Договориться о встрече с Ольгой Катальниковой, семиклассницей, читающей четыре тысячи слов в минуту, играющей в логические игры, а также имеющей І спортивный разряд по устному счету и пишущей стихотворения, оказалось не так просто. У девочки каждый день расписан по часам, она занята даже в выходные. И вот после очередного звонка Оле я услышала — «завтра после 14 часов я полностью свободна». Это означало, что в этот день она не будет идти на занятия в школу быстрого чтения, на курсы английского языка, в театральный или танцевальный кружок. Обычно школьница занимается там до 20 часов, а потом еще делает уроки и при этом успевает помочь маме. Одним из своих достижений Оля Катальникова считает участие во Всеукраинском конкурсе «Чудо-ребенок» (о нем «День» уже писал), в котором девочка заняла второе место в номинации «самый удивительный». Нынче в ее планах — участие в литературном конкурсе, олимпиадах по биологии и математике, а также интеллектуальных соревнованиях. Безумный ритм жизни она называет обычным жизненным руслом.
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВМЕСТО ОБЫЧНЫХ
С Олей мы встретились в школе. Помехой для разговора стал поиск свободного класса, поскольку занятия еще не закончились. На помощь пришла первая учительница девочки Светлана Панюта, которая пригласила нас к себе в класс, где она собралась проверять ученические тетради. Увидев свою бывшую ученицу, Светлана Павловна рассказала, что в начальных классах Оля очень часто болела, иногда ее не было в школе почти семестр. Поэтому приходилось догонять упущенное во внеурочное время. Сначала учительница объясняла новый материал, а потом девочка писала контрольные работы, и, как правило, на «отлично». «Если бы все были такими способными и старательными, как Оля, работать с детьми было бы намного приятнее», — добавила Светлана Павловна.
Но чтобы быть успешным, кроме естественных задатков, нужно еще и много работать над собой. В этом убеждена и сама Оля Катальникова. Развивать свои интеллектуальные способности ей помогают индивидуальные занятия в Школе быстрого чтения академика Валерия Аристова. Именно тут девочка научилась читать по 4 тысячи слов в минуту. Говорит, что превзошла писателя Максима Горького, потому что он читал на 200 слов меньше.
— Особенность техники быстрого чтения в том, что нужно это делать по диагонали, — объясняет Оля. — Так, я смотрю на середину строки и вижу весь абзац, то есть я читаю центр строки и охватываю зрением весь текст. Как-то у меня была книжка сантиметров пять толщиной, я ее прочитала за три часа. В школу Аристова меня привел мой крестный отец, который занимается развитием интеллекта. Сейчас я хожу сюда раз в неделю и занимаюсь 1,5 часа. Занятие делится на несколько частей. Первая — это прослушивание музыки, чаще всего это произведения классических композиторов.
Потом идет скоростное чтение, а после этого — упражнения на быстрый счет устно. Учитель называет примеры на умножение, деление, сложение и вычитание, а я говорю результат. А еще у нас есть программка, по которой мы высчитываем, в какой день недели будет такое-то число, например, когда будет 20 апреля 2020 года. Как это делается, нужно долго объяснять. Скажу только, что на каждый год составляется новый календарь с первыми буквами месяцев и дней недели, его и нужно запомнить.
Завершается занятие в интеллектуальной школе логическими играми: реверси, рендзю, шашки, стратегия и японские шахматы. Больше всего девочке нравится рендзю. Название происходит от японского слова «цветок», а Оля называет ее игрой «пять в ряд»: нужно выстроить пять фигурок одного цвета в одну строку, при этом мешать противнику выстроить свои. Японские шахматы — это то же самое, что и обычные шахматы, только усложненные иероглифами на игральной доске. Девочка научилась уже распознавать их и говорит, что это очень легко, главное — запомнить, что значат основные знаки. Ходить в интеллектуальную школу она начала два года назад. Но убеждена, что научиться методике быстрого чтения может человек любого возраста. Но чем раньше, тем лучший результат можно получить.
