Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВОБОДОЙ?

31 января, 2003 - 00:00

Помните вопрос начала перестройки: «Легко ли быть молодым?» И тогда, и сейчас смею уверить: молодым быть легко — с молодых начинается Родина.

Помните, когда мы были школьниками, 30-летние учителя казались нам глубоко пожилыми людьми. До какого момента человек квалифицируется как молодой? Думаю, до того скорбного дня, когда он скажет: «Раньше было лучше». Увы, мы в Украине имеем дело с другой реальностью, когда эту немудреную мысль, в той или иной вариации, выдвигают вполне молодые на вид люди. Слышали расхожее уличное «Они там наверху только портфели делят», «От нас ничего не зависит» и обобщающ е-категоричное «В этой стране никогда ничего хорошего не будет»? С тройным отрицанием! Или, как говорят в криминализированной среде, — «сплошная отрицаловка». Апофеоз «отрицаловки» можно видеть каждый год после Дня независимости вечером на майдане Незалежности. После заката солнца валят толпы пьяных, агрессивных молодых людей. Это уже Ночь независимости. Независимости от чего, интересно? Прежде всего, думается, это независимость от культуры (идите осторожно — могут попасть бутылкой по голове!). Я все думала: чем мотивированы эта тотальная ругань, плевки под ноги, битье бутылок? И озарило — праздник-то не их! Хотя все как положено — и парад, и песнопения, и фейерверк по высшему разряду… А все равно на память приходит Салтыков-Щедрин: «По осени, как всегда, подоспел праздник предержащих властей».

Может, нужно еще лет пятьдесят, чтобы национальный праздник стал «своим» для празднующих его. Ведь такой праздник возможен только в гражданском обществе, которое, как известно, является не только косвенной альтернативой государственной власти, но — бери выше! — ставит государство себе на службу. Пока этого нет, все праздники будут «их», а нам останется старческое ворчанье.

Зарубежные «папы» называют нас «страной переходного периода». Смешно наблюдать, но все неприятности переходного возраста у нас налицо, и отдельные личностные качества подростка можно попробовать транспонировать на всю молодежь. А если присмотреться — то и не только на молодежь. Неопрятная внешность: представим на секунду грязных подростков-бомжей, или, с другой стороны, — «культовую» небритость-нечесанность молодежных музыкальных кумиров.

«Стадность» — дружное единогласное «торчание» от очередной новоиспеченной «звезды». Подверженность «чужим влияниям»: взять, к примеру, распространенный среди подростков синдром слова-паразита «вау!» «Гормональная» сексуальность: обнаженная натура (конечно, исключительно женская) — в любой торговой точке необъятной родины. Вспышки агрессии: вспомним, к примеру, молодежную акцию протеста перед ВР, когда ребятки выпустили на волю свиней с табличками-именами. Хорошо, если инициатива исходила от самих молодых людей — а то, бывает, и взрослые дяди надоумят.

Болезни переходного возраста, как известно, легко изживаются, но для этого нужны два условия. Первое: чтобы стать зрелым человеком, подросток должен осознать свою индивидуальность. И второе: чтобы стать индивидуальностью, он должен обособиться, «оторваться» от своих родителей. И от старых идей.

Очень жаль, но и на одиннадцатом году независимости нашей Родины смею констатировать: нынешние школьные выпускники живут в стране «двойной лжи». Грубо говоря, рыночную экономику им «толкуют» бывшие компартийцы, а рыночную политику — бывшие комсорги.

