Нас оценивает госдепартамент США
В ежегодном докладе государственного департамента США сообщается, что в Украине в целом соблюдается религиозная свобода, гарантированная Конституцией этой страны (1996 г.) и Законом о свободе религий (1991 г.). В отчете сделан акцент на том, что государственная политика толерантного отношения к религиозной свободе в Украине стабильна. Вместе с тем, госдепартамент США называет и проблемы: межконфессиональные конфликты, медленная реституция церковного имущества, отказ от регистрации новых религиозных общин и от выделения земли для сооружения новых храмов.
Госдепартамент США констатирует развитие всех религиозных групп в Украине, однако подчеркивает, что некоторые представители власти на местах препятствуют религиозным меньшинствам или нетрадиционным религиозным группам получить государственную регистрацию и приобрести в собственность земельный участок для сооружения храма. Как считает госдепартамент США, проблемы на местном уровне возникают потому, что государственные чиновники иногда стают на сторону той или иной конфессии. Перечислены в отчете и некоторые случаи антисемитизма и антиисламизма в Украине. В документе подчеркивается, что в стране нет официальной государственной религии, однако на востоке Украины доминирует УПЦ (МП), а на западе — УГКЦ. В отчете перечислены случаи затруднений при государственной регистрации. Чаще всего речь идет о мормонах и мусульманах Киева, Крыма и Харькова. Лидеры мусульман критикуют Министерство образования Украины за отказ регистрировать исламскую школу. Не все обстоит благополучно и с возвращением церковного имущества. При этом на востоке Украины в вопросе реституции церковного имущества отдают предпочтение УПЦ (МП). Римо-католики Одессы жалуются на отказ властей отдать в собственность этой Церкви духовную семинарию, которую в свое время отобрал советский режим. Прогрессивным иудеям в Днепропетровской области власти не дают разрешения на регистрацию, отдавая преимущество иудейской общине Хабат Любавич. В Харькове прогрессивные иудеи имеют проблемы с возвращением имущества. Как утверждают представители УПЦ (МП), после оранжевой революции эта Церковь имеет проблемы в Ровенской, Тернопольской и Львовской областях. В Украине остается проблемным вопрос учреждения церквями начальных и средних школ. А положительным названо то, что в Украине нет арестов за вероисповедание.
Положительным можно назвать и то, что за последний год репутация Украины в мире не запятнана ни одним политическим (или религиозным) убийством или арестом. В департаменте США продолжают высоко оценивать последние парламентские выборы — по мнению американских чиновников, они были самыми демократичными за всю украинскую историю. (RISU)
В Москве прошел ХІ Всемирный русский народный Собор
В резолюции Собора имеется специальный пункт, посвященный украинскому православию. Там, в частности, категорически осуждаются, как «неприемлемые», «попытки вмешательства политиков во внутреннюю жизнь Украинской православной церкви (МП) и подталкивание ее к разрыву духовной связи со всей Русской православной церковью». Речь идет о необходимости сохранения единства РПЦ, несмотря на государственные границы, языковые, национальные и другие отличия. Ведь, как подчеркивается в документе, «РПЦ является основой цивилизационной идентичности восточно-славянского мира». В документе также сказано, что в «православном братстве не должно более быть «старших» и «младших», ведущих и ведомых». Москва, Киев, Минск, Кишинев должны осознать себя как уникальные и неповторимые центры единой Церкви и единой мощной цивилизации, от имени которой они способны на равных говорить с любыми международными полюсами власти». Резолюция заканчивается такими словами: «Нам не нужны расколы ни слева, ни справа. Нам нужна единая Церковь, хранящая в мире Отечество земное (Россию) и ведущая православный народ (все другие народы) к Отечеству Небесному». (Патриархия. Ru)
Кауров спасает Русскую церковь
На русском народном Соборе выступал и председатель Союза православных граждан Украины одессит Валерий Кауров. Ниже приводим наиболее выразительные части этого выступления — для тех, главным образом, украинцев, которые безразличны к православной политике (в том числе — к попыткам создания Независимой украинской православной церкви) и считают ее второстепенной, не влияющими на жизнь нашего общества. Итак, говорит г-н Кауров, гражданин Украины (грамматика и словарь автора сохранены в неприкосновенности):
«...Почему мы никогда и ни при каких условиях не согласимся с отторжением Украинской православной церкви от Московского патриархата? Потому что для Русской церкви — это вопрос жизни и смерти. Украина — это практически половина приходов Московского патриархата. А Киевская Русь — это колыбель православия, колыбель культуры и государственности в Святой Руси. Русская церковь без Киевской митрополии — это Церковь без истории, без начала. Первым делом от Московского патриархата отколют Украинскую церковь, затем Молдавскую, затем Белорусский экзархат... Что останется? (Да! Что останется?!)
