Папу Римского ждут в Стамбуле
Патриарх Константинопольский Варфоломей I — первый по чести во Вселенском православии — не теряет надежды, что 30 ноября, в день св. Андрея, он сможет принять Иоанна Павла II в своей резиденции Фанар (Стамбул). С таким приглашением Патриарх обратился к Иоанну Павлу II во время своего визита в Ватикан по случаю празднования дня святих Петра и Павла.
В интервью ежедневной итальянской газете «Аввенире» Вселенский патриарх сказал, что он с оптимизмом смотрит на будущие отношения с Католической церковью. Он также подчеркнул, что экуменическому диалогу нет альтернативы. «Об улучшении взаимоотношений между обеими церквами, — утверждает Варфоломей I, — свидетельствует как декларация, которую я вместе с Папой Иоанном Павлом II подписал в Ватикане, так и решение Папы возвратить Московскому патриархату икону Казанской Богоматери».
Патриарх считает, что для характеристики этих отношений уже не достаточно термина «экуменический»: «Мы должны выйти за пределы технической терминологии и перейти к более сердечным, более братским и более человечным отношениям». По его мнению, «отсутствие полного согласия не делает невозможной любовь, как и любовь не исключает разности взглядов... Мы можем преодолеть различия и способны дискутировать без эмоций и даже — с симпатией, а также без предубеждений относительно тех христиан, которые волей истории принадлежат к Римо-Католической Церкви. (www.wiara.pl)
Вандализм по-французски
Французское общество потрясено еще одним актом вандализма и антисемитизма: в Лионе варварски осквернено еврейское кладбище, на котором похоронены евреи, погибшие во время Второй мировой войны. Разрушены 56 могил; мемориал, посвященный жертвам фашизма, разрисован свастиками и лозунгами, которые восхваляют Гитлера и призывают к сопротивлению «исламскому нашествию».
Президент Франции Жак Ширак в письме к лионским евреям заверил, что виновники «будут обязательно разысканы и наказаны самым суровым, допускаемым законом, образом. Франция не допустит подобных действий на своей земле». Лионский раввин Ричард Вертеншлаг считает, что вандализм был направлен не только против еврейской общины, но и против высших ценностей французов. Осудили происшедшее в Лионе — третий подобный случай в этом году — и ведущие политики страны; все они считают, что необходимо ужесточить борьбу с антисемитизмом.
Однако среди французских евреев (их в стране 600 тыс.) и мусульман (5 миллионов), растет напряжение. Ведь только за первую половину 2004 года зафиксировано 135 физических нападений на евреев и 95 — на представителей других национальных меньшинств Франции. (ВВС)
В Афинах нет ни одной мечети
Сегодня в Афинах проживают 100 тысяч мусульман, однако до сих пор там нет ни одной мечети. Многие мусульмане собираются по вечерам на совместную молитву в подвале небольшого магазина, но это, конечно, не решает проблемы отсутствия в городе мечети. Между тем ее строительство стало бы жестом доброй воли, означающим признание подлинного равноправия всех религий в стране, тем более в такой стране, которая является членом ЕС.
После 1821 года — освобождения Греции от господства Османской империи — в стране доминирует православие (около 95% населения). Профессор Стефанос Розанис из Университета Пантеона в Афинах утверждает, что строительства мечети в столице Греции Православная церковь никогда не допустит. Однако настоятель одного из главных соборов Афин Деметриус Нику отрицает существование каких-либо препон со стороны Православной церкви. По его словам, причина отсутствия в городе мечети состоит лишь в том, что до недавнего времени в Афинах было очень мало мусульман. Сегодня же пришло время решать эту проблему. (АВСNEWS)
«Осторожно, религия»
В прошлом году в музее им. Сахарова (Москва) проходила выставка «Осторожно, религия». На выставке были представлены экспонаты, которые демонстрировали не совсем почтительное отношение их авторов к религии и, что еще хуже, — к христианству. Особого внимания выставка не привлекла: она работала всего 4 дня, и ее успело посетить только несколько десятков москвичей. После того, как группа вандалов, вооружившись баллончиками с краской, испортила несколько работ, выставка закрылась. Это, однако, не помешало ей стать если не знаменитой, то очень и очень известной. И не только в Москве, но и во всей России и даже за границей.
