Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

6 сентября, 2005 - 20:06

Папа Римский против антисемитизма

Во время недавнего визита в Германию Папа Римский Бенедикт ХVI посетил старейшую в Германии Синагогу города Кельна и выступил там с осуждением антисемитизма. По его словам, «сегодня мы являемся свидетелями новых признаков антисемитизма, а также иных форм враждебности к чужестранцам и иноверцам». В помещении Синагоги Папа помолился возле стены-мемориала, на которой выбиты имена 11 тысяч евреев Кельна, погибших во времена нацизма. Преследования и уничтожение миллионов евреев Папа охарактеризовал как самый темный период немецкой и европейской истории, как «безумную расистскую идеологию, рожденную неоязычеством. Он также сделал акцент на «общих корнях» христиан и иудеев: «Тот, кто встречает Иисуса Христа, встречает также иудаизм ... Мы должны знать друг друга больше и лучше, должны содействовать искреннему и правдивому диалогу евреев и христиан. Ибо только таким образом можно приблизиться к совместной интерпретации спорных исторических вопросов и, прежде всего, достигнуть прогресса в теологических оценках отношений между иудаизмом и христианством». Во время встречи в синагоге обсуждалась также проблема открытия секретных архивов Ватикана периода гонений на евреев. Как сказал раввин Лерер, «для нас это было бы еще одним положительным свидетельством доброй воли Ватикана». Обращаясь к папе Бенедикту во время молитвы Лерер сказал, что «евреи Германии видят в нем не только главу Католической церкви, но также немца, который осознает свою историческую ответственность за все происшедшее». (ENI)

На пути к единству

Православный митрополит Хельсинский Амвросий Финляндской Православной церкви (Константинопольский патриархат) предложил ввести евхаристическое общение между Православной и Лютеранской церквами. Как известно, на протяжении многих столетий и в настоящее время евхаристическое общение, то есть совместное свершение таинства причастия, разрешается только духовенству одной христианской конфессии. Между тем, Хельсинский митрополит, выступая на лютеранском семинаре в городе Турку, заявил, что совместное свершение таинства причастия лютеранами и православными не противоречит Заповедям Божьим. По его мнению, для начала можно ввести «совместное причащение при заключении смешанных браков между православными и лютеранами». Духовный лидер финских лютеран архиепископ Юкка Паарма подчеркнул, что «Лютеранской церкви стоит обратить внимание на предложение митрополита Амвросия и продолжить обсуждение этой темы». С протестом против нарушения старинной традиции, разделяющей христианские церкви и верующих разных конфессий, выступила Московская патриархия. Секретарь Отдела внешних церковных сношений протоиерей Балашов напомнил финнам, что ни одна из Православных церквей не имеет практики совместного причащения с протестантами.

(Стоит напомнить, что во время первого в истории христианства евхаристического общения — на Тайной Вечере — Иисус Христос причастился даже вместе с Иудой Искариотом, зная о его предательстве.) (Интерфакс-Религия)

В Ярославле появится памятник Ивану Грозному

Cобрание представителей Любимского муниципального округа (Ярославль) единогласно решило установить в городе памятник Ивану Грозному, который считается основателем Любима. Памятник пообещал изготовить вездесущий Зураб Церетели. Однако против установки монумента выступила Ярославская епархия во главе с архиепископом Кириллом. Он направил письмо губернатору области с просьбой повлиять на руководство округа и заставить его отказаться от этой идеи. В чем причина несогласия православной иерархии? Как оказалось, совсем не в том, что она не уважает Грозного царя, а в том, что в Любимском районе действует «православная секта» под названием «Опричное братство Иоанна Грозного» (!) И в епархии опасаются, что после установки памятника начнутся массовые поклонения Ивану Грозному и требования его канонизации. Судьба памятника еще не решена, но против его установки выступил также губернатор Анатолий Лисицын: «Фигура Ивана Грозного не настолько важна для нас, чтобы его увековечивать памятником и петь ему дифирамбы. Хотя, если посмотреть историю развития государства Российского, мы, может быть, и найдем положительные моменты в деятельности Ивана Грозного. Я очень спокойно отношусь к этой теме и стараюсь ее не замечать. Считаю также, что у нас, слава Богу, есть люди, которые в большей степени заслуживают, чтобы их память была увековечена. Для меня важнее сейчас восстановление Успенского собора». (Regnum, «Мир религий»)

