Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Что вы делаете с нашими сердцами?»

Общество страдает не только от политического и экономического кризисов. Их причина — духовный кризис
24 октября, 2008 - 00:00
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Последнее очищение, духовный подъем Украина пережила четыре года назад — как бы мы нынче к этому не относились. Такой факт был, и это была наша победа, а без побед, как говорит Виталий Кличко, человек или страна могут поддаться депрессии. Теперь, кажется, уже некому верить из представителей политической элиты, о победах речь не идет, и такое впечатление, что можно все: как говорят поляки, «Гуляй душе, пекла нема». Другая же элита — интеллектуальная — говорит: то, что мы имеем — это расплата за падение морали в обществе. Доктор философских наук Сергей Крымский считает, что Советский Союз развалила не экономика, и так трещавшая по швам, и не столько вольнодумные настроения в Прибалтике или Украине, сколько фраза Александра Солженицына «Что вы делаете с нашими сердцами?»... Что нынче делает с нашими и сердцами наших детей, которые это всасывают, не вырабатывая иммунитета, массовая культура, массовое телевидение, массовые печатные СМИ, массовая реклама? Делают ленивыми циниками: учат быть потребителями готового, а не творцами чего-то нового, служить золотому Тельцу, ведь это модель поведения бывших политических кумиров, теперь еще и ставших шоуменами. При чем здесь Майдан? При том, что в любом случае Майданы нам нужны. В каждом городе, в каждом селе, в каждом... сердце. Чтобы противопоставить себя аморальному поведению, которое считается нормой, чтобы иметь возможность создавать, в том числе и новые ценности, в конечном концов, чтобы не стать зазомбированной жертвой рекламы — коммерческой или политической. Для этого нужны люди, молодые люди, большинство из которых нынче, к сожалению, рискует уже до 18 лет стать пивными алкоголиками или деградировать возле игровых автоматов, так и не прочитав «Приключения Тома Сойера» или «Солнечной машины». И чтобы хоть немного смягчить наше моральное падение, нам нужны Майданы в душах людей... Теперь о состоянии общественной морали в Украине и возможных вариантах выхода из духовного кризиса рассуждают эксперты «Дня».

Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:

— Что касается общественной морали, для меня показательным является один факт (не прибегая к анализу политической обстановки). Несколько лет назад Киевский театр им. Леси Украинки ставил классическую пьесу Лессинга «Эмилия Галотти». В кульминационной сцене героиня кается в том, что нарушила свою моральную чистоту, пережив бурю страстей. Она считает, что оправдать себя можно только одним путем — покончить жизнь самоубийством. В этой сцене публика смеялась и даже хохотала. А это ведь классическая сцена, которая во всей европейской культуре была показателем морального климата общества. Такой факт меня ошеломил, ведь он отражается на жизни общества. Я, наверное, немного преувеличиваю, понимая, что сегодня весь мир переживает финансовый кризис и нас ждут такие неприятности, как социальный хаос, безработица и т.д., но это в известной степени является моральным наказанием за тот смех, который свидетельствовал о полном падении общественной морали. Мораль — это невидимый механизм, который все-таки регулирует жизнь общества и делает это благодаря вере. Когда в силу тех или иных причин мораль и вера нарушаются, наступают смутные времена. Понятно, что любое предательство (а есть предательство в виде морального явления) — это преступление против времени и истории. Страна, где происходят и становятся нормой предательства, например, тех или иных социальных сил, обречена на смутные времена. Смуты ведут к тому, что для людей нет ничего невозможного. Сегодня мы вступаем в эту фазу. Из истории мы знаем, что самыми страшными для человечества были атеистические эпохи, когда нарушались мораль и вера. Вместе с тем, в истории действует закон: есть определенный моральный предел, который нельзя преступать. Если его преступить, страны погибают, как древние царства. Известно, что империи зла никогда не были долговечными, они исчезали, и часто бесследно, например, империя Навуходоносора или Ирода. Так что мы играем с очень опасной силой. Мораль напоминает правила дорожного движения: с одной стороны, их можно нарушить, а с другой — за это всегда приходится платить: или штрафом, или жизнью. Поэтому все эти нарушения не бесследны. А рассчитать механически тот предел морали, через который невозможно преступать, просто нереально. В этом и смысл морали, ведь она не подлежит расчетам. На философском языке, нарушение морали — это метафизическая кража у самого себя и общества. Неслучайно в древние времена в народе преступников, нарушивших нормы морали, называли «убогими». Иногда моральные вызовы, как в свое время вызов христианства, становятся силой, намного более мощной, чем экономические или силовые факторы. Гибель империи зла Советского Союза началась с фразы Солженицина: «Что они делают с нашими сердцами?» Вроде бы обычная фраза, но вольное обращение с человеческими сердцами, нарушение норм моральной жизни заканчивается гибелью. Возможно, слышать такое в наше время необычно, но это не запугивание, а мои переживания, потому что мы оказываемся в очень опасной фазе нормализации, когда аморализм становится нормой. Это заметно постоянно в политической жизни, где никто не боится лгать. Ежедневно с экранов телевизоров мы слышим лживые обвинения в адрес одного деятеля со стороны другого, при этом они не рассчитывают, что люди будут воспринимать эту информацию всерьез. Пушкин в «Борисе Годунове» писал: «Но если в ней (душе. — С. К.) единое пятно случайно заведется, тогда беда, нальется сердце ядом, и молотком в ушах звенит упор, и хочется бежать, да некуда. Да, жалок тот, чья совесть нечиста». Такую характеристику можно дать многим деятелям нашего времени. Сегодня Украине нужно пережить все то, что мы уже натворили. Это время будет тяжелым. Только после этого, возможно, и найдется выход. Сегодня нам нужна моральная очистка вроде Майдана, которую продолжают ругать, что также свидетельствует о нарушении моральных норм. Нам нужен новый Майдан, и хотя это невозможно, потому что надежды людей не оправдались, но у истории есть свои черновики, где записаны события, которые нужно исправлять. Многое из того, что произошло на Майдане, нужно исправить. Все-таки есть уверенность, что рано или поздно появится потребность обратиться к глубинной морали народа, которая всегда спасала и выводила страны из самых тяжелых времен.

