Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что может диаспора?

Опыт других стран и реалии Украины
15 декабря, 2010 - 19:37
«УКРАИНОЧКА» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Сегодня миграцию рассматривают как одно из определяющих явлений, характеризующих ХХІ век. По данным Мирового банка, свыше 130 миллионов человек находится за пределами своей родины. Международная организация по вопросам миграции приводит еще более поразительные цифры: в наше время 192 миллиона человек живет за пределами страны происхождения, что составляет три процента всего населения мира. А это значит, что приблизительно один человек из 35, в среднем во всем мире, является мигрантом.

Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника» впервые в Украине выступил инициатором проведения парламентских слушаний по вопросам сотрудничества с мировым украинством. Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений 8 декабря 2010 года провел такие слушания на тему «Современное состояние и пути урегулирования проблем в сфере защиты трудовых мигрантов — граждан Украины».

НОВЫЙ ВИД ОТНОШЕНИЙ: «ГОСУДАРСТВО — ДИАСПОРА»

Миграция начинает занимать одно из главных мест в политике не только стран «Группы восьми» и многих других держав мира, но и таких структур, как ООН, ЮНЕСКО, ЕС и др. На мировых форумах по вопросам миграции выносят на обсуждение и проблему сотрудничества с диаспорой, поскольку это явление возникло как следствие миграционных процессов. В кругу дискуссий — пути наиболее эффективного привлечения диаспоры для взаимной выгоды как страны проживания, так и страны происхождения и новый инструментарий для увеличения влияний деятельности диаспоры как фактора развития.

Государства теперь признают, что принадлежность лица к стране происхождения не определяется местом пребывания этого лица. Возникает новый вид отношений: «человек — государство», «государство — диаспора». За последние 25 лет на политической арене роль диаспоры заметно возросла. Причин много, среди них следует назвать: геополитические изменения, в том числе и те, которые были обусловлены крахом коммунистической системы, что привело к возникновению новых стран на политической карте мира; политику поликультурности, которую активно внедряют в тех странах, где живет много иммигрантов; новейшие коммуникационные технологии, которые сегодня являются мощным средством общинного сплочения и др.

Сегодня многие страны уже разработали механизмы разностороннего сотрудничества со своими диаспорами, стимулируя таким образом процессы культурной, политической, научной и бизнесовой интеграции. Результатом, следствием таких интеграционных взаимодействий является возникновение целостности, имеющей новые качество и сущность. В процессе взаимодействия происходит формирование интересов, целей, осознаваемых как общие для этой целостности.

Мировая практика свидетельствует, что при выработке политики взаимодействия государства и его диаспоры следует дать ответы на вопросы: кто? (является диаспорой); где? (локализованная диаспора); как? (привлечь диаспору для развития); для чего? (ожидаемый результат от сотрудничества с диаспорой). Правительства многих стран ставят перед собой цель привлечь диаспору путем активного использования человеческого, социального, финансового, культурного, политического капитала.

Многие страны мира используют свои диаспоры как инструмент для реализации своей внешней и внутренней стратегии развития. Некоторые диаспорные ассоциации влияют на формирование политики государств-оппонентов своих стран происхождения в интересах Родины, влияют на правительства своих государств путем поддержки или через оппозицию, предоставляют финансовую или другую помощь политическим партиям, движениям, общественным организациям.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА

Как известно, существует «стратегия развития» японского, китайского, цыганского и других этносов. Каждая такая стратегия работает на воссоздание уникального этноса в постоянно изменяющихся, в результате исторических обстоятельств, условиях. Эволюционная стратегия развития еврейского этноса, например, базируется на принципах сегрегации еврейской общины от нееврейского мира; поддержки у членов еврейского общества убежденности в своей избранности; интеллектуальной защите доктрин и идеологий иудаизма и еврейских теорий антисемитизма и др. Результатом этой стратегии стало образование еврейского суперэтноса с уникальными характеристиками: лояльность и преданность «народу Израиля».; высокая степень этнической идентификации; высокий уровень сплоченности, координирования и согласованности между еврейскими общинами; менталитет «избранности» еврейского народа; моральный партикуляризм, который выражается в известной фразе: «хорошо то, что хорошо для евреев»; всесторонняя поддержка государства Израиль и лоббирование его интересов во всех странах еврейской диаспоры. Это, безусловно, способствует консолидации еврейских общин в странах проживания и приводит к тому, что евреи США, Канады, Великобритании и других стран едут с семьями в Израиль, несмотря на то, что там продолжается непрерывная война, что Израиль фактически является не прифронтовой, а фронтовой зоной в израильско-палестинском конфликте.

