НЕБУТАФОРСКИЙ ЮБИЛЕЙ
Традиционный для других западноукраинских областей 70-летний юбилей со времени создания области на Волыни состоялся с местными, так сказать, акцентами. С одной стороны, он был двойным, потому что к этой дате приурочили и празднование 810-й годовщины Галицко-Волынского княжества. А с другой, то он характеризовался скандалом местного масштаба, однако очень характерным для нынешней политической ситуации в регионе. Во время торжеств в драматическом театре один из советников председателя Волынского областного совета, который пришел во власть на идеях Народного руха, а в настоящее время стал бело-красным, неучтиво несколько раз перебивал Президента Украины Виктора Ющенко. К тому же, сама идея подобного юбилея области накануне неожиданно вызывала дискуссию столичных и местных историков и политологов. Одни считали, что это не юбилей, потому что «золотой сентябрь 1939-го», как когда-то писали, объединив украинские земли, дал начало и многим драматическим событиям. Поэтому вопрос, как к этому относится главный гуманитарий Волыни, таки должен был стать первым в нашем разговоре.
— Юбилей Волынской области — это как день рождения конкретного человека. Мы же не знаем, какая нас ожидает в будущем судьба! А Волынская область — это же не что-то бутафорское, это люди. В настоящее время можно по-разному смотреть на те далекие события с политической точки зрения, но люди, которые жили и живут на Волыни, делали все, чтобы о ней знали не только в Украине, но и в мире. Если бы не события 1939 года, украинцев на Волыни могло бы и не быть: у панской Польши, под властью которой находился наш регион до 1939-го, были планы, которые должны были зайти очень далеко. По этому поводу профессор Волынского национального университета Николай Кучерепа говорит, что есть исторические документы о намерениях польского правительства украинцев просто денационализировать. Должно было исчезнуть само слово «украинец», а мы должны были стать «русинами». И на этот план отводилось всего двадцать лет. Каждое историческое событие принадлежит своему периоду. Нельзя говорить, что все, кто воевал в Красной армии, грабили, убивали и вешали. Так же не все участники национально-освободительной борьбы были кристально честными и чистыми. Потому что, и в княжескую эпоху были люди, которые использовали исторические события для собственного обогащения. Период, с которого начиналась история Волынской (тогда Луцкой), области очень непростой. Моя мама уже в 90-х годах рассказывала о вещах, которые, в действительности, творились тогда на территории Западной Украины и Волыни в частности. Это точка зрения простого, как говорят, человека, который был в самом эпицентре жизни. Ты не мог знать, кто приходил в твой дом ночью, забирал последний кожух или последний мешок картошки. Не смел и спрашивать, потому что это были люди с оружием из разных лагерей. Вечером этот мужчина приходил как бандеровец, а днем ходил со звездой на фуражке. Или наоборот.
Поэтому историю нужно просто спокойно изучать, не обвиняя ни одних, ни других. И юбилей области с моей точки зрения — это выдающаяся дата в жизни Волыни и Украины в целом. За этот период очень много сделано, и мы должны поблагодарить людей, которые Волынь возрождали и развивали. Вот на торжества приехали и полный кавалер орденов Славы Ибрагимов, и Герои социалистического труда. Это же не просто так тогда такие награды давались, их нужно было заслужить. Посмотрите, какие у этих людей натруженные руки! Почему бы нам было не вспомнить и прежнего луцкого городского голову Ивана Фурива, царство ему небесное, при котором Луцк так перестроился?.. Юбилеи можно отмечать по-разному. Можно было потратить тысячи гривен на фуршет, а можно было так, как сделали: собрать людей, славу Волыни, чтобы их отметить. Чтоб они пообщались между собой, чтобы вспомнили, как жили нормальной жизнью, видели перспективу, это глубоко порядочные люди. А историю оставим историкам, которые должны помнить, что Волынь является украинским по духу регионом. Возможно наша область не настолько богатая и выдающаяся с точки зрения экономики, потому что промышленный бум у нас начался лишь в 80-х годах прошлого века, а до того это была абсолютно аграрная область, однако Волынь имеет больше всего плюсов в вопросе сохранения культурных традиций. Наши люди сохранили свою самобытность и украинскую душу.
«СТРАВИНСКИЙ — ТОЛЬКО ОДНА ЗВЕЗДА В ЗОЛОТОЙ ДИАДЕМЕ ВОЛЫНИ»
«Райским уголком для творчества» называл композитор Стравинский небольшое волынское местечко Устилуг, которое является не только воротами на Волынь, но и воротами Украины в Европу. Здесь миниатюрная Музей-усадьба Стравинского, которая соседствует с музыкальной школой. И хотя для детей такое соседство очень красноречиво, однако для экспозиции музея было бы лучше существовать самостоятельно. О фильме «Коко Шанель и Стравинский», который закрывал в этом году международный Каннский кинофестиваль и открывал фестиваль «Молодость» в Киеве, на Волыни наслышаны. Как и о том, что Президент Ющенко с женой после церемонии открытия «Молодости» ужинал с Катрин Денев и спросил ее, знает ли она, что у Игоря Стравинского — украинские корни? Даже волынские, ведь отсюда родом его отец. Кинозвезда этого не знала, однако спросила, есть ли в Украине Музей Стравинского, потому что он есть в Тулузе. Президент пообещал, что такой музей будет и в Украине.