10 КИЛОГРАММОВ КНИГ ЧИТАЕТ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ
Читать Оля начала еще в два года. А сейчас в однокомнатной квартире, где девочка живет с мамой, насобиралось столько книг, что негде яблоку упасть: ими полностью заполнены два шкафа, а еще они лежат на столе, на кровати и даже на полу. Из-за этого девочке не хватает свободы в плане пространства. Но без чтения она не может прожить и дня, потому что это давно стало для нее духовной пищей.
— Мне нравится как пишет Артур Конан Дойль, Джек Лондон, Джеймс Олдридж, иногда почитываю женские романчики, а в последнее время увлеклась фантастикой, — продолжила Оля. — Я никогда не считала, сколько книг прочитала за свою жизнь, но хорошая библиотека насобирается. Скоростное чтение помогает мне делать уроки, например, когда нужно прочитать материал по географии или истории, ведь при скоростном чтении усваивается 70% информации, это более чем достаточно. Без особого труда я готовлюсь к украинской и зарубежной литературе, а также алгебре и английскому языку, ведь это мои любимые предметы.
Однако необычные способности и одаренность забирают у девочки почти все свободное время. Из-за чрезвычайной занятости девочка практически не бывает на улице, а отдыхает только тогда, когда в выходные дни идет с мамой в театр, музей или на рынок «Петровка» за новыми книгами. Выбирая книги, на количество страниц внимания не обращает вообще. В первую очередь смотрит на имя автора, название книги (насколько оно интригующее), а еще быстро прочитывает первую главу, и если она нравится, то книга уже у Оли в сумке. Еще не было такого случая, когда бы Оля с мамой не вынесли с Петровки меньше, чем 10 килограммов книг. Хватает этой литературы максимум на две недели. Наиболее толстыми книжками, которые она прочитала, были «Міфи Древньої Греції» (более 700 страниц) и серия энциклопедий «Все про тварин». А в детстве (Оля говорит, что оно уже у нее давно закончилось) увлекалась историями о Пеппи Длинномчулке и Карлсоне.
Из-за напряженного графика Оля ложится спать около 11-ти вечера. Говорит, что этого хватает для восстановления сил и физической усталости она не ощущает. А восстановиться после насыщенного учебного года ей помогает летний отдых. В эту пору ее практически нет в Киеве: все лето она проводит в детских лагерях отдыха, на курортах у моря, а также путешествует по Украине и заграницей (уже третий раз девочка поедет на отдых в Болгарию).
«БУДУ ВЕТЕРИНАРОМ-АКТРИСОЙ»
Нынче Оля жалеет, что все меньше времени хватает на театральный кружок. Девочка мечтает стать актрисой. Она уже успела сыграть в шести спектаклях, а самым интересным считает спектакль «490», где она сыграла роль дверей.
— Это пьеса о человеческом прощении, я бы сказала даже сказка с поучительным содержанием. Одним словом, жили двери, которые всегда плакали, их не уважали и постоянно толкали. А другом их был грузовик, который однажды рассказал притчу, которую Иисус рассказал своим ученикам: если человек будет прощать 490 раз, потом ему позволяется мстить. Двери начали прощать, сначала только ради мести, а потом им начало это нравиться, и они даже получали от этого удовольствие. А когда дошло до числа 490, двери не захотели мстить. Такую непростую роль мне и выпало сыграть.
Кроме артистических данных Оля имеет поэтическое дарование. С недавних пор она начала печатать свои стихотворения в литературных журналах, хотя на финансовые награды никогда не рассчитывает.
— Вообще я девочка не материальная, немного летаю в облаках, очень хочется, чтобы жизнь была похожа на сказку, в которой я живу. Для этого нужно ликвидировать ту жестокость, которой сейчас окутан мир. Конечно, всегда сыщется ложка дегтя в бочке меда, но все же хочется верить в лучшее. Для меня же сейчас самое важное, чтобы были живы-здоровы мои близкие люди и любимый кролик Мася. Он живет у меня дома уже шесть лет, если перевести это на кроличий возраст, то ему уже 42. Это карликовый короткошерстый кролик, он может уместиться в моих ладонях. Но была бы моя воля, я бы устроила дома целый зоопарк, настолько сильно люблю животных.
Поэтому мечта Оли — стать ветеринаром-актрисой. Как сочетать эти две профессии, она еще не знает, но чтобы добиться своей цели, девочка собирается сделать все от нее зависящее.