В январе этого года отмечаем интересный юбилей — 700 лет со времен прихода к власти хана Узбека (1282—1342), одного из самых выдающихся правителей Золотой Орды. Какое значение имела эта фигура для Украины? На эту и другие темы относительно «исламского» пласта украинской истории и культуры общаемся с кандидатом исторических наук, научным сотрудником Национального университета «Острожская академия» Михаилом ЯКУБОВИЧЕМ.
— Чем именно отличился хан Узбек в украинской истории? Должным ли образом изучена эта фигура?
— Да, конечно, существует много наработок в этой сфере, в частности, сделанных зарубежными учеными. Украинские исследователи в последние годы тоже сделали немало для изучения этого периода истории Украины: найдена древняя ханская резиденция на Луганщине, каждый год выплывают и немало других артефактов. Ведь во времена хана Узбека Золотая Орда достигла пика своего культурного расцвета. Узбек был первым из ханов, кто принял и начал активно внедрять ислам. Именно благодаря его усилиям началась окончательная исламизация Крыма, была построена первая исламская религиозная школа — медресе, часть помещения которой сохранилась до наших дней вблизи города Старый Крым (Солхат). Определенную роль хан Узбек сыграл и в истории Галицко-Волынского княжества: именно при поддержке ордынского войска князь Юрий ІІ мог определенное время сдерживать территориальную экспансию соседней Польши.
— В некоторых из ваших публикаций обосновывается мысль о том, что во времена хана Узбека на украинских землях едва ли не впервые появилась мусульманская философия. Какие именно источники свидетельствуют об этом?
— Действительно, таких источников немало. Османский автор Камаль Ад-дин Ташкопри-Заде пересказывает рассказ одного крымского ученого первой половины XV века, Ахмада бин Абдаллага аль-Крыми (то есть Крымского), согласно которому в его времена в Крыму было «300 ученых, которые писали научные труды». Но важнее всего — часть из этих произведений сохранилась до наших времен. Совсем недавно я опубликовал исследование о Шарафе бин Камале аль-Крыми, который в 1407 году написал очень интересный арабоязычный труд «Толкование «Маяка светочей», комментарий к одному из произведений среднеазиатского исламского богослова и правоведа Абу аль-Бараката ан-Насафи. В этом труде упоминаются многие средневековые ученые, с которыми был знаком и мусульманский Восток, и христианский Запад, например, Абу Хамид аль-Газали (латинизированное Algazel). Заметны в произведении аль-Крыми и влияния арабского аристотелизма, в частности, комментариев к трудам Аристотеля «О душе». До нашего времени сохранились 9 списков труда Шарафа аль-Крыми, а в позапрошлом году в Саудовской Аравии вышло критическое издание. Произведения уже упомянутого Ахмада бин Абдаллага (между прочим, ученика Шарафа аль-Крыми), также сохранились: один из его правоведческих трудов находится в Дамаске, в Отделе рукописей Национальной библиотеки.
— Известно ли что-то о мыслителях Крымского ханства, которое стало независимым государством в 1441 году?
— В Крымском ханстве эти философские традиции нашли свое продолжение. Но если во времена Золотой Орды основные культурные связи были налажены со Средней Азией, то в конце XV века активизируется культурный обмен с Османской империей. Не следует забывать, что с 1475 года Крымское ханство стало вассалом этого могучего государства, хотя часто и пыталось вести самостоятельную политику. В 1550 году в Крыму появилось Зинджирли-медресе, первое высшее исламское учебное заведение региона. Значение этого учреждения для исламского Крыма можно сравнить со значением Острожской академии для Восточной Европы. Согласно свидетельству османского путешественника Эвлия Челеби, немного позже, в середине XVII века, немало школ было и в большом городе Кафе — «Крымском Стамбуле», современной Феодосии. Именно здесь родился и начал творческую деятельность выдающийся исламский энциклопедист Абу Бака аль-Кафауви (1619—1682/1683), автор словаря «Общие понятия». В одном из своих исследований я сравнивал этого автора с французским просветителем Дени Дидро: но если Дидро рассматривал религию как пережиток прошлого, то для аль-Кафауви конфликта между религией и наукой не существовало. Немало «статей» этого словаря посвящены философским понятиям, поэтому и не удивительно, что он до сих пор пользуется огромной популярностью и среди исламских теологов, и среди исследователей-востоковедов. Было и немало других авторов, которые имели фамилию «аль-Крыми» или «аль-Кафауви». Но большинство их трудов до сих пор хранятся в рукописях, разбросанных по библиотекам всего мира.
— Известно, что в Османскую империю входили и некоторые регионы на юге Украины, в частности один из самых древних городов нашего государства — Белгород-Днестровский. Существовала ли там исламская интеллектуальная традиция?
— Да, Белгород-Днестровский, который тогда назывался Аккерман, «Белая крепость», входил в состав Османской империи почти 400 лет (с 1484 по 1812 г.). Здесь родился Мухаммад аль-Аккирмани (то есть Аккерманский) — один из самых выдающихся исламских мыслителей XVIII века, автор свыше 60 научных трудов в отрасли исламского права, теологии, философии, арабского языка и даже медицины. Не исключено, что, как и многие другие выдающиеся деятели Османской империи, мог иметь славянское, даже украинское происхождение. На склоне своей жизни, в 1760—1761 гг., аль-Аккирмани занимал должность судьи в Мекке, сделал достаточно успешную карьеру. Некоторые из его произведений издавались в Стамбуле еще в ХІХ веке. В библиотеках Турции, Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Германии и Ирана хранятся рукописи философско-теологического трактата «Жемчужное ожерелье, которое объясняет, что Божье знание ничем не ограничено». Написано произведение на арабском, хотя, судя по другим трудам, автор владел еще турецким и персидским. В этом произведении аль-Аккирмани критически анализирует философские взгляды своих предшественников. Заметно, что автор использует метод ибн Сины (латинизированное Avicenna), одного из самых выдающихся мыслителей средневековья. Еще один интересный труд этого аль-Аккирмани — «Послание о пользе зубной щетки», один из экземпляров которого находится в Национальной медицинской библиотеке США. Персонал библиотеки посодействовал мне в получении копии этой рукописи. В небольшом произведении аль-Аккирмани перечисляет как медицинские, так и религиозные аспекты использования этого гигиенического приспособления (которое, между прочим, пришло к европейцам именно с востока).
— Почему о мыслителях Крымского ханства так мало известно в Украине?
— Существует немало причин. В советские времена, после депортации крымских татар, популяризация их культуры по понятным причинам не приветствовалась. Тем более религиозное наследие. Да и в наше время, несмотря на то, что сохранилось достаточно большое количество рукописей, только отдельные авторы берутся за эту тему. Но и в этих случаях больше интересуются историей или искусством, чем собственно культурой. Поэтому как в школьных учебниках, так и в пособиях для высшей школы до сих пор повторяется определенный набор стереотипов о наших тюркских соседях. Но в наше время следует осознать, что и Золотая Орда, и Крымское ханство, и Османская империя — это часть украинской истории, которая содержит в себе множество белых пятен, сложных страниц, объективную оценку которых еще предстоит сделать. Сейчас, по крайней мере, можно четко сказать одно: исламская философия на украинских землях имеет чрезвычайно богатую историю. Нельзя обходить стороной эти достижения, ведь лишь осмысление межкультурных взаимодействий прошлого может помочь осознать культурную реальность нашего настоящего.