Наши читатели активно откликнулись на предложение «Дня» высказать свое мнение о том, чего мы и общество в целом ждем от вновь избранного Президента в ближайшие месяцы и годы. Сегодня мы публикуем несколько писем, авторы которых имеют совершенно разные точки зрения и подходы к этой проблеме. Эмоциональность одних точек зрения уравновешивается системностью других. А конкретные предложения экспертов, на наш взгляд, весьма рациональны и прагматичны.
ВОПРОС ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В государстве нет военной доктрины. Ее следует разработать и принять. Утвердить указом Президента или соответствующим постановлением Верховной Рады Украины. У Президента не было и нет органа управления силовыми структурами. В случае войны он будет только Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил, тогда как само понятие этих Вооруженных сил нуждается в более четком определении. Согласно действующему законодательству, в состав Вооруженных сил Украины входят только сухопутные войска, военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны и военно-морские силы. А как быть с другими военными формированиями?
Генеральный штаб Вооруженных сил Украины, начальник Генерального штаба не входят в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. Считаю, что недавно назначенный секретарь этой структуры, генерал армии Марчук Е.К. исправит положение. Без начальника Генерального штаба Совет национальной безопасности и обороны не будет работать как положено. Начальник Генерального штаба должен иметь влияние на все военные формирования в государстве, решать основные вопросы военного строительства и отвечать за организацию обороны государства, планирование, применение Вооруженных сил и за подготовку Украины, в том числе и мобилизационную, на случай войны. Сегодня Генштаб Вооруженных сил является органом управления только армии и ВМС. Другие силовые структуры и военные формирования решают основные вопросы военного строительства почти автономно, без его влияния.
Совет национальной безопасности и обороны должен решить эту проблему с привлечением специалистов. Строя государство, заботясь о его независимости, его защите, о неприкосновенности границ, нужно иметь четкое представление, как мы это будем делать.
Границы с Россией — 1576 км сухопутных и 500 км водных — в течение восьми лет не оформляются на государственно-правовом уровне. Из-за этого на нашу территорию свободно проникают контрабандисты, вооруженные преступники, незаконные эмигранты. Как можно навести в доме порядок, если нет дверей?
Должна завершиться делимитация границ с Россией, т.е. нанесение их на географические карты. О демаркации речи уже не идет.
ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ
Как проходила уборка урожая в этом году? Время собирать хлеб — а в стране нет горючего. У бизнесменов есть, а у государства — нет. В погожий безветренный день на пшеничном поле с одного гектара осыпается до 60 кг зерна. А гектаров десятки, сотни тысяч. Вот вам расходы. Пшеница перезревает, а убирать ее нечем. Кто за это ответил из правительства, кто наказан за потери хлеба в Украине в 1999 году? В стране должен быть резерв горюче-смазочных материалов, сконцентрированный в областях, на все сезонно-полевые работы.
Нужно построить как можно быстрее Одесский терминал. Пусть правительство не мешает Любомиру Буняку завершить строительство нефтепровода Одесса — Броды. Помогать не нужно. Только чтобы правительство не мешало. Патриот Украины Любомир Буняк завершит это строительство на средства Управления магистральных нефтепроводов «Дружба».
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Почему должностные лица — от представителей Кабинета Министров и администрации Президента Украины до служащих областных и районных администрации нарушают закон «О языке»?
Получается, в государстве есть законы, которые можно нарушать, и за это не наказывают. И есть законы, которые можно нарушать, но не всем. Некому контролировать? В Украине 150 тысяч работников контролирующего аппарата различных министерств и ведомств. Причина, очевидно, в другом. Двойные стандарты. Двойная игра.
КРЕДИТЫ
У иностранных кредиторов больше денег не просите. Нам нужно сто лет, чтобы эти долги возвратить — 13 млрд. долларов. В первую очередь нужно кредитовать сельское хозяйство и перерабатывающую отрасль пищевой промышленности. Но давать кредиты только тем КСП, которые посеяли озимые и производят обработку почвы. Не кредитовать отмирающие колхозы- трупы. Здесь не реанимацию следует проводить, а похороны организовать. Землю отдавать в частную собственность с выдачей государственного акта на право собственности.
Ликвидировать все задолженности по зарплатам и пенсиям. Нет денег? Деньги есть, только желание отдавать не проклюнулось. В стране 50% денег находится в обращении вне банковской сферы. Возьмите взаймы у бизнесменов, своих советников, а пенсионерам отдайте их жалкую пенсию.
Главное — не испортить поколение тех, кому сейчас 10—15 лет. Вырастить из них нормальных сознательных украинцев, которые будут уважать себя, свою землю, на которой они родились и растут, свой язык, культуру и традиции седой старины. Знать настоящую историю Украины. Но ведь таких, может, будет 10— 11 млн. Другие 30—32 млн. и в 2015 году будут говорить на суржике, «гомосоветикусами». Долго еще Украина не сможет подняться с колен.