Юрий САЕНКО, заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ, доктор экономических наук:

— Дело в том, что общество, народ в целом, не может быть аморальным. Потому что общество продуцирует ценности, на основе которых выживает, общество продуцирует человека. Другое дело — какого человека. Оно его рождает, общество в целом продолжает род, продолжает нацию, культурные традиции. Оно выполняет свою моральную функцию. Но есть такие структуры в обществе, которые народ как сообщество, как социум не может контролировать. В обществе есть такие структуры, в том числе, к сожалению, и власть, которые выбиваются из-под контроля. Причина — отсутствие сдерживающих факторов, также работает капитал, как когда-то об этом писал Маркс. Западное общество обезопасило себя в этом. Оно создало средний класс, который сам себя обеспечивает, продолжает традиции, и главное, что он делает, — создает гражданское общество, которое контролирует власть и все факторы общественного влияние. Другое дело, что они также отрываются от этого, но там есть жесткий контроль. У нас этого нет — нет среднего класса, гражданского общества, поэтому у нас все эти структуры, которые вырываются ради присвоения капитала, ведут себя аморально. Единственным фактором, который это сдерживал бы, мог бы быть средний класс, который всегда строится на высокообразованных людях, на интеллекте, культурных традициях. Средний класс имеет эти ценности, и он свободен экономически — имеет высокий уровень благосостояния и за счет этого создает общественные организации. В этом отношении интересны сравнения: если, предположим, в Старой Европе приблизительно 60—70%, а в некоторых странах 80%, взрослых людей состоят в тех или иных общественных организациях, платят взносы, то у нас за последние 17 лет таких активистов — 17%. Т.е. я бы сказал, что наше общество находится где-то внизу, не имеет никакого влияния на ситуацию в целом... Политические события, которые у нас происходят, также очень влияют на состояние нравственности в обществе. Как раз через стандарты поведения, и это самое страшное. Чем когда-то было казачество для Украины, чем было рыцарство для Западной Европы? Стандартами поведения. Они показывали границы, за которые нельзя было заходить, табу, которые нельзя было нарушать. При этом они это не декларировали, а показывали своим поведением. Во всяком случае, это то же самое, что в семье: воспитывать детей — это не мораль читать, родители должны показывать детям своим поведением, как себя вести. Точно так же и в обществе: главенствующий слой должен показывать своим реальным поведением, как вести себя в той или иной ситуации. Вспомните послевоенную Европу. Там все национальные лидеры, весь этот слой был почти на уровне выживания всего народа, не позволял себе вырываться в богатстве. Исключения возможны, и сегодня они есть. Но в общем — нет. Возьмите ситуацию в бюджетной сфере: там нет такого соотношения как один к 50 между зарплатой или пенсией, которую получает простой человек и государственный служащий высшего ранга у нас. Там один к шести, один к пяти...

Василий КОСТИЦКИЙ, председатель Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали, доктор юридических наук:

