Директор «Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования» Игорь Ликарчук рассказал о полученных данных опросах украинских образовательных экспертов относительно ТОП-10 позитивных и негативных событий в образовании Украины за 2013 год. Предложили ответить 1600 экспертам, согласились — лишь 278. Это, по мнению пана Ликарчука — очень важный показатель «открытости образования и общества».
СО ЗНАКОМ «ПЛЮС»
Те же эксперты, которые не побоялись высказаться, наиболее значимыми событиями 2013 года назвали проявление активной гражданской позиции украинского студенчества в создании Евромайдана — 70% поставили это событие на первое место. На втором — начало работы по подготовке новой редакции Закона Украины «Об образовании»: общество надеется, что такой закон появится, его ждут. На третьем месте — сохранение системы ЗНО при вступлении в вузы. На четвертом — внесение в Верховную Раду Украины проекта закона «О высшем образовании», подготовленного рабочей группой академика Михаила Згуровского. На последних позициях — удачное выступление украинских школьников на всемирных предметных олимпиадах, прорыв интернетизации в Украине (в настоящее время каждый второй украинец в возрасте от 15 лет постоянно пользуется интернетом).
СО ЗНАКОМ «МИНУС»
Что касается ТОП-10 событий в образовании-2013 со знаком «минус», то их заняли «антигражданская и антипедагогическая позиции большинства ректоров вузов Украины, которые не поддержали студенчество в их борьбе за гражданские права» (более 70%). На втором месте — принятие Национальной стратегии развития образования Украины на период до 2021 года (54%), которую эксперты назвали «нафталиновой». На третьем месте — мониторинговое исследование качества общего среднего образования («квинтэссенция формализма и лицемерия»), а также дальнейшее ухудшение социального статуса работников образования, «учебниковые войны», сокращение школ...
Не лучшие результаты показал онлайн опрос педагогов на портале «Образовательная политика»: посетители поставили образовательным реформам такие оценки по пятибалльной шкале: один балл — более 77%, два балла — 11%, три — 9%, четыре и пять баллов — 2,4%.
— 2013 год стал годом выживания нашего образования из-за углубления недофинансирования на местах, и годом усиления административного давления на педагогов. Все это приводит к углублению разницы в доступе к качественному образованию. Это серьезная тенденция, которая набирает обороты на протяжении последних трех лет, — говорит председатель Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины Лилия ГРИНЕВИЧ. — Очень красноречивым является проект бюджета на 2014-й год: анализируя его, мы можем утверждать: в образовании снова будет кризис, потому что в нем мы опять имеем заложенное недофинансирование. Для примера: в формулу межбюджетных трансфертов закладывается стоимость годового обучения ученика — 8 тысяч 800 гривен в год. Нужно понимать, что один ученик органам местного самоуправления обходится в сумму от 9,5 до 15 тысяч. Таким образом мы закладываем проблемы местным бюджетам и перекладываем значительную часть финансирования на родительский карман. Это приводит к углублению разницы в доступе к качественному образованию: в школах, в которых учатся дети более обеспеченных родителей, совсем другие условия обучения, чем в тех школы, которые работают в маленьких городах или селах. Образование в Украине воспроизводит бедность и формирует социальную прослойку необразованных людей... Мы имеем угрозы и по местным программам: например, вопрос учебников. В 2013 году их финансирование централизованной программой МОН было увеличено почти вдвое, но при этом стоимость учебника выросла в 2,5 раза. При этом мы наблюдаем очень низкое их качество и непрозрачность использования этих средств.
По словам Лилии Гриневич, на 2014 год на образование планируется выделить 6,4% ВВП, хотя по закону должно быть 10% национального дохода. Таким образом не хватает 53 миллиардов гривен.
— Сложно будет изменить систему образования, не изменяя общественно-экономические отношения. Пока экономика не станет конкурентной, образование в стране — не нужно. Нужны рейдеры, охранники и «титушки». Необходимо менять все. Вопрос финансирования проблему уже не решит — даже если найдем 53 миллиарда, мы не поднимем качество образования. Уровень образования падает, правительство занимается очковтирательством, а государственная система мониторинга по качеству образования не дает объективной информации, более того — она искажает реальную картину. Наши учебники работают против качества образования, все новации остановились, положены под сукно, в частности сворачивается ЗНО. Если мы будем в такой форме и дальше существовать без поступательного развития, то ЗНО себя дискредитирует. При таких условиях родители и дети будут отказываться от государственной системы образования, и мы уже видим эту тенденцию. Украинцы едут в Чехию, Польшу, Москву, — говорит эксперт альянса «Программа содействия внешнему тестированию в Украине Владимир КОВТУНЕЦ.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГОД ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ВЫЗОВЫ
В предвыборный год стоит обратить внимание на то, как распределятся средства «на образование». По данным профильного комитета Верховной Рады, в 2014 году средства на учебники, компьютеры и автобусы заложены в так называемую статью расходов, и они напрямую будут распределяться Кабмином.