Сегодня миграцию рассматривают как одно из определяющих явлений, характеризующих ХХІ век. По данным Мирового банка, свыше 130 миллионов человек находится за пределами своей родины. Международная организация по вопросам миграции приводит еще более поразительные цифры: в наше время 192 миллиона человек живет за пределами страны происхождения, что составляет три процента всего населения мира. А это значит, что приблизительно один человек из 35, в среднем во всем мире, является мигрантом.

Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника» впервые в Украине выступил инициатором проведения парламентских слушаний по вопросам сотрудничества с мировым украинством. Комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений 8 декабря 2010 года провел такие слушания на тему «Современное состояние и пути урегулирования проблем в сфере защиты трудовых мигрантов — граждан Украины».

НОВЫЙ ВИД ОТНОШЕНИЙ: «ГОСУДАРСТВО — ДИАСПОРА»

Миграция начинает занимать одно из главных мест в политике не только стран «Группы восьми» и многих других держав мира, но и таких структур, как ООН, ЮНЕСКО, ЕС и др. На мировых форумах по вопросам миграции выносят на обсуждение и проблему сотрудничества с диаспорой, поскольку это явление возникло как следствие миграционных процессов. В кругу дискуссий — пути наиболее эффективного привлечения диаспоры для взаимной выгоды как страны проживания, так и страны происхождения и новый инструментарий для увеличения влияний деятельности диаспоры как фактора развития.

Государства теперь признают, что принадлежность лица к стране происхождения не определяется местом пребывания этого лица. Возникает новый вид отношений: «человек — государство», «государство — диаспора». За последние 25 лет на политической арене роль диаспоры заметно возросла. Причин много, среди них следует назвать: геополитические изменения, в том числе и те, которые были обусловлены крахом коммунистической системы, что привело к возникновению новых стран на политической карте мира; политику поликультурности, которую активно внедряют в тех странах, где живет много иммигрантов; новейшие коммуникационные технологии, которые сегодня являются мощным средством общинного сплочения и др.

Сегодня многие страны уже разработали механизмы разностороннего сотрудничества со своими диаспорами, стимулируя таким образом процессы культурной, политической, научной и бизнесовой интеграции. Результатом, следствием таких интеграционных взаимодействий является возникновение целостности, имеющей новые качество и сущность. В процессе взаимодействия происходит формирование интересов, целей, осознаваемых как общие для этой целостности.

Мировая практика свидетельствует, что при выработке политики взаимодействия государства и его диаспоры следует дать ответы на вопросы: кто? (является диаспорой); где? (локализованная диаспора); как? (привлечь диаспору для развития); для чего? (ожидаемый результат от сотрудничества с диаспорой). Правительства многих стран ставят перед собой цель привлечь диаспору путем активного использования человеческого, социального, финансового, культурного, политического капитала.

Многие страны мира используют свои диаспоры как инструмент для реализации своей внешней и внутренней стратегии развития. Некоторые диаспорные ассоциации влияют на формирование политики государств-оппонентов своих стран происхождения в интересах Родины, влияют на правительства своих государств путем поддержки или через оппозицию, предоставляют финансовую или другую помощь политическим партиям, движениям, общественным организациям.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА

Как известно, существует «стратегия развития» японского, китайского, цыганского и других этносов. Каждая такая стратегия работает на воссоздание уникального этноса в постоянно изменяющихся, в результате исторических обстоятельств, условиях. Эволюционная стратегия развития еврейского этноса, например, базируется на принципах сегрегации еврейской общины от нееврейского мира; поддержки у членов еврейского общества убежденности в своей избранности; интеллектуальной защите доктрин и идеологий иудаизма и еврейских теорий антисемитизма и др. Результатом этой стратегии стало образование еврейского суперэтноса с уникальными характеристиками: лояльность и преданность «народу Израиля».; высокая степень этнической идентификации; высокий уровень сплоченности, координирования и согласованности между еврейскими общинами; менталитет «избранности» еврейского народа; моральный партикуляризм, который выражается в известной фразе: «хорошо то, что хорошо для евреев»; всесторонняя поддержка государства Израиль и лоббирование его интересов во всех странах еврейской диаспоры. Это, безусловно, способствует консолидации еврейских общин в странах проживания и приводит к тому, что евреи США, Канады, Великобритании и других стран едут с семьями в Израиль, несмотря на то, что там продолжается непрерывная война, что Израиль фактически является не прифронтовой, а фронтовой зоной в израильско-палестинском конфликте.

