Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чудесная Поднебесная

Путеводитель для наших олимпийцев и болельщиков от корреспондента «Дня»
1 августа, 2008 - 20:02

Китай настолько огромен, что вмещает в себе все: Великую стену и крохотные шедевры фарфоровых дел мастеров, уютные домики с причудливыми крышами и стоэтажные небоскребы, дешевый ширпотреб и дорогие шелка, простую в эксплуатации технику и ультрасовременные технологии, медленные музыкальные ритмы и супербыстрый ритм общественной жизни. Словом, сплошь и рядом — одни парадоксы. Пекин — это зеркало, отображение которого — невероятно красивое сочетание несочетаемого.

Китай для меня начался еще задолго до того как наш «Боинг 767» совершил посадку вгромаднейшем аэропорту далекой и неведомой доселе лично мне страны. Страны, которая уже сегодня претендует на мировое первенство в самых различных сферах, и пусть не вызывающе спешным, но, тем не менее, твердым и уверенным шагом движется в направлении своего, в первую очередь, экономического «золота».

На борту самолета, выполняющего рейс Киев — Пекин, находилось около трехсот человек, большинство из которых — китайская молодежь, «грызущая гранит» науки в украинской столице.

Две столицы — Киев и Пекин — разделяет почти семь тысяч километров, что равно восьми с половиной часам авиаперелета. Наш самолет поднимается в небо, и вот они — минуты, моментально разжигающие из робких искорок любви к своей стране просто бушующий костер патриотических страстей! Полмесяца вдали от Киева, полмесяца вне курса событий, полмесяца вне поля общественной и политической жизни нашего государства! Как протянуть это, кажущееся целой вечностью время, как научиться уважать несколько необычные китайские традиции, нравы, устои? Такие мысли сверлили сознание, а в это время самолет поднялся высоко в небо — небо над нашей, над моей Украиной. Разве знала я тогда, что совсем скоро в укромном уголке моего подсознания будет жить не только моя Украина, но и мой Китай: такой далекий и вместе с тем где-то очень близкий, такой чужой и одновременно родной, такой отличный от нашей страны, но так часто ее напоминающий...

Итак, как я уже отметила, Китай начал открываться для меня еще на борту самолета, и вот почему. Рядом со мной сидели китайская студентка и эдакий «продвинутый» украинец: молодой человек лет 35-ти, который, по его же словам, имеет небольшой бизнес в Поднебесной. Между моими соседями завязалась беседа. Суть разговора юной китаянки и нашего соотечественника сводилась к взаимным рассказам каждого о своей стране. Речь шла о политике, экономике, ну и ценах: на учебу, недвижимость, жилье, медицинское обслуживание. Но мое внимание привлекла не столько суть их разговора, сколько один маленький, но весьма и весьма показательный нюанс: девушка хорошо говорила по-украински, а ее собеседник... попросил говорить на русском, поскольку «понимать все слова ему очень трудно». Вот вам Китай, а вот вам Украина. Маленький, но очень яркий эпизод, проходящий какой- то прямо до неприличия вульгарной красной чертой различия между менталитетом двух наций.

Мое путешествие в КНР состоялось в рамках пресс-тура для журналистов из стран СНГ, организованного министерством иностранных дел Китая и поддержанного в моем конкретном случае посольством КНР в Украине. От каждой страны в Китай отправилось по два человека. Киев в медийном китайском вояже представлял собственно «День» и корреспондент «Урядового курьера» Мыкола Пуговица.

КОНТРАСТНОЕ СЕРДЦЕ КИТАЯ

Украинский журналистский десант, состоящий, как я уже говорила, из двух человек, высадился в центральном аэропорту китайской столицы в пять часов утра по тамошнему времени (в Киеве в это время была полночь).

В Пекине сейчас очень и очень жарко как в прямом, так и в переносном смысле. Воздух в столице Поднебесной представляет собой гремучий для легких микс: он очень жаркий и одновременно невероятно влажный... Бедные олимпийцы, как они будут дышать- то, — думала я, выйдя на улицу после прохождения паспортного, багажного и прочих контрольных пунктов центрального пекинского аэропорта. Но проверено на личном опыте: максимум трехдневное пребывание в Пекине (даже не сомневайтесь) — и вы привыкнете к своеобразному тамошнему воздуху.

Между тем следует отдельно отметить, что за чистоту воздуха в китайской столице борются все: и власти, и рядовые жители. Тамошние чиновники в преддверии Олимпиады значительно ограничили движение автотранспорта, приостановили деятельность множества промышленных предприятий, ну а жители Пекина автомобилям предпочитают велосипеды или же мотороллеры с электрическими двигателями. Как говорится: и для здоровья полезно, и природа не страдает.