— В эту статью, которая стоит 3,5 миллиарда, втиснуто все — и строительство жилья разным слоям населения, и образовательные программы, и программы для инвалидов. Непонятно, каким будет распределение этих средств, — продолжает Лилия Гриневич. — А чтобы реальные потребности были понятны, приведу пример. Президент пообещал в 2013 году завершить программу «Школьный автобус». Но сейчас нам не хватает 1200 автобусов и 446 миллионов гривен. Сегодня никто не может сказать, сколько планируется этих автобусов закупить, потому что централизованные программы стали коррупционной кормушкой. Конечно же это говорит о пренебрежении к педагогам. Как и то, что в стране ничего не делается для повышения социального статуса учителя, престижности профессии педагога, а также для их социальной защиты. Следствие — в педагогические вузы идут учиться дети, которых никуда не приняли: чтобы получить диплом.
— Плачевная ситуация с подготовкой учителей: мы имеем два негативных отбора. Первый — когда в педуниверситеты идут не по призванию (хотя, слава богу, есть еще и такие). Большинство — это те, кто не поступил на другие более престижные специальности. Второй негативный отбор — когда в школе молодых учителей ставят в нечеловеческие условия: например, зарплата наших педагогов в 4-5 раз ниже, чем в соседних странах, кроме, наверное, Молдовы. Лучшие идут в бизнес, в другие сферы, остается небольшой процент по призванию, а в основном — те, кому некуда деться. Даже в этих условиях нет смысла говорить о последипломной подготовке учителей, ведь 17-20% педагогического состава — люди пенсионного возраста. Уже давно назрел вопрос повышения статуса учителя, повышения зарплаты и урегулирования пенсионного законодательства. Потому что пока будет мизерная пенсия, старшие учителя, которые уже как выжатые лимоны, не уйдут из школы и не дадут дорогу молодежи. Это проблема многих регионов, — считает экс-министр науки и образования Станислав НИКОЛАЕНКО. — Мы не видим в указах президента ни единого живого решения по образованию, мы не видели его ни на одном заседании с ректорами и педагогами.
По словам Лилии Гриневич, в системе образования происходят большие манипуляции с тарифной сеткой и тем разрывом, который есть между минимальной зарплатой и первым тарифным разрядом. Он сегодня составляет 366 гривен. В результате учителя, преподаватели, в зависимости от квалификации, недополучают от 300 до 2000 гривен ежемесячно. Повысить первый тарифный разряд правительство собирается лишь с 1 июля 2014 года, чтобы уменьшить разрыв ...на 6 гривен. И только под выборы — в конце 1 октября, — разрыв собираются сократить до 290 гривен. Комитет от науки подал обращение в Кабмин и бюджетный комитет с просьбой пересмотреть расходы на образование и науку, которая тоже испытывает пренебрежение со стороны власти. Если в 2009 году бюджет Генеральной прокуратуры Украины составлял 990 миллионов гривен, а Национальной академии наук — в два раза больше, то в бюджет ГПУ на 2014 год планируется заложить 3,7 миллиарда, а НАНУ — 2,7...
ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ — БЛАГОДАРЯ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ И МЕСТНЫМ ИНИЦИАТИВАМ
— Среди позитивных достижений в образовательной политике, названных экспертами, МОН имеет отношение лишь к 10% этих сдвигов. К большинству министерство отношения не имеет: как правило, это местные инициативы, — объясняет председатель Центра образовательного мониторинга Павел ПОЛЯНСКИЙ. — МОН продолжает тенденцию, которая берет свое начало в 2010 году: в Украине есть два образования — на низовом уровне, и на уровне регионов и министерства. Эти две образовательные линии не пересекаются: есть жизнь педагогических коллективов, учебных заведений — это абсолютно отдельная жизнь со своими заботами, и есть управленческий уровень, который играет в свою игру. От нынешнего правительства не следует ждать улучшения ситуации. Необходимо максимально сохранить единство общественности, прогрессивно настроенных экспертов и готовить изменения, которые будут имплементированы в образование по результатам президентских выборов 2015 года.
Фонд «Демократичні ініціативи» спросил у украинцев, как они видят проблемы в отечественном образовании. На первом месте — проблема непризнания украинских дипломов в мире. На втором месте — коррумпированность преподавательского состава. Социологи говорят, что коррупция в образовании — инициативная и идет от студентов. Третье — несоответствие преподавания условиям рынка труда (профессиональные стандарты начали нарабатываться в 2013 году).
— Реформирование образования невозможно в таком обществе, каким является наше, и невозможно при нынешней власти. Частичные улучшения возможны, но радикальные — нет. Потому что приоритеты государства определены в бюджете: когда существенно увеличивается финансирование силовых структур и уменьшаются расходы на образование и науку. Приоритет — не учить, а душить и давить. Если не будет реформировано общество, если оно не перейдет к обществу высоких технологий, ждать реформ невозможно, — говорит социолог, директор Фонда «Демократичні ініціативи» Ирина БЕКЕШКИНА. — Я скептически отношусь к образовательным перспективам 2014 года. То, что не добили образование в 2013 году — это заслуга общественности, которая не дала принять закон «Об образовании», который уже три года пытается «продавить» МОН, и где была бы нивелирована роль ЗНО — единственной эффективной антикоррупционной реформы в обществе, которая существенным образом изменила структуру студенчества.
По мнению экспертов, в 2014 следует ожидать углубления административного давления — из бюджетников «будут делать избирательное орудие». Поэтому специалисты призывают построить широкую платформу для изменений в образовании и науке, и давлением со стороны гражданского общества достигать этих изменений, насколько это возможно.