В связи с ростом ассимиляционных процессов, которые являются объективными явлениями в среде диаспор, депутат Кнессета положил начало антиассимиляционной программе под названием «Право рождения». (По данным Института мирового конгресса, ассимиляция, то есть исчезновение диаспорных евреев в странах проживания, набирает катастрофического размаха. Учитывая процент ассимиляции евреев, который составляет 50%, через 30 лет за пределами Израиля их будет лишь 4,4 миллиона.) Согласно этой программе, каждый молодой еврей в возрасте от 15 до 26 лет имеет право воспользоваться бесплатным авиабилетом для поездки и для десятидневного пребывания в стране своего происхождения в соответствии с программой, которую он изберет, общей стоимостью 15 000—20 000 долл. на человека. Финансирование обеспечивается из специально созданного для этой цели фонда. Программа действует с 2000 года.

В США Израиль владеет чрезвычайно мощным инструментом — American Israel Public Affairs Committee (AIPAC), более известным как «еврейское лобби». Среди многих проектов следует назвать его сотрудничество с американским Конгрессом, результатом которого было:

— 2,9 миллиарда долл. на помощь Израилю, включая фонды на борьбу с терроризмом;

— 500 миллионов долл. на израильскую оборону;

— 70 миллионов долл. на вновь прибывших иммигрантов из бывшего Советского Союза.

AIPAC удалось убедить 82 сенаторов и 236 депутатов подписать петицию, которая повлияла на отказ президента США оказывать давление на Израиль с целью ускорения мирных переговоров.

Многочисленные организации работают на общую цель во имя укрепления солидарности евреев во всем мире; среди самых влиятельных следует назвать:

— World Jewish Restitution Organisation, которая заставила швейцарские банки возместить евреям, ограбленным в годы Второй мировой войны, их потери;

— United Jewish Appeal, организация, занимающаяся филантропической деятельностью и выделяющая ежегодно свыше 700 миллионов долл. в поддержку разных видов деятельности евреев в мире.

Это лишь один из многих примеров использования государством своей диаспоры как фактора политического влияния.

ПРИМЕР АРМЯНСКОЙ И ПОЛЬСКОЙ ДИАСПОР

Интересным является пример деятельности армянской диаспоры, которой удалось повлиять на ситуацию, которая сложилась в Армении в постконфликтный период 1994 года, когда наблюдалось отсутствие национальной консолидации, дробления и противостояния политической элиты, пораженной внутренними противоречиями, что привело к застою экономических реформ и тем самым к существенному замедлению инвестиционных поступлений, и добиться путем успешного лоббирования в американском правительстве расширения официальной помощи Армении. В результате были заблокированы программы помощи для Азербайджана, зато Армения получила 240 млн.долл. Этот шаг обеспечил мощную поддержку армянским правительствам, которые находились на стадии перманентной ротации.

На всех этапах своего вхождения в ЕС страны-кандидаты активно привлекали свои диаспоры. В 2003 году состоялась общая конференция парламента Польши и польских обществ зарубежья под названием «Конференция Полонии из стран Европейского Союза», на которой маршалок сената Лонгин Пастусяк отметил большую роль польской диаспоры на пути вхождения страны в ЕС, наметив ее две важнейшие задачи:

— влияние на правительства 15 стран-членов ЕС в вопросе ратификации договора о вступлении;

— работа над утверждением позитивного образа государства в странах проживания с целью успешного проведения мониторинга общественного мнения в странах ЕС по вопросу вхождения Республики Польша в эту европейскую структуру.

