От первого и до последнего вздоха человека сопровождают, берегут, заботятся о здоровье тела и духа, дарят ему силы, веру и спасение две «сестры» — медицина и религия. Не случайно большинство чудес, которые сотворил Христос, связаны именно с исцелением, к первым апостолам принадлежит целитель Лука, основоположником украинской медицины по праву считается первый киевский «лечец», монастырский врач святой Агапит Печерский, а больницы основывались при монастырях и церквях.
Есть в нашей жизни определенные неизменные в истории человечества абсолюты — горе и одиночество, старение и болезни, в конце концов смерть. Естественными союзниками в старании оздоровить дух и тело человека, утешить и дать надежду выступают врачи и духовенство. Милосердие — вот ключевое слово и для врачей, и для тех, кто лечит молитвой. Это подчеркивал, открывая на минувшей неделе вторую научную конференцию «Медицина и религия» в Киеве, посвященную 2000 йгодовщине Рождества Христова профессор, доктор медицинских наук Владимир Войтенко.
Между медициной и религией много общего, но, очевидно, такой естественный симбиоз пока не привел к плодотворному, эффективному их сотрудничеству. Что мешает сотрудничеству? Как относится Церковь к научному прорыву в генетической и репродуктивной медицине, к пересадке и выращиванию человеческих органов, к абортам, эвтаназии, клонированию? Готовы ли сегодня медики, представители духовенства бок о бок выполнять великую гуманистическую миссию, которую завещал Иисус (Евангелие от Матвея): «И призывал Он 12 своих учеников, и власть им дал, чтобы оздоровляли всяческий недуг и немощь всяческую»? С такими вопросами обратился корреспондент «Дня» к участникам уважаемого собрания.
Академик АМН Украины, профессор, доктор медицинских наук Любомир ПЫРИГ: «Известно, что глубоко верующие люди быстрее выздоравливают, даже в безнадежных случаях дольше живут, легче переносят тяжелые болезни и страдания. Последнее обстоятельство имеет немалое значение для течения болезни. Ведь рядом с соматопсихической, когда болезни влияют на психику, существует психосоматическая связь, когда соответствующее расположение духа, нацеленность на победу, умноженные на безграничную веру, могут оказывать содействие нормализации физических процессов организма. Я отношусь к тем врачам, которые верят во все, что помогает».
Для развития сотрудничества представителей медицины и духовенства нужна лишь добрая воля обеих сторон. И процесс сотрудничества, убежден Л.Пыриг, пошел бы значительно быстрее, если бы не было раскола в украинской церкви. Так замысел соорудить на территории Национального медицинского университета в Киеве часовню святого Агапита мог просто закончиться скандалом, поскольку за право патронировать ее начали соревноваться сразу несколько конфессий. Чтобы не усложнять ситуацию, решено было отказаться от строительства. Украине, убежден профессор, нужна единая Поместная Церковь, которая бы содействовала и объединению нации, и контактам едицины и религии.
О красноречивом случае с часовней напомнил также профессор, доктор медицинских наук, проректор медуниверситета по воспитательной работе Иван ПАРПАЛЕЙ. По его мнению, идеальный врач — высокообразованный специалист, воспитанный на основах христианской морали, высоких качеств личности. Когда- то студенты, воспитанники Пирогова, благодарили своего учителя за науку оставаться человеком среди людей. Сейчас в стране наконец появились государственные медицинские стандарты, но тем не менее их авторы не предусмотрели вначале ни единых (!?) требований к нравственности будущих медиков, их личностной профессиональной пригодности. Внести «поправки» стоило, по словам проректора, немалых усилий. Хотя и этого, подчеркнул И.Парпалей, надостаточно, ведь в медицинских вузах до сих пор нет целостной науки, которая учила бы милосердию, любви к ближнему, искусству веры.
Владимир ВОЙТЕНКО: «С моей точки зрения, основной импульс к взаимодействию сегодня идет со стороны церкви. И хотя плохого в этом ничего нет, тем не менее желательно, чтобы было встречное движение. Нередко такое сотрудничество похоже на формальность. Например, при больнице открыли церковь, и почти каждый день там происходят моления «за здравие». В самом деле, хорошо, как в театре, несколько приподнятая атмосфера, возникают светлые, красивые чувства, тем не менее выйдешь за порог, и они исчезают. Коллективные «сеансы» общения для людей не весьма эффективны. Не хочу отрицать массовый подход, однако более эфективным в лечебном, психотерапевтическом плане, как доказано, есть индивидуальная работа с больными.
Помню, когда я приглашал священнослужителей 5 лет назад на первую, со времен утверждения в Украине режима агрессивного безбожия, общую конференцию, то они восприняли это с огромной радостью и энтузиазмом, причем пришли владыки, первые лица. Теперь отношение более спокойное, конференция уже не есть чем-то необыкновенным. Момент положительный — идея сотрудничества входит в жизнь. Для медиков это вовсе не дело личного вкуса, мировоззрения или философии, а скорее — профессиональной квалификации. Следует знать, что существует и такое лечебное средство как вера — оно также должно использоваться. При том, что в тех сферах медицины, в каких оно сегодня применяется, есть неплохие примеры решения священнослужителями проблем наркомании, ВИЧ/СПИДа. Возможно, такая работа не так эффективна, как хотелось бы, но социальная потребность в ней большая. На мой взгляд, чрезвычайно полезной была бы помощь духовных целителей женщинам пожилого возраста, которые очень страдают от разнообразных болезней и вместе с тем более склонны к вере».
По мнению отца Михаила из Львова, и религия, и медицина основаны на философии, предметом обеих наук есть человек. Однако, лишь при условии, что обе стоят на правде, уме, знаниях и вере, между ними существует согласие. Развивая убеждения своего духовного брата, представители духовенства разных конфессий и верований согласны с тем, что не может быть отдельной мирской, христианской, или католической биоэтики. Между тем, констатировали они, украинский народ переживает следствия экологического геноцида, а научные достижения нередко несут как благо, так и опасность для жизни людей, аборты являются легализованным убийством (права зачатого человека ничуть не меньшие, чем родившегося), и некоторые страны признали эвтаназию законной...
Профессор, доктор медицинских наук Владимир НИКОЛАЕВ, который принял католическую веру, рассказал «Дню», что на собственном опыте убедился в маленьком чуде — бескорыстная, искренняя, сердечная, убедительная молитва имеет огромную силу, если ты работаешь с пациентом. В особенности, с людьми, перед заболеванием которых медицина бессильна. В таких ситуациях лучше всего работать в паре со священником. Тем не менее готовность врачей сотрудничать В.Николаев оценивает, как достаточно низкую. И не их в этом вина — медицина находится в ужасном положении. Вместе с тем духовенство раздирают внутренние разногласия, а это отвлекает от «предмета» обеих наук — человека.