Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Черные» бури

Из-за вырубки леса они вновь угрожают Крыму
6 мая, 2003 - 00:00

В нынешних условиях Рескомлес не в состоянии возобновить программу лесопосадок. Четыре крымских лесхоза в этом году находятся на грани закрытия: финансирование из Госбюджета сокращено с 360 тысяч гривен до 150 тысяч, этих средств не хватает не только на содержание питомников, но и на многие другие мероприятия по возобновлению леса, — сообщило Крымское агентство новостей.

Рескомлес — это большое и сложное хозяйство. Лесной фонд Крыма насчитывает 330,2 тысяч гектаров, что составляет 10,6% территории полуострова. 248 тысяч гектаров леса находится в его юрисдикции. В состав комитета входит 15 предприятий, в том числе 7 гослесхозов, 4 государственных лесоохотничьих хозяйства, 3 государственных охотничьих хозяйства и 1 заповедник. В 2002 году Рескомлес затратил на восстановление лесного и охотничьего хозяйства 9,25 миллиона гривен, из которых только 3,33 миллиона, или 36%, поступило из Госбюджета. Государству в виде налогов и сборов возвращено 2,22 миллиона гривен, прибыль предприятий составила 442,4 тысячи гривен. Несколько лет назад Рескомлес окупал лишь 10 процентов своих расходов, но несмотря на это финансировался государством. Каждый четвертый гектар крымских лесов даже в горах посажен человеком…

Кроме лесопосадок другая серьезная проблема лесного хозяйства Крыма — старение самого леса, расположенного в горах и на плато, особенно на южном склоне гор, что защищает крымский курорт от степных ветров. Сегодня не только лесопосадки, но и сам крымский лес, в котором и сейчас находят тысячелетние деревья, не защищен от пожаров и вырубок. В частности, Анатолий Ковальский считает, что важная задача — возобновление крымских дубрав, которые занимают предгорья полуострова на высоте до 600 метров над уровнем моря. Сегодня большинство дубов в лесах — это деревья 7—9 генерации. Такие рощи необходимо заменять на молодые деревца, выращенные из семян, так как порослевые и вегетативно размножившиеся дубравы уже засыхают. Многие годы крымской власти не удается решить вопрос о запрете продажи растений, занесенных в Красную книгу, которые реализуются не только на местах, но весной миллионами вывозятся с полуострова в большие города СНГ, в частности в Москву. Требует контроля изготовление и продажа поделок из «краснокнижных» пород дерева (например из редкого даже в Крыму можжевельника), деревья для которых часто вырубаются браконьерским способом. Главной проблемой животного мира Анатолий Ковальский называет восстановление численности благородного оленя. Эти красивые животные пока не находятся на грани вымирания, однако, несмотря на усилия работников лесхозов, поголовье оленей не увеличивается из-за техногенного наступления человека и массового браконьерства.

Крымские лесники считают риторическим вопрос о том, где взять средства для охраны природы, однако отсутствует правовая база по этой проблеме. Ведь крымский лес может заработать на себя сам. Сбор за посещение крымских лесов для туристов из Украины и СНГ сегодня составляет от 1 до 5 гривен с человека, хотя крымчане могут ходить в походы бесплатно. «Чтобы увеличить доходы от леса, мы разрабатываем новые маршруты в горно-лесной зоне», — рассказал Анатолий Ковальский журналистам. В частности, с прошлого года действует новая туристическая тропа Судак — Новый Свет. Работники лесхозов могут провести экскурсии по таким живописным уголкам полуострова, как Большой Каньон, плато Демерджи, водопад Джур-Джур, урочище Новый Свет и другим.

В прошлом году Рескомлес получил от туристов около 700 тысяч гривен. В Крыму уже установлено исключительно платное посещение заповедников, деньги с туристов также взимают за походы по благоустроенным маршрутам. Однако этого недостаточно. Надо хотя бы постепенно увеличивать финансирование из бюджета. Было бы также справедливым, считает Анатолий Ковальский, проводить отчисления лесному хозяйству от курортного сбора, ведь именно лес создает тот лечебный микроклимат, который используют здравницы полуострова. И если не предотвратить кризис крымского леса, то он может привести к деградации и курортной зоны, которая потеряет фитотерапевтическое значение.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