Пекин продолжает развиваться быстрыми темпами, однако экономический рост создал множество проблем для города. Пекинцы и гости города часто жалуются на плохое качество воды и высокую стоимость коммунальных услуг, таких как электричество и бытовой газ.

Еще одна проблема столицы КНР — смог. В целях борьбы со смогом основным промышленным предприятиям в пригородах Пекина было предписано либо сделать свое производство чище, либо покинуть территорию столицы. В итоге большинство заводов не смогло позволить себе переоборудование и переместилось в другие города.

Кстати, если говорят, что в Украине есть две беды, одна из которых — дороги, то в 17-милиионном Пекине эта проблема отсутствует как таковая. Не увидишь в китайской столице и печально известных «пробок» благодаря развязкам и опять-таки массовому использованию велосипедов (для велосипедистов, к слову, как и для пешеходов, обустроены специальные дорожки).

На дорогах Украины за шесть месяцев текущего года случилось 23 тысячи ДТП, в которых погибло 3340 человек и травмировано 28,5 тысячи. Об этом «Дню» сообщил начальник департамента ДАИ МВД Украины Сергей Коломиец. За две недели пребывания в Поднебесной, несмотря на более чем интенсивное дорожное движение, мне пришлось увидеть лишь две мелких автомобильных аварии без, к счастью, человеческих жертв. Секрет вовсе не в бдительности тамошних водителей (они, кстати, часто нарушают ПДД), а в том, что практически на каждом углу стоят регулировщики (светофоры, конечно, тоже имеются), которые и указывают правильный путь нерадивым «шумахерам».

Что же касается жары в ее переносном смысле, то речь, конечно же, идет об олимпийской подготовке китайской столицы. Сегодня Пекин буквально дышит предстоящей Олимпиадой. И хотя все технические и организационные моменты властями давным- давно доведены до логического завершения, дух Игр в виде различного рода (причем ненавязчивой) рекламы присутствует буквально везде: в строгих столичных офисах и кабинетах чиновников, на улицах, остановках общественного транспорта, в метро, а в прошедшее воскресенье, 27 июля, там официально открыли Олимпийскую деревню. Здесь во время Игр будут жить 16 тысяч человек — спортсмены, их тренеры и помощники. Открытие было торжественным — с красными дорожками и золотым ключом, которым символически открыли помещение для атлетов. В церемонии принимали участие и члены китайской сборной, в том числе один из самых высоких баскетболистов мира Яо Мин. Именно китайские спортсмены и стали первыми жителями Олимпийской деревни.

Китайцы, как известно, народ суеверный и в первую очередь в том, что касается чисел, которые, по мнению жителей Поднебесной, могут принести счастье, а могут — беду. Слово «восемь» — «ба» на верхнекитайских диалектах означает богатство и прибыль во всех сферах жизни. И то, что Олимпиада начнется 08.08.2008 ровно в 8.08, — вовсе не красивая игра чисел, а комбинация, которая должна принести счастье спортсменам, гостям и всему Китаю.

А вот четверка в Китае считается несчастливым числом — примерно, как у нас 13. Это объясняется тем, что звучание слова «четыре» («си») напоминает слово «смерть». Поэтому в Китае на официальных мероприятиях число гостей никогда не равняется четырем, вчетвером не садятся за стол, не заказывают четыре блюда, и даже, как оказалось, не отмечают праздники четвертого числа. Дальше — больше: часто в домах нет четвертого или четырнадцатого этажей, а многие китайцы отказываются от номеров мобильных телефонов или автомобиля, если в них есть цифра четыре.

Между тем (кто бы сомневался!), наряду с числами, счастье китайцам приносят также звезды, символы, предметы и пища. Например, даты праздников обычно назначаются в соответствии с рекомендациями астрологов. В праздники положено есть длинную лапшу — она обещает долгую жизнь, а сладкие блюда подслащивают весь год.

Ну и, конечно же, какие Олимпийские игры без предвестников счастья! Талисманом Олимпиады в нынешнем году будут служить пять кукол. Это забавные разноцветные плюшевые фигурки, которые носят имена Бэйбэй (рыба), Цзинцзин (панда), Хуаньхуань (олимпийский огонь), Инин (тибетская антилопа) и Нини (ласточка). Если сложить первые слоги этих имен, получится приветствие: «Бэйцзин хуань ин ни!» — «Добро пожаловать в Пекин!».

