Вместо завещания Понтифика
Папа Иоанн Павел II оставил небольшое завещание, куда в течение понтификата записывал свои мысли. Ниже приводим несколько выдержек из этого документа. Завещание начинается совами из Евангелия апостола Матвея: «Будьте внимательны, ибо не знаете, в который день приидет Господь ваш!» Я хочу, чтобы вся моя жизнь была подготовкой к этому моменту, ко встрече с Господом...
Я не оставляю после себя какой-либо собственности, относительно которой надо делать распоряжения. Вещи, которыми я пользовался в моей повседневной жизни, пусть будут использованы так, как это найдут нужным. Все мои персональные записи должны быть сожжены. Этим пусть займется дон Станислав (епископ Дзивич). Я признателен ему за долгие годы сотрудничества и помощи, за полное взаимопонимание. Все другие мои благодарности я оставляю в своем сердце, которое видит Господь... Что касается погребения, то я прошу похоронить меня в земле, а не в саркофаге...
Я пишу это в то время, когда приближается юбилейный 2000 год, а ХХ век закрывается позади нас... 80-е годы были очень трудными. Только осенью 1989 года эта ситуация изменилась, и последняя декада последнего столетия была свободна от чрезмерного напряжения. Это не означает, что не было проблем и трудностей, но благодаря Божественному Провидению время так называемой холодной войны закончилось без страшного ядерного конфликта, опасность которого висела над миром весь предшествующий период...
Еще раз хочу поблагодарить Святого Духа за великий дар II Ватиканского Собора, которому мы все многим обязаны. Я уверен, что решения Собора будут использованы последующими поколениями, как пользовались ими мы в ХХ в. Я благодарю вечного Пастора, который позволил мне служить этому большому делу на протяжении всех лет моего понтификата.
Во время, когда приближается конец моего земного пути, памятью я возвращаюсь к его началу — вспоминаю своих родителей, брата и сестру (которых я не знал, так как они умерли до моего рождения), возвращаюсь к храму в Вадовицах, где я был крещен, к городу моей любви, моих современников, коллег-студентов высшей школы. Вспоминаю университет, времена оккупации, когда я стал рабочим, Краков, академию, Рим, прекрасные окрестности городов, в которых я жил. Вспоминаю людей, забота о которых была поручена мне Богом. И всем хочу сказать: «Пусть Бог вознаградит вас!» В Твои руки, Господи, отдаю дух мой!» 17.III.2000 (ZENIT News Services).
Казань строит католический храм
Мэр Казани Камиль Исхаков считает своим долгом перед скончавшимся 2 апреля Римским Папой Иоанном Павлом II способствовать строительству католического храма в Казани. Об этом он заявил в четверг на пресс-конференции в Казани. Мэр подчеркнул, что считает великим шагом понтифика решение вернуть в Россию икону Казанской Божьей Матери. «Меня не покидает мысль, что с лишением святыни (Казанской Божьей Матери), перед которой он, по его словам, молился по три раза в день, здоровье понтифика стало ухудшаться», — отметил К. Исхаков. Тем не менее, считает он, приняв решение «вернуть икону на место обретения — в Россию», Иоанн Павел II показал всю свою святость. Мэр сообщил, что в республике и, в частности в Казани, уже очень много храмов возвращено верующим — и православным, и мусульманам, и иудеям, и старообрядцам. «Тем самым мы сохраняем толерантность и добрые отношения между верующими различных конфессий», — заявил он. (Интерфакс_Религия).
Далай-лама скорбит об Иоанне Павле II
Духовный лидер тибетских буддистов далай-лама, прибывший с визитом в Японию, основной целью своего приезда назвал продолжение дела укрепления мира на земле, значительный вклад в которое был сделан Римским Папой Иоанном Павлом II. По прибытии в международный токийский аэропорт «Нарита» далай-лама сказал журналистам: «Мы потеряли великого деятеля, руководителя крупнейшей религиозной организации и одновременно очень хорошего человека». По его мнению, теперь важно приложить все усилия, чтобы идеи Иоанна Павла II претворились в жизнь. Между тем правительство КНР протестует против приездов далай-ламы в Японию и настаивает на том, чтобы «лидеру сепаратистов» въездные визы не выдавались.(Portal-Credo.ru).
Московская патриархия приветствует еще не избранного папу
Через несколько часов после кончины Иоанна Павла II Московский патриарх Алексий II направил в Ватикан телеграмму соболезнования, в которой, в частности, говорится: «Надеюсь, что наступающий новый период в жизни Римско-католической церкви поможет обновить между нашими церквями отношения взаимного уважения и братской христианской любви». Эти слова — плохо скрытый упрек РПЦ в адрес покойного понтифика, который, что явствует из подтекста телеграммы, мешал «взаимному уважению» и «братской любви» между двумя церквями.
Об этом также заявил в Риме глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, принимавший участие в похоронах Папы. На встрече с кардиналами Камилло Руини и Вальтером Каспером митрополит Кирилл выразил надежду на то, что «тема позитивного развития православно-католических отношений будет занимать одно из приоритетных мест в политике Ватикана».
Представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион заявил, что после избрания нового Римского Папы не будет каких-либо особенных затруднений для встречи патриарха Алексия II и нового понтифика. «А после этой встречи начнется новый этап во взаимоотношениях между этими двумя традиционными церквями, чье общее и обоюдное свидетельство миру так важно сегодня». По словам епископа, правление Иоанна Павла II совпало с геополитическими процессами, «которые изменили лицо Европы и привели не только к провозглашению религиозной свободы в восточноевропейских странах, но также к ухудшению межконфессиональной ситуации в некоторых регионах Восточной Европы» (главным образом, по мнению Москвы, в Украине).
В последний раз епископ Илларион встречался с Иоанном Павлом II два года назад, когда имел миссию довести до сведения Папы условия, при которых его встреча с предстоятелем РПЦ могла бы состоятся. Главным был и остается «полный отказ Ватикана от всех форм прозелитизма на канонической территории Московского патриархата (Россия, Украина, Беларусь) и признание того, что уния (Греко-католическая церковь) не может рассматриваться как путь к христианскому единству». Епископ Илларион считает, что «эти принципы будут отражены в совместной декларации нового главы Римско-католической церкви и предстоятеля Русской православной церкви». (Zenit).