Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что скрывается за концепцией «свободного» развития языков?..

23 октября, 1999 - 00:00

Концепция «свободного развития языков» выросла на почве грубого, насильственного насаждения русского языка и вытеснения украинского. Этот процесс начался еще во времена Петра I. А за весь период существования царской империи украинский язык запрещался 134 раза.

При советском режиме русификация осуществлялась в стократно больших масштабах, более жестокими методами. Стремясь к власти, коммунисты обещали возродить украинский язык, но укрепив свою диктатуру, развернули бешеное давление на украинизацию. Расстреляли почти всю интеллигенцию, голодом уморили не меньше 10 миллионов украинских крестьян, столько же украинцев погибли во Второй мировой войне. Так была уменьшена почти наполовину численность украиноязычного населения.

На место уничтоженных украинцев переселяются русские колонизаторы, занимающие руководящие посты во всех ключевых сферах государственного управления, производства, образования, науки и др. Русификация приобрела массовый, всеохватывающий характер.

Особое внимание уделяется молодому поколению. Открываются все новые и новые русские школы, которые комплектуются лучшими учителями, обустраиваются в лучших помещениях, становятся образцовыми. Учиться в таких школах становится престижно и украинским детям. Вот тогда появляется у родителей право «выбора школы» для своих детей, в 1958 г. закрепляемое законодательно. Ясно, что в условиях, когда русский язык господствует везде и гарантирует карьеру, родители выберут русскую школу. О последствиях этого права свидетельствуют такие данные: если в 1926 г. в городских украинских школах учились 97% детей, то в 1958 г. — только 21%.

Но большевистский режим на этом не останавливается. В 1978 г. ЦК КПСС издает постановление об усилении преподавания русского языка, а спустя пять лет — о повышении оплаты на 15% учителям русского языка. В таких городах как Донецк, Ворошиловград, Симферополь, Николаев, Чернигов не осталось ни одной украинской школы.

В 1958 г. по указке из Москвы ЦК КПУ и Верховный Совет узаконивают «нецелесообразность преподавания на украинском языке в вузах Украины». Так украинский язык был изгнан на задворки, стал языком «деревенщины», от него спешили откреститься те, кто попадал в город. Украинцев же, не чуждавшихся родного языка, режим расценивал едва ли не как врагов народа, как «украинских буржуазных националистов».

Вот таковы истоки концепции «свободного» развития языков. Еще раз повторяю: она выросла на крови миллионов украинцев и не имеет права на существование. Русские же шовинисты, пятая колонна, продолжают спекулировать на этой концепции, при любом удобном случае пытаются ее защитить, интерпретировать как справедливое и естественное явление.

Упомянутые авторы пишут, что «любое администрирование в отношении языка ни к чему хорошему не ведет», но, к сожалению, имеют в виду не времена большевистского режима, а времена независимости Украины, закон о языках 1989 года. Если исходить из результатов выполнения этого закона, то можно сказать, что не было надлежащего администрирования относительно языков. Имели место отдельные осторожные мероприятия по возрождению украинского языка. Открыто незначительное количество украинских школ, в вузах — группы с украинским языком преподавания, для преподавателей организованы курсы по изучению украинского языка и др. Эти меры студенты, русскоязычные специалисты, за незначительным исключением, восприняли как должное. Но с конца 1994 г. процессы начали затухать. Президентом стал Л.Кучма. Формально он не провозгласил русский язык официальным, как обещал в своей предвыборной программе, но и не поддерживал украинский как государственный. Такая позиция стала стимулом для усиления русификации. Многие чиновники вернулись к общению на русском языке, в высших учебных заведениях, особенно где ректоры русские, сократили преподавание на украинском языке, как грибы растут коммерческие институты с русскоязычным преподаванием, издаются все новые и новые русские газеты, создаются телерадиоканалы. Перечень подобных фактов обрусения можно продолжить.

Государство должно регулировать языковой вопрос. Оно не только имеет право, но и обязано защищать язык коренного народа, обеспечить его доминирующее место в обществе. Это право подтверждается мировой практикой. Даже в странах, где испокон веков имеется один национальный язык, правительства и сейчас принимают законы, защищающие его от влияния иностранных языков. Язык объединяет нацию, является могучим фактором трудовой и политической консолидации народа.

К сожалению, руководство нашего государства игнорирует этот фактор. После принятия закона о языках прошло немало времени для того, чтобы решить языковую проблему, погасить пламя раздора вокруг украинского и русского языков. Однако нынешний Президент время от времени подбрасывает в это пламя дрова. Раньше обещал русскому языку придать статус официального, теперь — накануне очередных выборов, расширил функционирование русского языка в вузах, заявляет, что «русский язык не должен чувствовать себя в Украине иностранным». А каким? Официальным? Государственным? Опять загадка, опять сигнал надежды для русских шовинистов. Такая политика, действительно, ни к чему хорошему не приведет.

Только тогда, когда украинский язык станет действительно государственным, будет 80% украинских школ, групп в высших учебных заведениях (по численности украинского населения), тогда можно будет говорить о свободном развитии языков.

Петр ГУМЕНЮК, доктор экономических наук, профессор Тернопольской академии народного хозяйства
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