Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чужбина ко мне не прицепилась

В середине декабря в отделении религиеведения Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины состоялась презентация книги Ивана Музычки «Християнство в житті особи і народу»
28 декабря, 1999 - 00:00

Расскажем немного о жизни отца доктора Ивана Музычки. Ему 78 лет. Родился он на Ивано-Франковщине, детские годы прошли в незабвенном селе Пукив, которое он и сегодня вспоминает, как потерянный рай. В своих письмах он описывает религиозные праздники, народные кружки, а также сельскую читальню, потому что там «народ читал». Иван учился в Рогатинской гимназии и в то же время в музыкальной школе, преподавал в школе. А потом началось — 1939 год... 1941... 1945. После войны Иван Музычка оказался в Италии, и в конце 1945 года он уже студент Папской коллегии, а также изучает философию в университете «Урбаниана». В 1951 году молодой украинец защитил докторскую диссертацию по богословию, в том же году стал священником Греко-католической церкви и получил приход в Англии, где прослужил настоятелем более 20 лет. С 1975 года — в Риме. Работает — вместе с Любомиром Гузаром — в службе Митрополита Иосифа Слепого. Позднее был проректором Украинского католического университета, ректором коллегии Святой Софии. Сегодня отец Иван возглавляет украинский приход святых Сергея и Вакха в Риме, заботится и печалится о судьбах украинцев, приехавших в Италию «батрачить».

Несмотря на свой «западный» жизненный путь, Иван Музычка остался настоящим украинцем: «Для меня ни Лондон, ни тем более Рим никогда не были родинами. Относился я к тем эмигрантам, которые были совершенными чужестранцами везде, где бы ни были. Нигде ко мне чужбина не прицепилась даже на крупицу и никого следа не оставила. Всегда мечтал вернуться когда-то в Украину. Какой-то голос шептал мне, что все-таки вернусь, хотя еще недавно я сам считал, что это невозможно». С 1991 года Иван Музычка бывает в Украине регулярно, по несколько раз в год преподает в светских и духовных учебных заведениях, читает публичные лекции, печатает статьи в научных журналах. Приезжая, никогда не забывает заглянуть в свое родное село. На презентации своей книги о. Иван сказал: «Когда еду в Украину, всегда думаю о своей уже близкой смерти. Так не хочется, чтобы меня везли домой из Италии в заграничном гробу и с заграничным паспортом!».

Нынешняя ситуация в Украине для о. Ивана — источник неизменной душевной боли и раздумий. Он испытывает ужасную тревогу оттого, что «мы потеряемся в хуторянстве и всяких примитивах, а жизнь оставит нас у своей широкой дороги с протянутыми руками, как это уже началось...» «Почему? — ищет причину Иван Музычка. — Может потому, что, как думал Иван Франко, мы стали батраками — физически и психически. Ведь по-другому никак не объяснишь наше состояние, наше поведение и те грязные события, поступки, которыми заполнены тяжкие наши будни... Погружаемся в какую-то апатию от всех своих сложностей, становимся равнодушными ко всему, не заботимся ни о чем, даже если от голода погибаем. На Западе такого не встретишь. Там человек будет искать решение, будет биться, грабить, бастовать, будет что-то делать, но не жить в какой-то томной апатии, утешаясь водкой... Готовые галушки никому и никогда не падают с неба. Возьмем немцев после войны — они не стонали, не пели тоскливых песен, не сетовали, не делали революцию, а приступили к тяжелому труду. Поэтому вскоре встали на ноги и сегодня благосостояние у них выше, чем у выигравших войну. Вот что значит общая дисциплина, хорошее и мудрое руководство, разумный и тщательный труд! Меня губят эти размышления о нашем спасении...»

Беспокоят отца Ивана также религиозные свары в Отчизне: «Может, я плохо знаю ситуацию в Украине, но, кажется, все там в каком-то хаосе и неразберихе — и на поле политическом, и на церковном. Что из этого получится? Читаю тут, что Московский патриарх — противник приезда Папы в Украину и будет совершать против этого какой-то «молитвенный поход». Это уже слишком! Диктовать нам, кого приглашать в гости, а кого — нет...». Иван Музычка неустанно призывает все украинские церкви к общению, сотрудничеству, к общим просветительским и социальным акциям.

