Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Чтобы аист не кружил над мусорником...

Во Львове открыли «окно», где могут оставить младенца горе-матери
21 мая, 2009 - 19:16

Подкидыш, найденыш... Страшные слова. В тысячу раз они страшнее, когда речь идет о беспомощном, только что рожденном малыше. Живой или мертвый... Едва ли не каждый день по телевизору или в интернете встречаем шокирующую информацию из всего мира об убийствах мамами новорожденных, или случаи, когда младенцев находят на мусорниках, в туалетах, под заборами, в электричках или в канализационных колодцах. Только во Львове с начала текущего года на мусорниках нашли троих мертвых новорожденных. А крохе, тельце которого лежало в баке для мусора возле онкологического диспансера, голодный бродячий пес отгрыз голову...

ЧТОБЫ ЭТОГО НЕ БЫЛО

Накануне Дня матери во Львовском перинатальном центре, что на ул. Вашингтона, 6, открыли первое в Украине «Окно жизни». Это пункт, где можно анонимно оставить нежеланного ребенка. «Шокирующие случаи, когда матери выбрасывают новорожденных на мусорник, не должны оставлять нас равнодушными, — отметил инициатор проекта, народный депутат Украины Петр Писарчук. — Собственно, поэтому и возникла идея такого проекта — уникального для нашей страны, но не для Европы. Мы применили польский опыт, где впервые появилось «Окно жизни». Такие пункты в нескольких городах Польши спасли жизнь десяткам новорожденных. Мы же планируем не просто оборудовать такие «Окна», но и реализовать целый комплекс мероприятий, чтобы свести к минимуму количество этих страшных случаев».

Обещают, что вскоре в школах, ПТУ, колледжах, университетах будут проводиться семинары и «круглые столы», где молодежь будут информировать о возможности получения помощи при беременности. Еще одним элементом программы является так называемый телефон доверия. А во Львовском перинатальном центре уже открыт кабинет доверия, где будут работать психологи. Стратегическая же цель проекта, по словам организаторов, — чтобы через несколько лет вообще не было детей-найденышей. Народный депутат Петр Писарчук отметил также, что будет обращаться к местной власти других регионов, чтобы «Окна» были открыты в каждом большом городе Украины.

Место, где оборудовано «Окно жизни», — малолюдно. Возле него нет камер наблюдения. Обещают, что никто не будет следить за мамой-«кукушкой», не будет преследовать, и не будет узнавать о личных данных. «Окно жизни» открывается снаружи. После того, как оно закроется, врачи получат световой и звуковой сигналы, и будут заниматься младенцем.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ

— В проблеме подкидывания и выбрасывания младенцев может быть несколько моментов, — говорит психолог София Грабовская. — Во-первых, приобретенное поведение. Немало случаев, когда сами дети, которые вырастают в детдомах, дальше склонны делать так же. Есть и диаметрально противоположный вариант. Вспоминаю почти анекдотический случай. Когда я была беременна дочерью, лежала на сохранении. Со мной «сохранялась» женщина, которая выросла в детском доме. Там она нашла себе подругу, с которой дружила. Почти в одно и то же время обе вышли замуж, родили первых детей: девочку и мальчика. Теперь были беременны вторым ребенком. Так вот, соседка по палате сказала мне тогда: «Если у меня родится вторая девочка, а у подруги — мальчик, то мы поменяемся детьми, чтобы и у меня, и у нее были и мальчик, и девочка». Звучит действительно дико! Но я слышала это собственными ушами! Второй вариант, о котором уместно вспомнить в этой ситуации, — социальные условия. Третий вариант — когда девочки морально не готовы не столько к родам, сколько к заботе о ребенке.

— Но для чего же выбрасывать ребенка на мусорник или под забор? Если он тебе не нужен, подложи под дверь соседям или отнеси под церковь. Если же родился мертвый ребенок, во всяком случае, похорони его...

— Я думаю, здесь нужно говорить и о послеродовом психозе. Женщина после родов может не понимать, что с ней происходит. Тем более, если не наблюдалась, как это должно быть во время беременности, у гинеколога, то есть уже от самого начала беременности четко была настроена, что ребенок для нее — обуза. Поэтому, родив, нужно как можно быстрее от него избавиться.

— А как потом с этим жить?

— Трудно сказать. По большому счету, должно быть ощущение вины. Так же, как, например, постабортный синдром, — чуть ли не до суицида... И вообще, уровень невротизации населения очень высокий. А во времена кризиса такие явления будут обостряться. А как иначе? Учтите еще такую вещь. У нас очень сильная пропаганда секса из средств массовой информации. На какие обложки не взглянешь — вот, имеем! Только включишь телевизор — также, пожалуйста! И когда идет пропаганда безопасного секса, то девочек какого возраста показывают? 15—16 летних. А разве они уже осознают, что готовы стать матерью? А сколько социально неустроенных людей в возрасте 30-ти и больше лет? Которым негде жить, которые не имеют работы, никакой социальной защиты от государства... Разве они могут создать нормальную семью? Нет. Конечно, государство теперь дает деньги на ребенка. Но именно на ребенка, а не на достойную жизнь! Я, кстати, не соглашаюсь с тем, что подросткам уже в шестом классе рассказывают, откуда дети берутся. И это только усиливает интерес к ранней половой жизни. А что за этим стоит — всем известно... Известный русский психолог Лев Семенович Выготский сказал: «Правильные дети растут в правильной жизни». Вот и все. Все очень просто. Когда жизнь будет правильной во всех аспектах, тогда и дети будут правильными.

ОТ АВТОРА

Бесспорно, нужно отдать должное Петру Ивановичу Писарчуку за то, что он не только инициировал, но и финансировал обустройство «Окна жизни». Единственное, что смущает, — дата открытия. На мой взгляд, «пункт приема» нежелательных деток все же нужно было открывать не в святой День матери, а в День защиты детей...

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