Как и положено столице, Пекин — это не только экономический мозг Китая, но и культурно-духовное сердце огромнейшей страны, население которой, согласно последним статистическим данным, составляет 1, 3 млрд. человек. Кстати, половина историко- культурных памятников страны сосредоточена именно в Пекине и его окрестностях. Чтобы посетить их все, пожалуй, не хватит жизни. Тем не менее, всего за несколько дней можно наполнить сознание будоражащими воображение воспоминаниями о местах, являющихся визиткой Пекина. Конечно же, на первом месте в списке достопримечательностей значится Великая Китайская стена.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА: СИМВОЛ ГОРДОСТИ И ГЛУБОКОЙ СКОРБИ

Великую Китайскую стену, призванную оградить древнюю империю от кочевников, видно даже из космоса невооруженным глазом. Это — главный аргумент, приводящийся китайцами в пользу величия Стены, хотя при взгляде на этот грандиозный шедевр никакие аргументы, собственно, и не нужны.

Восьмое чудо света, самая-самая длинная в мире, «Вань ли чан чэн» — так в разные времена называли Великую стену. По одним предположениям, ее длина не превышает четырех тысяч километров, по другим — она более пяти тысяч километров. Высота стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней — около 5,5 м. Эта ширина, кстати говоря, позволяла разъехаться двум конным повозкам. На всем протяжении Великой Китайской стены сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов выстроены крепости.

Строительство стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих государств (475—221 гг. до н. э.). В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны — около миллиона человек.

Китайская стена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья — через весь современный Китай. Когда она была построена, то превратила страну, расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость. Но, как известно, ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора династия Цинь была свергнута...

Сегодня Великая стена — не только символ гордости китайцев, но и место глубокой скорби, потому что она является самым длинным кладбищем в мире. Неизвестно, сколько китайцев полегло в той грандиозной стройке, ведь стена строилась около полутора тысяч лет! Тела умерших замуровывали в фундамент стены.

Китайцы утверждают, что история Стены — это половина истории Китая, и нельзя понять Китай, не побывав на Стене. Существует даже поговорка: «Тот не молодец, кто не ступит на Великую стену». После посещения Стены оспорить это утверждение жителей Поднебесной априори невозможно.

Прямо на месте желающие могут приобрести сертификат с указанием даты и времени посещения Китайской стены.

Неимоверный вулкан энергии на старте подъема по крупным ступеням Великой стены иссякает предельно быстро, однако это вовсе не притупляет желание идти дальше и дальше, выше и выше. После энного количества ступеней — небольшие пролеты, где можно перевести дух и заодно приобрести сувениры с изображением, конечно же, Стены. Мы с коллегами-журналистами прошли пять таких пролетов (местные говорят, что это весьма неплохой результат) и сильно уставшие, но неимоверно счастливые как-то нехотя стали спускаться вниз. Кстати, если у вас — ярко выраженные европейские черты лица и светлый цвет волос, при подъеме на Стену вы имеете уникальную возможность почувствовать себя настоящей звездой или напротив — жертвой папарацци (выбор диктует настроение): китайцы буквально на каждой ступеньке Великой стены будут обращаться к вам с просьбой сфотографироваться с ними на память. Обязательный атрибут данной церемонии — поднятие указательного и среднего пальцев в виде английской V, что, как известно, означает «виктория», то есть — победа. Автор этих строк сбилась со счета своей фотосессии где-то в районе 49-го снимка, зато даже теперь, в родной Украине, при вспышке фотообъектива пальцы машинально складываются в комбинацию «V». Наверное, это надолго...

По подсчетам специалистов, если все материалы, использованные при постройке Великой стены, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать весь земной шар.

Вы наверняка забудете шумные улицы многолюдного Пекина, искренние наивные улыбки сельских китайских ребятишек, нежность шелка, льющегося бесконечной рекой на Шелковой улице, и даже необыкновенный вкус всемирно известной утки по-пекински. Но, будьте уверены: Великая Китайская стена и каждая минута подъема по ее крутым ступеням навсегда останутся в укромном уголке вашего сознания. Это тот случай, когда эмоции сложно описать словами. Это тот случай, когда сумасшедшая усталость от подъема окрыляет, а туман, которым окутана Стена, не вводит в заблуждение, запутывая маршрут, а напротив — ведет по истинно правильной тропе. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть и прочувствовать, чтобы вспоминать снова, снова и снова...