Много стран, таких как Израиль, Армения, Куба, Греция, рассматривают диаспору как важное стратегическое политическое средство влияния в странах проживания. Примером этого являются создания общих американских ассоциаций, представителями которых являются одни из самых влиятельных лиц в Вашингтоне.

ДИАСПОРА И ИНВЕСТИЦИИ

Как показывает опыт зарубежных стран, в отношениях государства и диаспоры отдельной проблемой является целый комплекс заданий экономического характера, в частности: привлечение инвестиций, развитие торговых отношений и урегулирование вопроса денежных переводов, который предопределяет изменения в банковской системе. Ведь именно банки играют весомую роль в направлении финансовых потоков трудовой иммиграции в страны происхождения.

Приведем не совсем типичный, но очень показательный пример. Для всех китайцев, где бы они ни жили, главное — это Родина и необходимость работать для ее процветания. Именно эта страна сумела использовать все факторы влияния, в том числе и своих соотечественников за рубежом. Еще 35—40 лет тому назад всемирная китайская диаспора («хуацяо») вела достаточно хаотичное существование. Сегодня благодаря целеустремленной правительственной политике — это мощная консолидированная формация, которая вложила миллиарды американских долларов инвестиций в экономику КНР, а это 70—80% всех иностранных инвестиций, которые проистекают преимущественно из Гонконга, Тайваня и Сингапура, где китайские предприниматели создают компании и осуществляют финансовые вливания в свою родину. Внешняя экономическая политика Китая может быть охарактеризована экономической интервенцией в Юго-Восточную Азию, в которой этнические китайцы составляют 86% самых богатых людей. Китайская диаспора контролирует экономику Индонезии чуть ли не на 90%, Таиланда — на 75%, Малайзии — на 50—60%. Общественное мнение является единодушным в утверждении, что благодаря эффективной реализации правильно определенных политических мероприятий в Китае специалисты из диаспоры не боятся инвестировать в экономику своей родины.

Гуманитарная помощь без инвестиций является безответственной стратегией. Влияние таких инвестиций расценивается однозначно как позитивное, поскольку они являются катализаторами развития, способствуют повышению производительности труда, передачи знаний, навыков, приобретенных в странах проживания; способствуют в налаживании сотрудничества между предприятиями, которыми они владеют в эмиграции, и останавливают отток интеллектуальной силы за границу, поскольку предоставляют рабочие места и внедряют новейшие технологии и др. Как отмечают эксперты, мотивационным фактором для инвестиций диаспоры является не только прибыль, но и ностальгические чувства, этнические связи, сохраненная национальная идентичность, желание присоединиться к процессу развития родных стран. В связи с этим утверждается система законодательных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата, изменений в системе налогообложения и визового режима, таможенных правил и др.

Значительное внимание многих государств фокусируется на эффективном привлечении человеческого ресурса диаспоры, в частности в политике — на использовании высококвалифицированных кадров. В Нигерии создана База данных профессиональных человеческих ресурсов, в Гане — Банк навыков, в Бенине — База данных соотечественников-профессионалов, которые проживают во Франции и База компетентности. Африканский Форум развития имеет Африканскую экспертную базу данных диаспоры. Министр промышленной политики и предпринимательства Шри Ланки Гамини Пейрис отметил: «Нашей наибольшей ценностью является человеческий ресурс. Поступления от нашей диаспоры занимают второе место среди поступлений в нашу страну».

Хорошим примером может служить опыт региона Карибских островов, где показатель миграции людей, которые получили высшее образование в колледжах, является чуть ли не самым высоким в мире: по оценкам, 76% жителей Ямайки, которые получили образование в колледже, в настоящий момент проживают в США. Эта «перекачка умов» была большой потерей для страны, но, используя умение и опыт диаспоры, правительствам удается не только нейтрализовать эти негативные явления, но и привлечь диаспору как носителя знаний и умений для разработки разнообразных проектов. Так, из 400 000 студентов, которых Китай отослал на учебу за рубеж во франкоязычные страны, вернулись на родину лишь 140 000. Зато в настоящее время выпускники, которые не вернулись, создали свыше 3 000 предприятий в Китае, а 10 000 высококлассных специалистов принимают участие в работе 35 государственных бизнес-инкубаторов.