Проблема отторжения Украинской православной церкви от Московского патриархата является таким же страшным вопросом, как и вступление Украины в НАТО. Это та черта, за которую переходить нельзя. Отделение УПЦ — это разрыв последней связи Киевской и Московской Руси, после чего Украина станет антироссийским государством ...Нахождение Украинской православной церкви в составе Московского патриархата является последней ниточкой, связывающей Украину с Россией. Как только она будет разорвана, процесс превращения Украины в антироссийское государство примет необратимый характер.
В украинском церковном вопросе, как в капле воды, проявляются все псевдоцерковные болячки православного сообщества. Главная из них — отсутствие наступательной миссионерской стратегии, а вместо нее — поддавки, уступки. В прошлом году был упущен юбилей — 325 летие присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату. А ведь, сколько можно было провести научно-богословских конференций, издать литературы, показывающей ущербность и ложь и украинской автокефалии, и «мазепо-бандеровских» идей как таковых.
...Еще один фактор возможного поражения русского православия на Украине — слабая ресурсная, техническая и информационная оснащенность группы последовательных и бескомпромиссных противников отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата. ...Для нас единство Церкви — аксиома, а не предмет для дискуссий... Нам, привыкшим отбивать храмы у раскольников, не расслабляться, стыдно и больно смотреть, как православные люди в России не могут собраться и поставить на место обнаглевших ненавистников Церкви.
Очень важно, чтобы Собор заявил о беспрецедентных гонениях на русский язык в Украине, а особенно в Новороссии. К примеру, скажу, что в Одессе функционирует только 20% школ с преподаванием на русском языке. Реклама — полностью на украинском, судопроизводство и делопроизводство — на украинском, телерадиовещание переводят на украинский, мультики детям кинотеатры должны показывать на украинском, а взрослым — не менее 50% проката фильмов тоже обязаны крутить на государственной мове! Мы с 12 марта начинаем масштабную правозащитную общегородскую акцию: «Я говорю по-русски» и надеемся привлечь внимание общественности, в том числе и российской, к этой острой проблеме.
Готовимся мы и к отражению НАТОвского десанта «Си бриз 2007». Акции протеста наверняка будут помасштабнее Феодосийских. В Одессе создан антиНАТОвский комитет самообороны, душой которого является СПГУ и его авангард — организация «Единое Отечество». (Портал. Credo.ru)
Премьер-министр Украины на XI Всемирном русском народном Соборе
На Соборе присутствовал также премьер-министр Украины Виктор Янукович. В обращении к участникам он подчеркнул важность церковных инициатив по укреплению единства между его страной и Россией: «Уверен, что государственные деятели Украины и России всегда будут содействовать общественно полезным инициативам Православной церкви (Русской или Украинской?), направленным на укрепление добрососедских отношений и сотрудничества между нашими братскими народами». На Соборе присутствовал и первый вице-премьер Украины Николай Азаров (как верующий человек). Премьер-министр России, однако, не счел необходимым ни участвовать в Соборе, ни приветствовать своего украинского коллегу. (Патриархия.ru)