Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чудеса и ужасы Донбасса»

О жизни и восстановлении освобожденной части украинского востока
18 декабря, 2015 - 11:24
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕЖИТИЕ. ЗДЕСЬ ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ПОЧВЕ

Константиновка. Сантуриновка. Здесь хорошо жилось пришельцам.

Путешествие интерсити-экспрессом на восток — быстрое, комфортное и скучное.

В подсвеченном неоном hi tech вагоне все размеренное, санитаризированное, замедленное, даже стюарт говорит полушепотом, когда предлагает кофе.

Поезд тихо проносится мимо прибитых инеем деревьев и полей, пейзаж в общем такой, как кое-где в Европе, со вкусом одетая публика тупит в айпеды, айфоны и самсунги, и лишь трое военных, тихо спорящих о политике, нарушают эту модерную бюргерскую атмосферу...

С полки плацкарты путешествие выглядело бы более интересным. Хоть и долгим. Было бы шумнее, воняло бы чем-то, чем воняет украинская железная дорога, и пункт назначения был бы уже в вагоне — еще до прибытия.

А так, когда экспресс закончит свой маршрут, пыхнут и тихо раскроются его двери, невольно будешь ожидать увидеть какую-нибудь там Прагу, Милан, Лион, Львов или хотя бы Жмеринку.

Не прифронтовую Константиновку...

Комфорт и удобство интерсити-экспресса немилосердно диссонирует с местом, в которое он вас несет. И это была бы единственная моя претензия в книге жалоб и предложений «Укрзализныци».

Маршрут экспресса, который когда-то запустили в гордый Донецк, теперь обрывается в прифронтовой зоне.


БЫВШИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ В ПАРКЕ ХИМИКОВ

 

Интересно, у оккупантов книга жалоб и предложений тоже есть?..

Этот стремительный и в общем удобный поезд как ничто подходит к мирной жизни. Его клепали с мыслью о комфорте и покое на душе.

В вагоне монитор молча считает очень редкие остановки, показывает рекламу и пишет правила поведения.

«Подниматься в вагоны и выходить из вагонов можно только после полной остановки поезда».

Миргород.

«Запрещается портить обивку вагонов...»

Полтава.

«Посадка и высадка будет осуществляться через все вагоны. Время остановки одна минута».

Лозовая.

«В соответствии с пунктом 37.2 правил перевозки пассажиров, место в вагоне позволяется занимать лишь согласно номеру места, указанному в билете...».

А дальше:

«Вид на жительство в Словении, обращайтесь по телефону...»

«Буковель приглашает вас...»


«ПАМЯТНИК ШОКОЛАДКЕ» — ВОЗЛЕ КОНСТАНТИНОВСКОГО ЦИНКОВОГО ЗАВОДА

 

«С 17 декабря во всех кинотеатрах страны. Звездные войны...»

Славянск.

Краматорск.

Дружковка.

Константиновка.

«Добро пожаловать на войну...».

***

То, что война в Константиновке была свирепая, скажет всякий, кто сойдет на ее центральной станции.

25 лет назад здесь было 25 заводов. В крупнейшем из них было 45 цехов.

Теперь это огромная территория постиндустриального армагедона. Кое-где — чуть ли не лунный пейзаж или сцены из фильмов Тима Бертона.


ОСТАТКИ ХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА

 

Владимир Березин, местный активист и эколог, проводит здесь экскурсии. Он смеется, когда экскурсанты приписывают эту разруху украино-российской войне, гремящей поблизости.

Для такого нужна методичность и время. У россиян с сепарами этого не было.

Оккупанты с коллаборантами оставили ее практически без боя, была лишь перестрелка около телевышки...

Заброшенные фабрики и заводы есть повсюду в Украине, но в такой концентрации и количестве вряд ли еще где-то. Настоящий праздник для фотохудожников, влюбленных в постапокалиптические пейзажи.

Река Кривой Торец делит Константиновку пополам. Это, по сути, ее центр. Заводы тянулись по обоим берегам и составляли центр города.

Теперь ни один посетитель не обойдет историю этого индустриального упадка.

И это пана Березина радует. Остатки заводов уже густо поросли травой и деревьями. «Вот вам еще один хороший пример, как в конечном итоге природа все-таки возьмет свое», — говорит он. «Видите те елки? Такие когда-то сажали около контор заводов, для декорации. Конторы уже нет, и кирпича не осталось. А елки — какие прекрасные!» — продолжает Березин.

В планах Владимира свои экскурсии систематизировать. Самая большая из них будет называться «Чудеса и ужасы Донбасса». Это когда за один день турист послоняется по заводским руинам, а потом перенесется в заповедник Клебан-Бык, который совсем рядом. Послушает о самом большом содержании в почве тяжелых металлов во всей стране и о том, что девушки в далекие индустриальные времена не носили капроновых чулок, потому что те распадались от насыщенного химией воздуха, а затем — послушает тишину прекрасной донецкой степи...

Чем вам не deep ecology, смеется экскурсовод.

***

Константиновку основал грек Намикосов. Назвал по имени одного из своих сыновей.

Одно из поселений на территории города, а теперь его окраина зовется Сантуриновка, местные краеведы думают, что и здесь без грека не обошлось, наверное, какое-то место в Греции вдохновило, может даже знаменитый остров Санторини.

Тот остров, который появился из горсти земли, подаренной аргонавтам богом Тритоном.

Здесь история вообще богата пришельцами. Правда, манило их сюда не столько то, что на этой земле, а то, что под ней. Уголь, руда, соль. В соседнем Бахмуте колонии голландцев, французов, других европейцев имели свои эксклюзивные соляные шахты.

Однако экономический интерес чужестранцев мало отразился на поверхности земли. Разве что теми шлаковыми терриконами, которыми помечены пейзажи.

Теперь это важные тактические высоты на время войны. А в тяжелые 1930-е годы в них рыли норы и скрывались голодные люди.

Вот и весь иностранный след, а земля эта издревле украинская, говорит Владимир Березин.

Почему?

Потому что до Хортицы здесь совсем недалеко...

Продолжение следует...

Алексей ОПАНАСЮК, фото автора Киев — Константиновка — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