РЕВОЛЮЦИЯ ЗАСТАЛА МЕНЯ В ДОРОГЕ
Первая фаза — евромайданы начались, когда я был в Республике Польша. До Вильнюсского саммита оставалось несколько дней. Краков и Малопольское воеводство каждый день показывали достижения нового европейского быта. И это все системные полезные вещи — от управления территорией до создания специальной экономической зоны и технологических парков. От крупнейших организаторов конгрессов и форумов до старейшего университета — Ягеллонский университет в Кракове.
Я видел и ощущал тактичность поляков даже в общении на тему европаузы Украины. Никто не упрекал и тем более не искал виновных. Просто разводили руками: «У вас был исторический шанс».
Поляки, как бывшая составная часть Российской империи, за свою независимость боролись осознанно. И никто не сомневался, что цивилизованная Европа — это альтернатива варварской России. Это некая субстанция, которая все время стремится к доминированию и войне. Даже на протяжении столетия — Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. А суть одна — порабощение и духовная пустота, полное попрание личных прав и свобод, полное отсутствие свободы слова и, самое страшное, мысли. Свободная пресса — свободная страна — вот формула успеха современного успешного государства в условиях демократии.
ВТОРАЯ ФАЗА — ВОСКРЕСЕНЬЕ: С ВОСТОРЖЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ КИЕВА — В МОСКВУ
Торжество свободы — вот атмосфера Майдана. Да — тревожно, да — морозно, да — неопределенно, но свободно. Тебя не запугать, потому что есть сотни тысяч таких же свободных, как и ты! Поэтому смело кричишь, поешь гимн во весь голос. Выпрямляется спина, загораются глаза. Люди этого состояния ждали долгих девять лет. И самое важное — без политика, без монополии одного, в котором опять легко ошибиться. После Ющенко народ понял, что ошибиться может и он, великий и мудрый народ.
Народу, гражданскому обществу, пытались в последние годы сказать, что их время ушло. Что теперь опять диктат силы и грубости. Оказалось — нет! Не забыли атмосферу теплоты, дружбы, милости Божьей! Вот что пытаются сегодня воссоздать нынешние участники Майдана. Для них, абсолютного большинства, это не борьба за власть! Это осознание собственной ценности. Тогда, на Майдане 2004 года, они впервые почувствовали, что они нужны своей стране. Что они могут влиять на ее историю. И поэтому они вышли опять! Делать новейшую историю! Это колоссальная эволюция общества — рост, взросление, становление.
МОСКВА. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Академик-секретарь РАО Светлана Чистякова: «Что же у вас происходит?».
Я: «Майдан».
Академик-секретарь РАО Светлана Чистякова: «Заокеанские молодчики?»
Российское телевидение на всех каналах нон-стоп рассказывает об Украине. Вот они беспорядки, бесчинства, анархия! Как без жесткой власти? Вот у нас «ВВП».
И как объяснить, что в воскресенье меня больше всего поразили общественные регулировщики: когда колонны слились в полумиллионные реки, ГАИ просто самоустранилось. И тогда украинцы сами навели порядок — общественные регулировщики. Просто ребята с повязками на рукавах наводили порядок на перекрестках! Как это объяснить России?
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ: «ВАМ НАДО ПРИВЫКАТЬ ЖИТЬ В СТРАНЕ, В КОТОРОЙ МИЛИЦИЯ БЬЕТ ЖУРНАЛИСТОВ!»
Не хотим мы такой страны. В нашей стране принято журналистов уважать. Вот наше достижение! И поэтому самым большим ЧП должны стать факты нападения на журналистов. Нельзя жить без свободной прессы. Нельзя привыкать к запуганной журналистике.
Самое сложное — объяснить России, что такое гражданское общество. Вероятнее всего полковник Путин, как часть тоталитарной государственной машины СССР, застал только 100% диктат государства и ни о каком гражданском обществе, в котором три равновеликих сектора: государство, бизнес и общественный сектор, — он и не слышал.
А еще в условиях демократии — народ источник власти. Вот это определение на постсоветском пространстве непонятно. И очень неприятное для элит: «Ну, разве русский мужичонка может быть источником власти? Он темен, он дремуч, он пьян».
