Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чорнобривцы на камне

Смогут ли жители волынского городка Любешов возложить цветы и к памятнику Героям Небесной Сотни?
30 сентября, 2015 - 11:06

Нужно было поехать на другой конец области, в самый отдаленный райцентр Волыни, чтобы узнать, что Украина и до сих пор, уже полтора года, живет с войной... Потому что в таких небольших городках, как Любешов,  почти на границе Украины и Беларуси, все на виду и ничего не потеряется. Ни люди, ни призывы. Уже в начале главной улицы Любешева проходишь домик, в котором квартирует местный волонтерский центр, и объявление о приеме пожертвований для украинских военных. Как и везде по Волыни, любешевцы также отправляли своим солдатам тонны продуктов, амуниции...А буквально в нескольких метрах на стене исторического сооружения, бывшей школы пияров, местной знаменитости, потому что в ней получал образование национальный герой Речи Посполитой и США Тадеуш Костюшко, еще и сейчас, когда и на фронте будто затишье, висит большой плакат со словами: «В Україні триває війна. Що ТИ зробив для нашого війська?» 

За месяцы непровозглашенной войны Любешевский район потерял трех своих детей, которые стали солдатами. Конечно, это немного по сравнению с другими районами и городами, потому что Волынь в процентах к общему количеству населения имеет самые большие военные потери в Украине (более 140 бойцов). Но каждая гибель — это человек, который до того был мирным и мечтал совсем о другой жизни для себя и Украины. В Любешеве есть  собственный Герой Небесной Сотни. Это Эдуард Гриневич, уроженец села Деревок, который единственный из своего села ездил на Майдан, был убежденным «свободовцем» и погиб на Майдане от пули снайпера 20 февраля 2014 года. За день до гибели он отправил письмо двоюродной сестре Наталии Мухе, которая ныне работает редактором местной газеты «Нове життя». Теперь особенно пророческими кажутся слова Эдика из письма о том, что он не мог понять: «Почему на меня смотрели люди, когда я стоял на передовой на Институтской и Майдане, и не подходили помогать? Почему они такие трусы и несознательные?». Больше года назад, 28 августа 2014, на площади перед административным зданием с районными учреждениями торжественно заложили и освятили символический камень. На его месте со временем должен был появиться памятник Героям Небесной Сотни. Их портреты даже разместили рядом на месте бывшей районной Доске почета.

И где же памятник? «Только что возвращалась из заседания одной из постоянных комиссий районного совета. По привычке, глянула на памятный камень с табличкой «На этом месте будет установлен памятник Героям Небесной Сотни». И даже остановилась... Чья-то заботливая рука положила на камень несколько цветочков чорнобрывцив. Противоречивые чувства охватили. С одной стороны, на глаза выступили слезы. Почему-то убеждена, что это — дело детских рук. С другой — на сердце стало радостно. От того, что кто-то помнит. Как это ни досадно, а слишком быстро угасает память о тех, кто погиб в центре столицы в феврале 2014-го. Понимаю, нынешние события на востоке закономерно стирают эти следы воспоминаний. Но тех, кто первыми отдал свои жизни, не имеем права забывать... Еще совсем недавно так много говорилось об установлении того же памятника в центре Любешева. Проводилось обсуждение. Для этого отводили место на страницах газеты. И что? Забюрократизированность уверенно перечеркивает все надежды... И в то время, когда в социальных сетях, электронных СМИ с каждым днем можно ознакомиться с все  новыми памятниками, мемориальными комплексами в честь Небесной Сотни, у нас остается радоваться чьему-то несмелому признанию в памяти. И все-таки это уже что-то. Точнее много. Ведь если помнят дети, значит, память о наших героях будет жить и в будущем. А это самое важное!» — так писала в социальной сети двоюродная сестра Эдуарда Гриневича Наталия Муха.

Инициаторами установления памятного камня стали в Любешеве местная «Свобода» и общественное объединение «Майдан-Любешів». Глава районной «Свободы» говорил о том, что «простые ребята ценой своей жизни остановили ненавистный бандитский режим, это проявление самого большого мужества, патриотизма, любви к своей стране». Ныне этот человек уже в Любешеве не живет. А ОО «Майдан-Любешів» действует, и руководит им так же Николай Савчук, который из волонтера стал недавно чиновником, начальником районного управления культуры. Говорит, что памятник давно мог бы стоять, но все не могут найти на это дело заказчика... Хочет обращаться к землякам, чтобы нашлись среди них «патриотичные, пассионарные люди», которые организуют общественное объединение, которое и станет заказчиком на памятник. ОО «Майдан-Любешів», которое уже существует больше года, им быть не может, потому что не имеет ни устава, ни фонда. То есть о памяти заявили, камень поставили, а дальше надо искать «пассонарных людей»! Председатель Любешевского районного совета Петр Нагорный был более компетентный. Говорит, что в районном бюджете были предусмотрены средства на памятник, были уже и эскизы, и что обелиск такой крайне нужен не только ради памяти погибших героев, но и чтобы «власть помнила уроки Майдана». Но все упирается в заказчика, и дело это будут «утрясать».

Конечно, память о «простых беззащитных ребятах, которые ценой своей жизни остановили ненавистный бандитский режим», — это не только камень и обелиск. Это просто память, искренняя и благодарная, которая не терпит равнодушия и пустословия.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