Этим устроители выставки обязаны православным, которые обвинили группу художников в «разжигании религиозной ненависти, в высмеивании религиозной идеологии» и привлекли к суду. Суд длится уже несколько месяцев; в случае вынесения обвинительного приговора «преступникам» грозит пятилетний срок тюремного заключения.
В связи с этим некоторые российские обозреватели утверждают, что сегодня «милиция берет на себя роль художественных критиков, а на место коммунистической партии пришла Российская православная церковь, которая становится основным соглядатаем Кремля, ответственным за идеологическую чистоту».
Директор музея и главный обвиняемый по делу Юрий Самодуров сказал журналистам: «Когда я разрешил проведение этой выставки, даже не предполагал, какую кашу завариваю. Но в чем- то я даже рад, потому что благодаря этому я увидел тенденции, развивающиеся в обществе. И они меня пугают».
С другой стороны, церковь, поддерживаемая консервативными политиками, утверждает, что «любая провокация, оскорбляющая религиозные чувства и ведущая к межрелигиозным конфликтам, должна быть квалифицирована как преступление» (из официального заявления главы Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла). По словам спикеров Московской патриархии, общественность России возмущена содержанием выставки; со всей страны приходят письма с требованиями наказать художников.
Критики церкви считают, что сегодня православная церковь пытается восстановить свои позиции времен царизма. «Хотя конституция объявляет Россию светским государством, влияние церкви на федеральные власти растет с каждым годом, — говорит Людмила Алексеева, глава Московской хельсинкской группы. — Если Самодурова и остальных признают виновными, это будет означать для нас возвращение в Средневековье». Многие аналитики считают, что растущая политическая власть РПЦ «отражает состояние умов, существующее в обществе». (Религия и СМИ)
Олимпиада примиряет
После нескольких месяцев конфронтации и разрыва отношений высшие иерархи Константинопольской и Элладской (Греческой) православных церквей — Вселенский патриарх Варфоломей I и Предстоятель Элладской церкви архиепископ Афинский и всей Эллады Христодулос — продемонстрировали перед всем миром свое примирение. Его символом стало участие в конференции «Религия, мир и олимпийские идеалы», состоявшейся в Греции (Афины) под патронатом президента Греции Константиноса Стефанопулоса, в которой приняли участие духовенство, ученые, политики. Выступая на конференции, патриарх Варфоломей I осудил использование религиозного фактора для оправдания насилия: «Всякое преступление, совершенное во имя религии, является преступлением против самой религии. Мы решительно осуждаем терроризм и насилие».
Все участники православной конференции, в том числе Вселенский патриарх и Элладский архиепископ, присутствовали на церемонии открытия Олимпийских игр. (Македонское агентство Греции).
P.S. Как известно, олимпиады были «придуманы» древними греками, которые в те времена были язычниками — поклонялись Зевсу, Афине Палладе, Афродите и другим богам и богиням, обитавшим на горе Олимп (Греция). С легализацией христианства отношение к олимпийским состязаниям постепенно изменилось к худшему, стало полностью нетерпимым. А после провозглашения христианства государственной религией Римской империи император Феодосий I запретил проведение олимпиад (394 год) как несовместимое с новой религией. Таким образом была прервана почти тысячелетняя традиция. Причина понятна: олимпийские игры были слишком тесно связаны с культом языческих богов, собственно — им посвящались.
Сегодня же христианское духовенство относится к олимпиадам вполне доброжелательно. Его иерархи присутствуют на состязаниях, а в составе некоторых команд участников (например, в команде России) можно видеть священников-покровителей.