Мусульман становится больше

По данным последней переписи населения России, проведенной три года назад, около 14,5 млн. россиян из общего населения численностью в 144 млн. являются этническими мусульманами. Вопреки этой цифре, исламские религиозные лидеры утверждали, что число мусульман в стране составляет 20 млн. человек. Однако Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, недавно заявил, что число этнических мусульман в России составляет 23 млн. и стремительно растет: «Речь идет о коренных жителях нашей страны, не о мигрантах или иммигрантах, а о тех, кто живет здесь с незапамятных времен. При этом, количество людей, исповедующих ислам в России, постоянно растет». Кроме коренных российских мусульман, в стране проживают еще примерно 3-4 млн. мусульман, эмигрировавших из стран бывшего Советского Союза. Это около 2 млн. азербайджанцев, 1 млн. казахов и несколько сотен тысяч узбеков, таджиков и киргизов. По словам шейха Фарида Асадуллина из московского Совета муфтиев, некоторые русские также исповедуют ислам. «Этнические русские, украинцы и белорусы, в большинстве своем молодые и образованные, видят в исламе ответ на свои вопросы», — сказал он в интервью газете The Times. В Советском Союзе ислам находился под жестким контролем. В стране было всего 500 мечетей, но уже с 1991 года в России началось возрождение мусульманской религии, не без финансовой поддержки стран Ближнего Востока. Теперь в России имеется около пяти тысяч мечетей.

Рост мусульманского населения вызвал опасения представителей Русской православной церкви и ультра-националистов — они боятся, что Россия может стать — через относительно короткое время — преимущественно мусульманской страной. Ибо, хотя РПЦ утверждает, что численность ее паствы — 80 миллионов, эксперты-религиоведы доказывают, что это число ближе к 40 миллионам человек и неуклонно сокращается. В целом, население России уменьшается, частично вследствие повышенного употребления алкоголя. А в мусульманских регионах наблюдается прирост населения: семьи там традиционно многодетные, а алкоголь употребляется в умеренных количествах. За первое полугодие этого года население страны уменьшилось на 401 200 человек, в то время как в 15 регионах (Чечня, Дагестан, Ингушетия и др.) численность населения возросла. По данным государственного статистического агентства Росстат, средняя рождаемость в Дагестане составила 1,8 ребенка на одну женщину, в то время как в среднем по России эта цифра не превышает 1,3 ребенка. Средняя продолжительность жизни мужчин в Дагестане — 68 лет, а в России — 58.

Эксперт по российскому исламу Алексей Малашенко говорит: «Истинная проблема не в увеличении численности исламского населения, а в демографическом кризисе русского населения. И, конечно же, для русских православие не имеет той силы и значения, как ислам для мусульман. Это не означает, что через несколько лет Россия станет мусульманским обществом, хотя, возможно, через полвека нас ждут некоторые сюрпризы». А в краткосрочной перспективе эта тенденция затрагивает только Северный Кавказ, где доля этнических русских стремительно снижается, а также Москву, где доля мусульман растет. В столице, которая в последние два года стала регулярным объектом террористической деятельности чеченских боевиков, сейчас проживает около полутора миллионов мусульман, в том числе почти сто тысяч чеченцев, часто преследуемых милицией и скинхедами. По словам Алексея Малашенко, «исламофобия и ксенофобия, а также русские националистические движения на взлете. Пока, несмотря на все конфликты, ситуация довольно стабильна, но не думаю, что это продлится долго». (Джереми Пейдж)

Подготовила Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