— Однако заниматься парижскими или тулузскими туристами, которые бы пожелали посетить волынскую усадьбу Стравинского, придется-таки волынской власти. Устилуг с романтической историей Коко Шанель и Стравинского является лишь одним из брендов, которые Волынь может представить миру. Мы имеем в Луцке средневековый замок, который претендовал на звание одного из семи чудес Украины, и княжеский Володимир-Волынский, и Музей волынской иконы, который давно достоин носить звание национального. Что ожидает разработанную властью программу «Золотая диадема Волыни», ведь без помощи государства невозможно, оказалось, поднять до надлежащего уровня Олицкий замок Радзивиллов, который претендовал на звание дворца президентских приемов, а здесь и до сих пор — психушка...
— На Волыни много объектов, которые могли бы стать не только волынскими — всеукраинскими брендами! Но нужны большие государственные средства, чтобы реализовать их как достойные туристические объекты. Отношение к объектам, которые создают имидж Волыни, изменилось с приходом на должность ректора Волынского национального университета профессора Игоря Коцана. Он взял под свое, так сказать, шефство подворья Липинских в Затурцях. Ведутся переговоры с поляками, с Евросоюзом о том, чтобы на базе этого подворья создать не просто музейный заповедник, а научный комплекс, в котором бы собирались научные работники, исследователи со всего мира. То, что касается Устилуга, нуждается в очень большом объеме работы. Нужно перенести из дома Стравинского музыкальную школу, и мы уже определили, куда ее перенесем. Хотим сделать не просто музей, ведь там есть и замечательный парк, есть перспектива сделать Певческое поле, на котором бы выступали, — Евросоюз рядом! — не только украинские художники.
Что касается Олики... У меня душа болит за Олику! Это действительно уникальное место. Однако куда деть оттуда психушку? Построить новое помещение в настоящее время нереально. По-моему, стоит достроить корпуса в такой же больнице в Липинах и довозить из Олики работников. Ведь это заведение печали дает в настоящее время работу нескольким сотням оличан, и мы не можем с этим не считаться. Волынская же власть спасает замок Радзивиллов как может. Поменяли крышу над въездной башней, потому что она уже валилась, поменяли котельную, и в замке стало тепло. Знаете, я очень ожидаю, когда в нашем государстве, в конечном счете, будет принят закон о концессии, чтобы в Олику пришел достойный ее инвестор. Тогда только можно было бы возродить ее как уникальный туристический комплекс: с филиалом Музея волынской иконы, ведь в его запасниках материала не на один музей, с гостиницей и даже с рестораном, в котором бы, как в тех же польских замках, было бы престижно отметить торжественное событие, а музей на том бы деньги зарабатывал. Волынь — это та изюминка, которая дает возможность миру познакомиться не только с регионом. С аристократической Украиной в целом.
— Но у нашей власти в настоящее время столько хлопот, что ей не до туристических или исторических «изюминок»...
— Люди хотят жить здесь и сегодня, а если втемяшивать ежедневно: «кризис, кризис, кризис», то мы не используем стопроцентно свои реальные возможности. Я в Луцком городском совете работал с 1994 до 2006 года. Было трудно. Зарплаты не выплачивали, все стояло. Но никогда, ни на одном совещании луцкий городской голова Антон Кривицкий не говорил, что кризис, что мы что-то для города не будем делать. Мы искали выход из ситуации — и его находили. Посмотрите наш Володимир-Волынский, где городским головой Петр Саганюк. Туда уже ездят на экскурсию сами волыняне, потому что он чистый, действительно европейский, он развивается. А Ковель с его молодым городским головой Сергеем Кошаруком? Может над ним кое-кто смеется, когда он обещает сделать Ковель столицей Волыни. Но на эти амбициозные планы, за которыми стоят и конкретные дела, придется равняться и его преемнику. Или шахтерский Нововолынск, который еще недавно называли «мертвым» городом? Стал городским головой Виктор Сапожников и вытянул его с общественностью. Создана свободная экономическая зона, создали рабочие места, теперь город просто не узнать.
ИСТОРИЮ НЕ ПЕРЕПИШЕШЬ
В эту осень на Волыни была осуществлена волнующая акция: из Польши привезли почти 2 тысячи лампадок, приобретенных за средства простых граждан, и установили на могилах этнических поляков, на местах, где когда-то были польские села или колонии. А в селе Сагринь до сих пор торжественно не открыт памятник погибшим украинцам — коренным жителям этих краев, которые стали жертвами межнациональной резни. Хотя этот памятник был одной из первоочередных задач, которые поставили перед собой волынский губернатор Николай Романюк и его команда.
— Что, Святослав Евгеньевич, скажете о Сагрини?