Есть у Ивана Музычки давнишняя мечта: «Вот еще немного поработаю и тогда, возможно, буду, как Григорий Сковорода, странствовать с сопилкой дорогами Украины и искать кого-нибудь, кто хотел бы меня слушать». Он боится, однако, что до этого не дойдет — с годами сил не прибавляется, а работы не убавляется.

Вернемся, однако, к книге Ивана Музычки «Християнство в житті особи і народу». Это сборник трудов, написанных автором в разное время по различным причинам и на различные темы, объединенных тем, о чем говорится в названии книги. Перечень глав книги свидетельствует как о разносторонней образованности автора, так и о его широких интересах. Вот некоторые главы новой книги: «Початки української богословської науки в XX столітті», «Священне мистецтво і богослов'я», «Соціальна наука християнства про особу», «Демократія в світлі науки церкви», «Основи христианського виховання», «Сім'я — перша школа», «Благовіствування в Київській Русі», «Перший український друкований Ірмолой» (тексты и ноты богослужебных песнопений) и многое другое.

Все главы новой книги интересны и поучительны. Вот, например, «Перший український друкований Ірмолой» — оригинальное и скрупулезное историческое исследование, о котором сам автор сказал, что это «единственное мое исследование, которое я написал без спешки, а поэтому вышло хорошо». В работе говорится о первом украинском нотном издании с текстами, осуществленном во Львове в 1700 году. Оно, по крайней мере, на полстолетия опередило Московскую православную церковь Петра I — там Ирмолой появился лишь в 1772 году. В этом, как пишет Иван Музычка, нет ничего странного, поскольку украинский церковный стиль пения стоял значительно выше московского. Автор приводит записи одного иностранного клирика, который в 1653 году побывал в России и в Украине. По словам путешественника, в Украине можно было наблюдать заметную любовь к пению, а также знание музыкальных правил, в пении украинцев слышались высокие и приятные звуки. А «московины», как говорит иностранец, пели как-нибудь, грубыми и протяжными голосами, что неприятно воздействовало на слух. Иван Музычка исследовал историю эволюции нотного письма в Украине, в частности, процесс замены тогдашнего «крюкового» письма линейным западным написанием нот. Именно таким способом был напечатан львовский Ирмолой. Кстати, Москва перешла на линейную запись нот в конце XVIII века, а в греческом православии старинные нотные «крюки» остались и поныне. Отец Иван предоставляет интересные данные о главном издателе Ирмолоя. Это был иеромонах Иосиф Городецкий, званием «гиссерский типограф», который сам себя называл старинным украинским почетным именем — «Пельгрим Иерусалимский». Он и вправду предпринял паломничество ко Гробу Господню, «умылся в водах иорданских». А после продолжил зарубежное путешествие — посетил Испанию, Рим, Венецию. В Венецию он поехал с профессиональной целью, специально для того, чтобы ознакомиться там с известной типографией. Ведь после падения Константинополя Венеция стала центром книгопечатания для греков и славян. Изучив дело, «Пельгрим Иерусалимский» возвратился во Львов и принялся за уникальное издание Ирмолоя.

Книга Ивана Музычки «Християнство в житті особи і народу» издана, благодаря усилиям двух людей. Редактирование сборника, написание примечаний и биографической статьи, подготовку именного и предметного указателей выполнил доктор философских наук, профессор Анатолий Колодный. Нужно отметить, что книга вышла в серии «Мислителі української діаспори», основанной отделением религиеведения Института философии НАНУ. Финансировал издание избранных произведений Ивана Музычки его давний друг отец Иван Шевцив, ныне живущий в Австралии. Господа Колодный и Шевцив единогласно считают, что самым сложным в работе было получить согласие автора на это издание.

На презентации книги выступило много людей, большинство из которых давно знают, почитают и любят отца Ивана и его произведения. Запомнилось выступление Любы Лутгин, аспирантки Института украиноведения. Она представилась ученицей доктора Музычки: «Он всегда учил нас, каким должен быть человек, а я, слушая его, поняла, каким должен быть учитель».

Закончим рассказ выдержкой из Предисловия к книге о. Ивана Музычки, написанного епископом Любомиром Гузаром: «Отец Иван — это мыслитель незаурядного формата, сын украинской земли, которого не изменило долголетнее пребывание за ее пределами. Приобретал богословские знания, работал, пастырствовал, учил в различных западноевропейских странах, в чужих средах высокого интеллектуального и духовного напряжения; общался с представителями разных культур, но навсегда остался украинцем. В нем находят воплощение слова Тараса Шевченко: «І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