Диаспоры никогда не были однородными средами, невзирая на их общее происхождение. Часто внутри наблюдаются конфликты, предопределенные разными обстоятельствами и причинами, которые заставили людей покинуть родную землю. Однако, как правило, в настоящее время, невзирая на противоречия, трансформационные процессы, новейшие реалии, в среде диаспоры наблюдается стойкая тенденция в политике государств, направленная на мобилизацию огромного потенциала своих соотечественников в зарубежье.

На вебсайтах индийской диаспоры можно прочитать: «Диаспора является чем-то очень особенным для Индии. Проживая в далеких странах, ее граждане добились невероятного успеха в избранных профессиях и все это благодаря преданности своему делу и тяжелому труду. Очень важным является то, чтобы они всегда помнили о своей эмоциональной, духовной и культурной связи со своей родной страной. Она всегда будет звучать взаимной гармонией в сердцах народа Индии».

УКРАИНЦЫ В МИРЕ

На сайте Мирового конгресса Украинцев, который является международной координационной надстройкой украинских общин диаспоры в 32 странах мира, сказано, что СКУ представляет интересы свыше 20 миллионов украинцев. То есть именно столько нас вне Украины. Среди 30 миллионов работоспособных граждан каждый четвертый работает за рубежом. По оценкам экспертов, ежегодно около 2,5 млн. украинцев едет для нелегальной работы в другие страны.

Украинская диаспора не является уникальным явлением — это живой организм, который испытывает влияния и изменения, предопределенные рядом экономических, политических и культурных факторов. Она вписывается в общую мировую диаспорную и миграционную мозаику, со свойственными ей внутренними противоречиями, конфликтами разных эмиграционных волн, трансформационными и ассимиляционными процессами.

Украинские сообщества сегодня не существуют в их первозданном виде. В их среде происходят значительные трансформационные процессы, предопределенные разными факторами, в частности ассимиляционными. За годы независимости нашего государства возникло также новое явление — восточная диаспора, которая начала развиваться после развала советской империи, однако находится лишь на стадии активной структуризации и нуждается в особенном внимании и поддержке со стороны своей исторической родины.

Родилась и новая проблема четвертой волны эмиграции — а это миллионы наших соотечественников, которыми практически не занимается государство. Его задачи частично перебрала на себя церковь, служа тем центром, вокруг которого объединяются эмигранты. С одной стороны, наблюдаем отток мощных интеллектуальных сил из Украины, что, по высказываню народного депутата Украины Г. Удовенко, который длительное время в Верховной Раде возглавлял комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, может превратить страну в «зону стихийного бедствия». С другой стороны, Олег Воловина, профессор, президент Informed Decisions Inc. (США), проведя детальный статистический анализ, делает вывод о том, что поток четвертой волны положительно влияет на функционирование украинских общин, в частности в США, и является активным фактором уменьшения ассимиляционных процессов среди украинцев. Новая волна эмиграции — явление далеко неоднозначное, требующее отдельного изучения и исследования.

Однако, в отличие от большинства стран мира, в нашем государстве нет осознания важности привлечения диаспоры к державосозидательным процессам. Определенные позитивные сдвиги в этом направлении произошли, когда впервые было создано при МИД Управление по вопросам связей с зарубежным украинством, разработана концепция и программа сотрудничества с диаспорой и выделены средства.

В данное время в Министерстве иностранных дел Украины готовят проект государственной программы сотрудничества с зарубежным украинством на период 2011—2015 гг. Есть также надежда, что сотрудничество государства Украина и мирового украинства войдет в законодательное русло, как это существует во многих странах мира, которые расценивают свои диаспоры как мощный нациосозидательный и державосозидательный фактор развития, действенный инструмент политического, экономического и культурного влияния в странах проживания; эффективное средство для утверждения позитивного образа своего государства в международном сообществе.

Украине как молодому государству в вопросе взаимодействия с диаспорой необходимо базироваться на постулате: украинская диаспора — интегральная часть Украины. В связи с этим следует: 1) изучить мировой опыт взаимодействия с диаспорой и механизмы сотрудничества; 2) разработать стратегию сотрудничества с диаспорой как державосозидательного фактора, совмещая капитал умений и знаний на синергетической основе; 3) признать направление работы с диаспорой как стратегическое, которое не зависит от изменений политических персоналий.

Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ — директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника»

Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