— Предмет деятельности нашей комиссии — СМИ и реклама. Первоочередные задания — недопущения расовой и национальной вражды, оскорбления нации или личности по национальному признаку, неуважения к национальным святыням, а также пропаганды наркомании, алкоголизма и курения. В наших СМИ и в рекламе негативная информация уже имеет тенденциозный характер: на телевидении демонстрируются фильмы с элементами насилия, эротики во время, когда смотрят дети, идут передачи, в которых присутствует даже посягательство на конституционный строй и государственность Украины. В результате имеем появление агрессивных молодежных движений, втягивание детей в порнографию, распространение преступлений в этой сфере, а также фактическую интервенцию против Украины. Во многих передачах высмеивают не только украинцев, но и всех людей, живущих в нашей стране. Я считаю, с такими вещами мириться нельзя, и мы видим, что общество не хочет мириться с той аморальностью, которая нынче существует и в государственной службе, и в бизнесе, и в СМИ. Национальная экспертная комиссия, являющаяся как раз органом, реализирующим экспертную и контрольную функции, должен бы попробовать влиять на эту ситуацию. Поэтому в первую очередь мы попробовали заняться проблемами совершенствования законодательства. Нынче в комиссии, при участии созданного научно-консультативного совета, в который входят много украинских юристов, подготовили изменения к 15 законам. Мы предусмотрели в условиях лицензирования для субъектов предпринимательской деятельности обязанность придерживаться закона Украины «О защите общественной морали». Кажется, они и так это должны делать, но если такое условие выставляется, значит этого нет. Аналогично это относится и к рекламной деятельности. Мы попробовали сделать так, чтобы, не ограничивая право журналистов на свободу и творчество, не ограничивая право людей на доступ к информации, создать рамки для демонстрации соответствующих телепередач, ограничив доступ к ним соответствующих вековых категорий. В частности, подготовили проект закона о повышении штрафов — речь идет и о 200, и о 300 минимальных зарплат за недобросовестную рекламу и использование в ней элементов насилия и порнографии. Второе направление работы — организовать общественные коллегии во всех областях, в которых должны работать гуманитарные лидеры и соответствующие чиновники во главе с заместителем председателя облгосадминистрации по гуманитарным вопросам. К сожалению, еще не отозвались на наше предложение Харьковская, Львовская области и АР Крым. Большинство глав областей с такой открытостью отнеслись к нам, что я был поражен. Также мы думаем над тем, как упорядочить употребление пива на улице, а еще подготовили и документ о необходимости соблюдения норм поведения государственных служащих. Для более эффективной работы мы планируем сотрудничать с Советом церквей Украины.

Хочу отметить следующее: у нас появились оппоненты. Это граждане Украины, делающие успешную карьеру, занимающие серьезное звено в государственном и частном секторе. Их возраст — 25—35 лет и, к сожалению, они не понимают зачем мы нужны. Не понимают потому, что они заняты делом и не находят времени над этим подумать. Ответ их такой: «У меня нет времени смотреть весь этот вздор. Я смотрю по телевидению новости экономические или политические и — все. Поэтому не понятно, зачем нужна ваша комиссия». Нужно сломать такой стереотип успешных людей, которые спустя несколько лет займут высшие должности и будут определять политику в государстве, бесспорно, тогда мы сделаем доброе дело.

Екатерина ОВЧАРЕК, психолог Украинского института позитивной и кросс-культурной психотерапии и менеджмента:

— Если информация осознается человеком, она приносит пользу. Но уровень осознанности наших людей составляет менее 30%. То есть приблизительно именно такая часть общества реально понимает, что происходит вокруг, и знает, что хочет получить в результате. В целом наше общество не ориентировано на развитие и соблюдение моральных норм. Спросите, например, у прохожих, какова миссия власти, какие вы знаете направления общественного движения или какие основные ценности нашего народа, не думаю, что рядовой гражданин ответит на все эти вопросы. Поэтому и получается, что каждый живет сам по себе, тогда как раньше принято было коллективное сожительство, сегодня же, наоборот, изолированное. По этой причине не заметно никакой моральной линии со стороны социальных служб, которые не являются достаточно благополучными, чтобы внедрять в жизнь широкую рекламную кампанию, например, здорового образа жизни, не говоря уже о деталях ценностей и моральных норм. Сегодня на первом месте в общественной жизни стоит коммерция, то есть то, что приносит деньги, а многим людям это дает свободу действий, и поэтому они находят для этого и время, и место. А другие социальные инициативы общество мало поддерживает, ведь они невыгодны. Редко кто поддерживает социальные проекты и проявляет собственную инициативу для сохранения или пропаганды моральных ценностей. Такая тенденция наблюдается во всем мире, когда государство не несет ответственности за своих граждан, каждый делает то, что считает нужным, и в то же время, всем нам не хватает единых норм морали. Поскольку я работаю еще и социальным педагогом в школах и провожу занятия по духовному развитию для детей, заметила интересную вещь: их родители считают, что на уроках духовного развития детей учат определенным религиозным устоям. Происходит подмена слова «духовность», ведь это обычное моральное воспитание, а не религиозные установки.

Чтобы удержаться от аморальных поступков, каждый человек должен двигаться к своей цели, фильтровать, выяснять и осознавать все, что происходит вокруг, и давать этому собственную оценку. Я убеждена, что психотерапия в этом случае очень полезна. Обычное консультирование помогает познать человеку самого себя, осознать свои желания, представить, как они будут согласовываться с обществом и какая польза будет от собственной миссии. Но пути у каждого разные, в первую очередь, к самопознанию. Многие не воспринимают психотерапию как спасительный метод, но ведь это не просто лечение, а уход за душой, что в повседневной жизни необходимо всем без исключения. Конечно, с одной стороны, решать свои проблемы лучше самостоятельно, а с другой — не нужно бояться обращаться к тем людям, которые могут поддержать и не дать упасть на моральное дно. А еще следует помнить, что психотерапия — это еще и способ идентификации каждого человека ради повышения его жизненного благополучия.

Оксана МИКОЛЮК, Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