампулами.
Судя по надписи на ней, это была зловонная бомба «для прикола». Отец Леонида
сказал, что эту штуку, шутки ради, они с сыном купили в магазине «Проказник».
Серьезной опасности зловонная бомба не представляла. Главное, чтобы ее
содержимое не попало на слизистую оболочку. На перемене Леонид раздавил
одну из ампул в вестибюле школы, и по коридору распространился запах сероводорода.
По всем канонам педагогики — случай вопиющий. Леонида немедленно «доставили»
в кабинет завуча для «беседы». Что происходило там, за закрытой дверью,
даже сегодня сказать трудно. Кто и как беседовал с мальчиком и на каких
тонах — следствие достоверно так и не установило. Директор школы, узнав
в чем дело, попросил Леонида пригласить в школу родителей и поспешил на
урок. Из кабинета завуча мальчик выскочил очень расстроенный и, не одевшись,
побежал на улицу. Дежурному ответил, что побежал за родителями. Хотя, как
утверждают в своих объяснениях педагоги, они отправили его на урок.

УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО И СЛОВОМ

Сейчас, после случившегося, Александра Леонидовна, мать
Лени, винит себя в том, что не смогла уберечь свое дитя от беды. Не научила
его главному: как защититься от зла, от сложившейся системы уничтожения
человеческого достоинства в наших школах. Трудно определить виновных в
случившейся трагедии. По словам следователя прокуратуры Юрия Пилипенко,
такие дела являются неперспективными. «Признаки преступления налицо», а
«состав его отсутствует». А кого здесь наказывать? За подобную выходку
учителя вправе были его строго отчитать. Кто виноват, что дети по-разному
воспринимают критику? Попробуй-ка найти подход к каждому при нашей системе
обучения! Должность же психолога в штате школ не предусмотрена...

По словам мамы, ее сын не выбирал себе смерть, он просто
хотел обратить на себя внимание. Вероятно, его хотели убедить в том, что
он разгильдяй и преступник. Пригрозили тюрьмой или колонией. Может, ценою
своей жизни Леонид хотел доказать, что он «не такой».

ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ...

Леонид погиб 22 января в 14.15. Ровно через восемь месяцев
со дня его гибели — новая смерть подростка, которая буквально потрясла
город. 22 сентября в 14.15 с крыши девятиэтажного дома № 22 по улице Лисового
в микрорайоне «Восточный» выбросился восьмиклассник СШ № 130 Егор Нечаев.
Что на этот раз послужило причиной гибели подростка, пока выясняет следствие.
Версий случившегося предостаточно. Известно, что мальчик был сыном порядочных
родителей — преподавателей престижного в нашем городе вуза. Друзья и одноклассники
характеризуют погибшего только с положительной стороны. Мальчик хорошо
учился, был не по годам развит, увлекался компьютерными играми. Был живым,
активным и добропорядочным. Очень переживал за свои оценки, во внеурочное
время подрабатывал в одном из магазинов. 23 сентября в СШ № 130 выехала
специальная комиссия из гороно. Параллельно с сотрудниками Долгинцевского
райотдела милиции комиссия проводила свое предварительное расследование,
беседуя с учителями, друзьями погибшего и очевидцами случившегося. Удалось
выяснить, что в этот день на уроке иностранного языка Егор попросился в
туалет. Учитель, согласно существующему на этот счет положению, не отпустила
его с урока. Тогда он вышел из класса самовольно, за что получил по поведению
двойку, а по самому предмету «отлично». На последнем уроке пения мальчик
«шалил», и ему было сделано замечание на повышенных тонах. Выходил из школы
Егор в обычном расположении духа, говорил всем о какой-то предстоявшей
в 14.00 встрече. Мальчик не курил, не пил. Последней, кто его видел, была
одноклассница, которая заносила ему домой кассету...

В 14.15 тело мертвого Егора лежало на расстоянии 12 метров
от девятиэтажного дома № 22 по улице Лисового. Сам он проживал в доме №
23. По роковой случайности дата смерти и времени двух подростков — Леонида
Зинченко и Егора Нечаева — совпадает...

Комиссия из гороно пришла к убеждению, что морально-психологическая
ситуация, которая сложилась в школе № 130 на момент гибели ее ученика,
не могла стать причиной его смерти. Впрочем, это только заключение предварительного
расследования. Причина смерти подростка пока так и не выяснена.

САМОУБИЙЦАМИ НЕ СТАНОВЯТСЯ, ИМИ... РОЖДАЮТСЯ?

Именно такую мысль высказал мне детский психолог и невропатолог
санатория «Золотой колос» в Алуште Александр Михайлов (свою фамилию он
попросил в тексте изменить). По его мнению, характер всех самоубийств очень
схож в таких качествах характеров покончивших с собой, как мнительность,
ранимость, безысходность. С самого рождения эти дети не похожи на своих
сверстников. Часть из них пытаются занять среди сверстников лидирующую
роль, очень болезненно перенося любое поражение. Другая часть подростков
комплексует по поводу неумения наладить с окружающими контакт. Считая себя
«уродами по жизни», замыкаются в себе, ведя никому не понятный образ жизни.
Все потенциальные самоубийцы вместе составляют один социальный тип. Понять
этот тип людей очень трудно, обидеть — легко. Зачастую, подобные люди впадают
в депрессию по различным пустякам. Причиной их самоубийства может стать
обида, полученная несколько дней назад. Такие люди обычно не умеют прощать,
близко принимая к сердцу сказанное и услышанное. Этот социальный тип людей
мысль о самоубийстве преследует с самого детства. В смерти они видят выход
из всех своих бед и проблем. Причиной самоубийства может быть ссора в школьном
возрасте или же неуставные отношения в армии, проблемы в семье. К сожалению,
в нашем обществе нет специальных заведений, в которых бы подобные индивидуумы
смогли бы найти взаимопонимание окружающих. Психологов в школах нет. Да
и кому они, собственно говоря, нужны, эти социальные типы? А ведь так просто
этих людей спасти! Им необходима лишь малость — объяснение их жизненного
предназначения. Только бережное отношение и взаимопонимание может упредить
будущие самоубийства. Но разве это возможно в нашем обществе бездушия и
зла?

Кто следующий пополнит печальный список детских трагедий?
Общество равнодушно, и на асфальт выбрасываются с крыш забытые и заброшенные,
а также непонятые взрослыми — дети!

КСТАТИ

Подобные случаи в городе не единственные. В большинстве
самоубийств подростков просматривается какой-то неведомый злой рок. С крыши
того самого подъезда девятиэтажки, откуда сделал свой шаг в бездну Леонид,
выбросился и 16-летний сын сотрудника районо Центрально-Городского района.
Два года назад с крыши девятиэтажного дома по улице Украинской выбросилась
ученица СШ № 60. В минувшем году покончила жизнь самоубийством, выбросившись
из окна седьмого этажа, ученица СШ № 121...

Наталья СОКУРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