Моему поколению было легче — мы еще сами успели побыть (немного) комсоргами и партийцами, поэтому имеем хороший нюх на «комсюковскую» лексику и патриотическую фразеологию. Нынешние молодые — вирусоносители, и сами часто не догадываются об этом. В противоборстве конкурирующих ценностно-нормативных систем (социалистического «общака» и капиталистического индивидуализма), когда деды еще стоят на классовых позициях (хотя ноги уже не те), отцы топчутся с ноги на ногу (частично признают, частично отмежевываются, частично не поступаются принципами), что же остается детям? Если говорить не о духовной элите молодежи, а о среднем парнишке из среднего города — ему пока остается для жизни такой же средний «пофигизм» в ожидании, когда общество трансформируется хотя бы до какой-то удобопонятной формы. В скучном ожидании этот средний парнишка демонстрирует нам, опять же, от скуки, разные фокусы — то пренебрежение элементарными общекультурными требованиями, то неспособность к диалогу с себе подобными, то атавистическую тоталитарную нетерпимость, а то и прямую агрессию.

Вечная тема — самоидентификация молодежных групп. Мужик — не баба, рокер — это тебе не квакер, «в этих штанах ты похож на нефора», а реперы и альтернативщики вообще не могут спокойно смотреть друг на друга. Но зато все «продвинутые» дружно презирают гопов- попсовиков. Тут, правда, имеет место еще и идеология территориальной войны, ведущая свое начало от древних кулачных боев «местных» с «чужаками». Вечный «центровой» снобизм противопоставляет себя такому же точно снобизму «окраинному»: для киевских пацанов черниговские — безнадежные провинциалы, для симферопольских — бахчисарайские. Таким образом, провинцией становится вся необъятная Родина.

А позитив где? — спросите вы.

Судя по моим наблюдениям, именно здесь — в способности «переработать», «перелопатить», «перепахать» наследственные болезни — и пролегает водораздел между посттоталитарным, закомплексованным, агрессивным и бедным сознанием — и сознанием нового, подлинного, аутентичного, веселого человека — человека будущего. Плевать на генетическую обусловленность! Плевать на мутные россказни о том, что поколение будущего вырастет через 50 лет! Будущее начинается сейчас, сию минуту — и именно с меня!

Студенты театрального института, ответившие на вопросы о том, какими им представляются перспективы собственной жизни в Украине, «детскими болезнями левизны» уже не страдают. Этим молодым людям уже не стыдно любить свою страну и оптимистически связывать с ней свою дальнейшую карьеру. Они не боятся ни «украинизации», ни «русификации» — потому что свободно говорят на обоих языках, а в дополнение к ним освоили еще один-два языка межнационального общения. В целом они словно бы оставили нам это неблагодарное занятие — «проситься в Европу», — а сами уже и ощущают себя, и живут по-европейски. Проблемы этих молодых людей — в совершенно другой плоскости: как выразить себя в искусстве, найти интересную и хорошо оплачиваемую работу, в чем смысл моего существования, что я могу сделать для своих родных и для людей в целом. Спектакль «Тень», поставленный этими молодыми людьми на сцене «Молодого театра», подарил мне твердую уверенность в будущем нашей с вами страны. Звучит пафосно — но точно.

Помните высказанную выше мысль: чтобы стать взрослым, человек должен обособиться от своих родителей? И уметь отказаться от старых идей. А помните фильм перестроечной эпохи «Убить Дракона»? Дракон насмешливо спрашивает рыцаря Ланселота: «Хотите подарить им свободу? А что они с ней будут делать?»

Ура, молодые, вам теперь легко быть молодыми — вы живете в свободной стране! Осталась малость — научиться с этой свободой обращаться. Причем не завтра и не за границей — а здесь и сейчас.

ОТ РЕДАКЦИИ: Вопросы, поднятые в письме Ольги Владимирской, настолько актуальны, что мы решили предложить читателям, и в первую очередь — тем, кому «до тридцати», подискутировать о современной молодежи. Нас интересует ваше видение проблемы молодых, их взаимоотношений как в молодежной среде, так и со старшим поколением, кем они чувствуют себя в независимой Украине, связывают ли с ней свою судьбу и готовы ли принять на себя ответственность за будущее страны? Ждем ваших писем по адресу: 04212, Киев 21,ул. Маршала Тимошенко, 2л; e mail; [email protected].

Ольга ВЛАДИМИРСКАЯ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