Карантин в цифровом мире можно воспринимать как лакмусовую бумажку, которая покажет, доступны ли онлайн-сервисы для каждого гражданина. К примеру, у всех ли есть дома компьютер, доступ к интернету, или кому-то не хватает цифровых навыков. Без этого строить обещанное президентом «государство в смартфоне» невозможно. Существует ли цифровое неравенство в украинском обществе? Недавно эти и другие вопросы обсуждали участники онлайн-дискуссии «Эффект пандемии: преодоление цифрового неравенства в Украине и Беларуси». Ее организовали Институт инновационного управления «Digital Communication Network», «Baltic Internet Policy Initiative» (Беларусь) и «Human Constanta» (Беларусь).
УКРАИНЦЫ НЕ УВЕРЕНЫ В СВОИХ ЦИФРОВЫХ НАВЫКАХ
Как отметила Анастасия ПОПОВА, проектный менеджер Института инновационного управления, эксперт по вопросам инноваций и электронного правительства, в начале карантина примерно 70% территории нашей страны имело интернет-покрытие (30% — это обычно села и небольшие города). В то же время, по данным «Интернет-ассоциации Украины», только 65% украинцев имеют интернет дома.
«В течение апреля этого года покрытие 4G получили 378 тысяч жителей, это примерно 865 населенных пунктов. Сейчас идет дальнейшая трансформация и расширение доступа к интернету. Скоро будет рассматриваться законопроект о цифровой коммуникации, который так же будет регулировать эти вопросы и расширять диапазон предоставления интернета в Украине», — отметила Анастасия Попова.
По ее словам, нагрузка на трафик выросла на 30%, причем увеличилась благодаря пригороду. Зато в Киеве уменьшилась. Однако интернет-провайдеры были к этому готовы. За время карантина на 12% увеличилась средняя скорость загрузки со смартфона (24.59 Мб/с), и на 3% повысилась средняя скорость загрузки с компьютера (теперь 56.23 Мб/с).
Один из вызовов современности — не все украинцы могут позволить себе покупку компьютера. По данным Министерства цифровой трансформации, 15,7% украинцев не имеют смартфона, 51% не имеет компьютеров и 49% — ноутбуков. Соответственно, уровень цифровой грамотности тоже низкий. Так, в Минцифре отмечают, что 15,1% украинцев не владеют цифровыми навыками, а 37,9% определяют свой уровень как ниже среднего. Существуют вопросы к методологии проведения данного исследования, в частности, что в нем отсутствуют данные о конкретных навыках, то есть сколько людей, например, скачивали файлы, писали электронное письмо. Впрочем, во всяком случае получается, что 53% украинцев не уверены в своих цифровых навыках.
ИНТЕРНЕТ-НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ
В соседней Беларуси вызовы подобны нашим, в частности, так же существует цифровой разрыв между городом и селом. Это демонстрируют следующие данные: персональный компьютер в городе имеют 79,6% белорусов, в селе — 63,2%. В городе к интернет-сети подключены 86,9% жителей, а в селе — 71,3%.
Исполнительный директор Baltic Internet Policy Initiative (Беларусь) Михаил ДОРОШЕВИЧ проанализировал, как влияет возрастной фактор на наличие и уровень развития цифровых навыков. Предсказуемо, аудитория в возрасте 15-34 лет хорошо владеет цифровыми навыками и понимает их необходимость для работы, однако чем старше аудитория, тем ниже показатели.
Разрыв существует не только внутри страны, но и между государствами. Михаил Дорошевич отметил, что, по данным 2018 года, количество домохозяйств с компьютером в Норвегии составляло 95%, в Германии — 88,1%, а в соседней Польше этот показатель достиг 82,7%. В Беларуси и Украине это 70,0% и 62,3% соответственно. Относительно доступа к интернету, то имеют дома 96% норвежцев, 90,8% немцев, 84,2% поляков. Зато в Беларуси этот показатель достигает 72,4%, а в Украине — 61,9%.
ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ
Еще одно измерение цифрового неравенства — это отсутствие цифровой включенности (инклюзивности), о чем рассказал Дмитрий ПОПОВ — эксперт по инклюзивности Института инновационного управления, внешний эксперт Национальной Ассамблеи людей с инвалидностью (Ресурсный центр «Украина без барьеров»), участник рабочей группы Министерства цифровой трансформации. «Под цифровой включенностью я имею в виду такое состояние цифровых сервисов, когда любой человек, независимо от состояния его здоровья, независимо от того, где он находится, может получить доступ к сервисам и информации. Здесь я хочу обратить внимание на группу пользователей с нарушениями зрения, слуха, моторики, опорно-двигательного аппарата и интеллекта, — отметил Дмитрий Попов. — Из моего опыта — 95% всей доступности прописано в правилах HTML. Так, арт-изображение должно иметь текстовое сопровождение, а чтобы сверстать элементы управления, надо использовать соответствующие кнопки».
Улучшить цифровую инклюзивность сайта можно благодаря функции увеличения шрифта, наличия голосового управления, поддержки работы скрин-ридеров и тому подобное. Причем, как рассказал Дмитрий Попов, их не нужно разрабатывать для каждого сервиса отдельно, нужно только поддерживать работу специального программного обеспечения. По словам Дмитрия Попова, не нужно делать и специальные версии сайтов для людей с особыми потребностями, нужно обычную версию сразу делать доступной для всех (в частности, используя стандарт WCAG 2.0 (Web Content Accessibility Guidelines)).
РАБОТА НАД ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ
Как стало понятно из дискуссии, решением проблем цифрового неравенства в основном занимаются негосударственные организации. В Беларуси это, например, так называемые институты третьего возраста. Как рассказал Михаил Дорошевич, белорусские мобильные операторы, одни из ключевых телекоммуникационных провайдеров, имеют инициативы по бесплатному интернет-доступу на определенной скорости до сентября. Однако только 22% белорусов считает, что существует достаточно программ общественных организаций или государственных по повышению цифровых навыков.
В Украине цифровое неравенство преодолевается разными способами: от курсов цифровой грамотности в библиотеках, например, до одесского проекта «IТ-бабушки». Как отметила Анастасия Попова, прежде всего нужно заниматься с сельским населением из-за проблем с интернетом, отсутствия компьютеров и цифровых навыков. Но сначала в сельских громадах стоит провести определенную просветительскую кампанию, чтобы жители поняли необходимость цифровых навыков и преимущество их использования. К примеру, государственный портал «Дія» предлагает онлайн-курсы, и чтобы их пройти, нужно иметь доступ к интернету, технику и понимание, где понадобятся полученные знания.