Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чем манит Ганачивка?

Село, которое может возродить Украину
21 июля, 1996 - 21:52

Вы когда-нибудь слышали о Ганачивке? Живописное село Ганачивка Перемишлянского района Львовской области, расположенное среди лесов за пять км до Свиржского замка. Именно там снимали «Д’Артаньян и три мушкетера». На Википедии можно узнать, что впервые село упоминается в завещании Дмитрия Васька Волчковича. Также раньше пресса писала об археологической экспедиции студентов-историков кафедры археологии и истории древнего мира Львовского национального университета им. И. Франко, которая открыла вблизи села Ганачивка большое поселение липицкой культуры (II—III ст. н. э.). Среди найденных вещей — уникальный памятник — детская игрушка, которой около двух тысяч лет.

Село действительно очень живописно... Пишу о нем, потому что там состоялось примечательное событие для моих родителей, друзей и мужа — там родилась я. Таких сел в Украине сотни тысяч... В них родились миллионы украинцев... Что значит село для каждого из нас? Даже для тех, кто родился и вырос на асфальте? Что значит село для Украины?

СЕЛО ГАНАЧИВКА — В КРАСНУЮ КНИГУ ЗАПРЕЩЕНО ВНОСИТЬ

На карте Украины почему-то не появляются новые села... Сотни статей о вымирании полесских, карпатских сел... терзают сердце... Смертность вдвое превышает рождаемость, люди продолжают убегать из сел. Скоро села надо будет занести в «Красную книгу» административных единиц и обязать власть внедрять мероприятия для охраны и возрождения жизни на селе.

Раз в месяц я должна быть в Ганачивке... Это потребность, которую с годами усиливает интенсивная жизнь в Киеве. На Петра (как говорят в селе) выбралась к бабушке, в родную Ганачивку.

Село — это часть меня. Здесь прошло детство, юность. Смотрю на построенную бабушкой и дедушкой в 1963 году хату, сразу как они поженились, и думаю о ее безграничной ценности. Здесь меня обучили «Отче наш», различным колядкам, здесь бабушка заплетала мне косичку...

В Ганачивке за годы независимости становится все больше пустых хат. Идем по длинной улице и смотрим: вот в этой большой кирпичной хате уже восемь лет никто не живет — вся семья в Испании, а вот этот новый дом молодая пара строила на деньги, заработанные в Португалии, сначала думали вернуться, но пожив немного заграницей изменили свои намерения, потому что не знают зачем возвращаться... Хочется спросить нашу власть, которая так заботится о проблемах села — а что она сделала, чтобы уехавшие на заработки возвращались в села? Где государственная политика возрождения села?

БАБУШКИ — БЕРЕГИНИ СЕЛА... А КТО ИХ БУДЕТ БЕРЕЧЬ?

В детстве меня и сестру каждое лето родители отдавали на полтора месяца в село улучшать иммунитет: кушать клубнику, сено сгребать, сапать буряки, кормить кроликов... Мы ежедневно выгоняли коров и теленка на пастбище, учились доить коров, кормили маленьких цыплят, гусят... Любовь к природе — это все идет из села...

...Казалось, что это было совсем недавно... Сейчас смотрю на 13-летних троюродных сестер, которые в селе на каникулах, и вспоминаю себя. Они приезжают к моей тете — родной сестре бабушки — из Львова. Им нравится село.

Наблюдаю за своей бабушкой, которой скоро будет 80 и удивляюсь, какой она живчик, какая шустрая... Она еще бегает, доит корову, кормит кур и кролей... Дай Боже моей бабке — берегине села — пережить 100-летний рубеж...

... Не верится, но в основном в селе живут бабушки-одиночки, мужья которых давно умерли... И вообще, с мужчинами проблема. Поспивались, поскуривались... Некому около хаты и на поле работать. Даже элементарно, чтобы нанять кого-то за деньги огород посапать — некого.

Еще одна берегиня села — бабушка Ксеня, которая заканчивает восьмой десяток, тоже одиночка. Она часто говорит своему внуку, что не может умереть, потому что на это нет времени, потому что слишком много работы возле хаты, на огороде...

Село держится на бабушках... Пока что... А что дальше... Кто будет жить в селе? Что будет с селом, если моя бабушка умрет...

ДАВАЙТЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В СЕЛО!

В этом году мы с сестрой посадили около трех десятков плодовых деревьев на участке, где бабушке уже не хватает сил садить огород, а нам — времени. Символически выглядит молодой сад. 30 лет назад, когда родители поженились, в старом саду они тоже посадили яблони, сливы, груши, черешни... Один сад обновляет другой... Люблю смотреть как в старом саду собираются четыре поколения — бабушка Слава — мама Надя — сестра Леся — племянница Настуня...Четыре поколения...

Село изменилось... Еще в детстве все ходили в одну маленькую церковь около леса. Распределение на католиков и православных сначала сформировало разные богослужения в одной церкви. А потом ганачивчане решили отреставрировать костел св. Марии Магдалины (построенный в 1803 году), который ощутил удар бомб во время Второй мировой войны. Сейчас — это церковь св. Николая Украинской Автокефальной Православной церкви.

А еще в село из Львова переехала семья Галайко. Пан Петр вырастил 40 000 саженцев дуба и передал их районному отделу областного управления лесного хозяйства. Также засадил на 2 га сад на заросших сорняками полях.

Окружающие поля — это другая тема. Припоминаю еще как там выращивали лен, как мы с бабушкой садились в машину и ехали в поле сапать колхозные бураки. 25 лет бабушка была звеньевой в колхозе. А потом — все развалилось. Местные активисты хотели стать фермерами. Однако кредиты под большие проценты стали петлей на шее... Не выдержав обязательств, поехали на заработки... Думаю сейчас, что это был специальный план развала малого украинского фермерства в зародышевом состоянии... Чтобы не встали на ноги малые хозяйственники...

ВМЕСТО ОКОНЧАНИЯ

Село манит людей по разным причинам. Недавно было немало сообщений о молодых парах — так называемые представители «офисного планктона», убежавшие на село, ближе к природе и довольны. А вот мои друзья недавно ездили в чрезвычайно живописное и богатое исторически село Витачив, находящееся в 50 км от Киева. После экскурсии один друг написал: «Я тоже задумываюсь, над тем, что я делаю, и зачем. Особенно, когда сижу на круче над Днепром, и понимаю, что чтобы я не делал, он будет течь так же как и течет уже несколько тысяч лет. И смотря на его волны вся эта мишура со впихиванием в вагоны каждое утро кажется комичной».

Часто спрашиваю сама себя: как возродить или что возродит село? Что мешает ренессансу? Один из моих знакомых австриец Вольфрам Венделин с украинскими энтузиастами потратили 1,5 года, чтобы уговорить местную власть села Коростив, что на Сколивщине, дать участок на восстановление исторической узкоколейки и строительство музея истории узких путей... Сельский туризм, децентрализация власти, справедливые кредиты для местных фермеров, культурные и образовательные программы могут вернуть людей в село... Могут возродить Украину...

Анна Гопко, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