ХРАМ НЕБА — УНИКАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Помимо Великой Китайской стены, будучи в Пекине, также обязательно следует посетить Запретный город и Храм неба, которые считаются визиткой китайской столицы. Запретный город был построен в 1420 году, дворец представляет собой огромный комплекс зданий. Запретным городом называют дворец Гугун, служивший резиденцией для 24-х императоров династии Мин и Цин, включая последнего из них — Пу И. До тех пор, пока здесь не был открыт музей, простым смертным вход в Гугун был строго-настрого воспрещен. Это город, обнесенный средневековой стеной с чрезвычайной плотностью исторических сооружений (а это более девяти тыс. строений!)

Храм Неба — один из крупнейших исторических памятников Китая, существует более 500 лет. Храм был возведен при династии Мин императором Юн Лэ в 1420-м. Южная часть храма Неба имеет форму квадрата, а его северная часть — округлая. По преданию, круг символизирует небесные силы, а квадрат — силы Земли.

Самым южным сооружением храма Неба является мраморный алтарь Неба — Хуаньцю, воздвигнутый в 1530 году и перестроенный в 1749 году. Здесь каждый год в день зимнего солнцестояния императоры совершали жертвоприношение Небу, а при засухе молили о ниспослании дождя. Храм обнесен стеной, высота которой — шесть метров. Стена замечательна тем, что хорошо передает звук, поэтому ее называют «Говорящей стеной».

Интересна планировка алтаря Хуаньцю — круглая трехступенчатая терраса, выложенная из белоснежных мраморных плит. Она служит остроумным примером применения геометрических орнаментов в архитектуре. Центром верхнего яруса алтаря является круглая каменная плита, по окружности которой расположены девять плит, образующих первое кольцо, во втором кольце — их уже 18, в третьем — 27,.. а в девятом — 81 плита, то есть число плит кратно 9, а эта цифра считалась в древнем Китае священной. «Тяньсиньши» — круглая каменная плита в центре верхнего яруса Хуаньцю, обладает необыкновенным свойством: если встать на нее и негромко произнести слова молитвы, то звук многократно усиливается. Этот эффект резонанса производил особое впечатление во время молитвенной церемонии.

АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ

Не секрет, что огромное количество иностранцев приезжает в Пекин, чтобы посетить его баснословно дешевые рынки. Наиболее популярные из них — Шелковый (Ксьюшуи), Жемчужный и Яболу (Ябао Луа), универмаг «Люфтганза» («Яньша»), а также сотни торговых точек на «главной улице Китая» — Чананцзе.

Следует отметить, что китайский рынок, как и всякий восточный базар, просто немыслим без торга. Напротив — нежелание торговаться воспримется продавцом как плохой тон. Так что от заявленной продавцом цены лучше сразу отнимайте один нолик (торги проходят с помощью калькулятора: продавец пишет на нем свою цену, вы, сделав удивленное лицо — мол, слишком дорого, пишете свою). Надо сказать, что уличная торговля в Пекине, впрочем, как и в любом другом городе КНР, отличается особой навязчивостью: продавцы буквально хватают «объект» за локти.

Деловой центр Пекина расположен в районе Гомао. Там сконцентрировано огромное количество торговых центров, элитного жилья и офисов различных корпораций с мировым именем.

Основными торговыми районами являются Ванфуцзин и Сидань. Если вы хотите почувствовать невероятно быстрый пульс бизнес-жизни Пекина — вам сюда.

Ну, и несколько слов об архитектуре китайской столицы, представляющей собой «коктейль» старых и новых стилей. Наш гид Ху Цефенг рассказал, что в городской зоне Пекина превалируют три архитектурных стиля. Первый — традиционная архитектура императорского Китая, одним из лучших примеров которой являются Ворота Небесного Спокойствия — архитектурный символ Китая, а также Храм неба. Второй — стиль 1950—70-х гг., который, кстати говоря, до боли напоминает советские постройки этого периода. Ну, и третий стиль — современная классика огромнейших высоток, при строительстве которых китайцы часто используют разноцветное тонированное стекло и зеркала. Очевидно, с целью сделать менее серыми и мрачными, скажем, стоэтажные дома, коих в деловом центре Пекина — больше, чем грибов после дождя. Но вместе с тем надо признать: три стиля смешаны так мастерски, что Пекин сумел сохранить свою архитектурную идентичность, не забывая при этом о суперсовременных веяньях. Такая себе золотая архитектурная середина, отсутствующая, кстати говоря, в родном Киеве.

P.S. Автор выражает глубокую благодарность за помощь в организации поездки Посольству Китая в Украине, а также министерству иностранных дел КНР.

Наталия РОМАШОВА, «День», Киев—Пекин—Киев. Фото автора и Талгата ГАЛИМОВА (газета «Новое поколение», Казахстан)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