«День» постоянно бьет тревогу на своих страницах по поводу исполинских новостроек, которые, растут в нашей столице как грибы после дождя, меняют его первозданную красоту и подвергают природно-техногенной опасности. Вот и 26 марта этого года в актуальных материалах «Время изучить: как появились «памятники коррупции?», «Исторический Святошин разрушают» Инна Бирюкова в который раз пишет об этой наболевшей проблеме, которая, как я считаю, касается не только жителей Киева, но и всех, кому небезразлична судьба национального исторического и культурного наследия.
Веками Киев очаровывал украинцев и всех, кто приезжал в эти легендарные и святые места, своей неповторимой красотой, воспетой в стихах и песнях, которую ему придавали Днепр- Славутич и зеленое море его высоких лесистых холмов. А золотые купола Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в ее барокковом убранстве с конца ХVII века навеки вписались величественный окружающий живописный ландшафт, делая Киев одним из крупнейших центров мирового православия. Четырехъярусная колокольня Лавры, удачно спроектированная архитектором Й. Шеделем, со своим неповторимым силуэтом стала доминантой окружающего пространства, которое всегда вызывает у нас щемящие эмоциональные переживания от прикосновения к седой древности. Без всего этого рукотворного и боговдохновенного невозможно представить наш Киев.
С тех пор никто не смел нарушать неповторимую красоту «Матери городов русских», потому что знали: любое новое «инородное» сооружение может внести большой диссонанс в сформированное веками окружающее ландшафтно-архитектурное пространство.
В советскую эпоху, когда к памятникам сакральной культуры было известно, какое отношение (в 20—30-х годах их уничтожено в Украине десятки тысяч), историческая панорама Киева была навсегда нарушена демоническим разрушением Михайловского Златоверхого, Мыкильского военного соборов, других уникальных культовых сооружений.
В 1981 году в угоду Москве рядом с Лаврой возвели новый «колосс» — застывшую статую женщины, закованной в стальной панцирь. Открытие этого «шедевра» (главный автор проекта — Е. Вучетич) застойного периода приурочили к приезду в Киев престарелого генсека Л. Брежнева. Никто тогда не прислушивался к голосу архитекторов, общественности, которые просили не искажать живописную панораму правобережного Киева. Но в полный голос стать на защиту столицы в то время было чрезвычайно сложно — воля партии была превыше всего. Тогдашние чиновники по-волюнтаристски решили, что в Киеве (как и в Волгограде) должна быть такая же гигантская статуя Родины-матери (более 65 метров), как и на волжских берегах. Вообще, возводить гигантские сооружения с пропагандистской целью было типичным явлением для коммунистической эпохи. Внимания не обращали ни на целесообразность, ни на эстетический вид этой циклопической статуи, которая душит окружающее пространство своим присутствием. Если статуя Свободы в Нью- Йорке удачно вписалась в тамошнее небоскребное окружение, то в Киеве упомянутая исполинская скульптура выглядит как-то болезненно несуразно. А посему телеоператоры, показывая правобережный Киев, стеснительно отводят камеру от упомянутого монументального сооружения над Днепром.
В рыночных условиях, в которые Украина вошла в начале 90-х, началась хаотичная застройка Киева (в том числе и его исторической части). Сегодня нельзя без боли смотреть на восставшие то тут, то там модерновые сооружения с эклектическими элементами разных стилей минувших эпох, которые стремительно «наступают» на Киев, меняя его архитектурное лицо в центральной части. Это разного рода офисные комплексы, жилищные, гостиничные сооружения, развлекательные центры и т.п.
Архитектурный силуэт Киева за последние десять лет очень изменился. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Центральная часть города нашпигована архитектурными «монстрами» в стекле и бетоне. Заповедные зоны оказались в окружении этих супермодерновых строений. Они «душат» их, теснят и, кажется, вот-вот уничтожат.