А тут в Украине взял и родился настоящий народ — Гражданин, личность, источник власти. Не помазанник Божий, управляющий нами и указывающий перстом, а народ, принимающий решения и отстаивающий позиции.
Удивительно, но на восточных землях Украины эти свободомыслия родились тоже очень недавно. И юг, и восток голосовали за Президента Януковича потому, что он обещал работать вместо них. Вера в доброго правителя, от которого всецело зависит наша жизнь — вот от чего мучительно избавлялись мы в Украине.
Как рассказать нашим русским коллегам, что в Украине выросли и выжили сотни тысяч талантливых, молодых инициативных САМОСТОЯТЕЛЬНО думающих граждан! Они за 20 лет успели сделать карьеру, заработали деньги и теперь они — основа Майдана. Они выжили не благодаря государству и его социальным подачкам. Они научились жить благодаря своему умению свободно думать и действовать. И поэтому для них СВОБОДА — это наивысшая ценность. И вот за нее они и готовы бороться. А еще они могут организовать любое дело.
Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО Я — УКРАИНЕЦ. ЗНАЧИТ — ЕВРОПЕЕЦ!
Есть ли у нас альтернатива, если, не дай Бог, эволюция захлебнется, и Россия примет решение заморозить нас в своих объятиях? Теперь я понимаю причину Голодомора 1932—1933 года и репрессий 1937—1939 годов. Как заставить зажиточных, смекалистых, задиристых, ершистых и самостоятельных ходить советским строем? Только физически уничтожив.
Поэтому, друзья, украинцы, нам нельзя дать возможности печальной истории повториться.
И в сегодняшнем обществе единственная надежда — свободные медиа. Только от их решительности и смелости зависит свобода нашей страны. Никому нельзя позволить торговать нашим будущим и будущим наших детей за нашей спиной!
Никто вместо нас не имеет права принимать решения.
Поэтому сегодня надо активнее заняться не обустройством Майдана и нарезанием бутербродов, а популяризацией ценностей! Европейские ценности — это пока темный лес для части наших жителей! Они еще граждане по паспорту, но не граждане по состоянию души.
«Зато я очень послушный гражданин, — а это тоже ведь очень хорошо», — рассказывала мне соседка по пути из Москвы в Киев, поясняя, почему она против Украины и против вступления в ЕС. Родом наша согражданка из Мордовии. И как объяснить ей, родной, замечательной, но очень от нас далекой, что послушный гражданин сегодня — это путь к мордовским лагерям!
Не хотим, не будем! Мы уже это проходили.
В России большая часть собеседников сочувствовала и активно предлагали свои выходы из ситуации. Очень часто предлагали отправить на помощь войска. Не приехать посмотреть, поддержать добрым словом восставший народ, такой же народ, как и вы, россияне! Нет, отправить помощь — войска! Теперь понятна Пражская весна, Афганистан, Варшава! Мы просто привыкли в той стране помогать вот так — войсками. Это такие «ангелы-хранители» на танках и с автоматами.
И ведь помню, в детстве еще застал: «По просьбе дружественного нам народа... И направить ограниченный контингент наших войск...». Не думал, что такая риторика повторится, никогда не представлял, что такое будет звучать в адрес родной страны, и не хочется, чтобы такая гуманитарная помощь дошла!
Журналисты всего мира могут нам помочь в борьбе за наше гражданское общество. Очень важно объективно и непредвзято рассказывать об этой уникальной стране — Украине. Опять Майдан, опять народ! Глубоко символично, что на прошлой неделе НСЖУ стал членом Европейской федерации журналистов.
Журналисты уже в Европе! Это событие прошло практически незамеченным. А зря! Это достижение гораздо большее, чем выигрыш в очередном футбольном матче или даже очередная песенная победа. Наши журналисты доказали в очередной раз, что они пионеры — идущие первыми.
Уже перед самым выездом один отставной генерал милиции РФ поделился со мной: «А ведь у нас никогда не было опыта выхода полумиллиона людей на улицы Москвы! Мы не знаем, как с этим бороться!»