— В Сагрини я был не так давно. Памятник, как вы знаете, давно построен, и меня приятно удивило, что он находится в идеальном состоянии. Чисто, аккуратно, ничего не повреждено, стоят наши веночки. Памятник готов, и нужно отдать должное настойчивости главы Волынской облгосадминистрации Николаю Романюку, который настоял, добился, чтобы такой обелиск появился и на польской земле. Были выделены деньги из государственного бюджета, дал их областной совет. Хотя вокруг было много политических разговоров, но лишь разговоров. Надо поблагодарить Общество «Холмщина», потому что это только их заслуга, что на обелиске в настоящее время вычеканено столько фамилий украинцев. Это было очень непросто: от нас требовали, чтобы на каждую фамилию, каждого человека было подтверждение из архива, что и человек именно там погиб. Свыше полтысячи фамилий нужно было доказать документально. В настоящее время задержка лишь за тем, чтобы открыть этот памятник на том же уровне, на котором была отмечена память погибших в межэтнической борьбе в волынском селе Павливка: на уровне президентов обеих стран. Я знаю, что есть силы и у нас, и в соседнем государстве, которым трудно переступить через боль взаимных утрат. Но историю не перепишешь. Мы на своем уровне делаем все, чтобы соответствующим образом были отмечены как польские захоронения на территории Волыни, так и украинские на территории Польши.
— Как нам научиться так уважать свою нацию, как это делают наши соседи?
— Я думаю, нам просто нужно перестать ссориться. И на первый план ставить то, что ты гражданин этой страны. Потому что как мы ведемся на провокации? Рвем Украину на Восток, Запад, Центр, Юг... По ту сторону Днепра, по эту сторону Днепра... Поляки же так не говорят: по ту сторону Вислы, по эту сторону Вислы... Хотя они тоже разные. Но у них одно кредо: «Естем поляк!» — и точка. У них тоже проблем много, однако никогда при всем народе высшие лица не льют грязь друг на друга, как у нас. Наверное, Украина — уникальное государство. Потому что чем хуже в Киеве, чем больше пылают там политические страсти, тем лучше живут люди в провинции. Они занимаются тем, что дает им возможность выживать и на них меньше обращают внимания контролирующие органы.
АУРА ДЛЯ ОБЩИНЫ
— Вы в местном самоуправлении далеко не первый год. Были первым заместителем луцкого городского головы, исполняли обязанности городского головы при его отсутствии. Когда было тяжелее всего?
— Очень трудно в настоящий момент. Здесь две причины. Первая и, что все высшие ветви власти подались в президенты, а во-вторых — те условия, при которых на местном уровне депутатов избирают по политическому признаку, создали просто хаос. В настоящее время депутаты просто не считаются с избирателями, потому что решают свои вопросы, и часто они касаются не только политики, но и индивидуального обогащения. Когда-то каждый депутат болел за свой имидж, потому что знал, что его люди спросят: уважаемый, что же ты там наделал?.. Когда-то в городе не так просто было решить земельный вопрос. Помните историю с сооружением комплекса отдыха «Срібні лелеки», когда люди даже пикетировали строительство и нужно было им убедительно доказывать: почему горсовет за строительство?
— Или как вы, будучи первым заместителем городского головы, перенесли стихийный рынок, сделали его цивилизованным, а на том месте вырос замечательный торговый центр?.. Сколько времени тогда советовались с людьми!
— В настоящее время предприниматели-перевозчики за свои средства построили в Луцке единственный на всю Волынь каток, открыли спортивную школу. Ни государство, ни местная власть не вложили в это ни копейки. А деньги за электроэнергию с них требуют как с коммерческой структуры. Хорошо, что мы в Луцке сохранили и Дворец ученической молодежи, что сохранены внешкольные детские заведения по районам. Но их развитие государством не финансируется. Это решать местной власти. Поэтому вопрос ответственности органов местного самоуправления за то, что делается в их населенных пунктах, это особенная тема. Почему-то в одних сельских советах и клуб в хорошем состоянии, и в библиотеке тепло, а в другом селе береза растет на клубе больше, чем тот клуб.
Нужно размежевать полномочия местной власти и тех, что «сверху». Почему Верховная Рада должна принимать закон о запрещении продавать пиво где-то в Луцке? Это абсурд. Мы одно время в Луцке решением сессии городского совета запретили рекламу алкогольных напитков. И что? Прокурор опротестовал. Так мы и доходим до абсурда. По-моему, именно общество должно создавать ту ауру, в которой должны жить ее жители.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОБЕСЕДНИКЕ
На Волыни говорят, что, работая в Луцком городском совете, Святослав Евгеньевич Кравчук знал если не все, то почти все о каждой школе, больнице, заведении для инвалидов, спортивном клубе. И умел брать на себя ответственность за решение проблем, принятие решений. Поэтому назначение его на должность заместителя председателя ОГА по гуманитарным вопросам стало не случайностью, а закономерностью. Умеет идти на компромиссы ради дела. Разные политические силы привлекал его характер и деловые качества. Однако ни одна до сих пор не сагитировала его под свои флаги. И это только добавляет ему уважения.