Старожилы Киева практически со слезами на глазах говорят, что родной город стал чужим для них, он теряет свою былую красоту, и все меньше здесь уголков, где можно отдохнуть в тени парков и скверов, подышать свежим воздухом. К тому же, небывалое количество автотранспорта значительно ухудшило экологическую обстановку в столице. Киев начал не радовать глаз, а утомлять своей суетой, нагромождением исполинских строений. Это неоднократно чувствовал и я, сравнивая свою студенческую жизнь в Киеве в 70- х годах прошлого века с сегодняшней. Я имею в виду санитарный уровень города, когда он еще не пережил страшную атаку Чернобыльской катастрофы.
Уже не раз пресса и телевидение поднимали вопрос о недопустимости немотивированной застройки исторической части Киева — Владимирской улицы, Михайловской площади, а также Подола, Печерска и других прилегающих к центру кварталов высотными домами. И тут городская власть должна была бы первой стать на защиту столицы от хаотичной застройки, чтобы не было утрачено историческое лицо старинного Киева. Создается впечатление, что она — эта власть — не является хозяином города. В решении судьбоносных вопросов жизни столицы она становится иногда беспомощной. Нередко пренебрегает мнением специалистов, общественности. Вспомните недавнее возмутительное событие в Киеве, когда защитников окружающей среды от застройки, которая ухудшает жизнь людей, начали избивать нанятые хозяевами строения головорезы.
Экспансия небоскребов в центральной части Киева уже поставила под угрозу существование исторических памятников. Под самыми стенами Софийского собора планировалось строительство «высотки». Когда рыли котлован, каменные стены собора дали трещины. Общественность забила тревогу — под угрозой оказался архитектурный памятник мирового значения, находящийся под охраной ЮНЕСКО.
Р. Кухаренко, и.о. руководителя управления охраны памятников истории Киева, еще 19 мая 2005 года рассказал «5 каналу» о причинах хаотичной застройки Киева. Он, в частности, отмечал, что идет проектирование «тычек» (многоэтажных строений) в разных местах, для которых «выбиваются» участки земли. Но мало что изменилось с того времени.
Нечему удивляться — где существуют бизнесовый интерес, там никто не обращает внимание на вопросы ценности исторических памятников, нашу ответственность перед потомками. А как тогда быть с национальными интересами в процессе застройки Киева, других исторических городов Украины? Почему ими пренебрегают, и почему их никто не может должным образом защитить? Существует и законодательство по застройке Киева, и не только его, которое, однако, не выполняется. Правовой нигилизм во всем — характерный признак сегодняшней Украины.
Да хоть бы поучились у других европейских стран! Всегда осторожно и продуманно относятся к застройке центральных исторических частей Вены, Будапешта, Парижа, Праги и других столиц. Здесь сберегли их древнее архитектурное лицо, осуществив за десятилетия основательную комплексную реставрацию памятников.
У нас же бизнес часто «прет» танком «напролом» и делает все, что считает нужным. Подкупить любого чиновника, предложив ему взятку, — обычное дело в нынешних деловых отношениях. А поскольку бизнес «засел» крепко и в украинской власти на разных ее уровнях, не всегда заботясь о судьбе национальной культуры, то и выходит вот такая неутешительная картина с застройкой столицы, ее исторической части. И ничего тут не поделаешь. Скажем, тридцатиэтажный дом, хоть и построенный с разными разрешительными нарушениями, не так легко разобрать. А таких в Киеве набралось десятки, если не сотни.
Итак, на сегодня имеем в столице Украины разнообразную современную архитектуру, которая как бы отражает сумятицу в мозгах, парадоксы нашей непростой жизни, отсутствие действенной заботы городской власти о сохранении исторического лица Киева, которое уродуется небоскребами. Они вырастают, как грибы после дождя, там, где укажут своим перстом заказчики высотного строительства. Им нередко прислуживает городская власть, закрывая глаза на то, что в результате такого строительного бума под угрозой оказываются уникальные исторические памятники Киева. Они уже даже начали мешать деловым людям, которые не очень-то обеспокоены судьбой национального культурного наследия, реализуя свои амбициозные проекты. Кто же и когда повлияет на их сознательность, остановит хаотичную застройку столицы?
Или после нас, как говорится, хоть потоп?..