Во Львовской больнице скорой медицинской помощи на протяжении нескольких последних месяцев значительно увеличилось число пациентов с тромбозами — венозными и артериальными, сосудов тонкого кишечника. По мнению заведующего 1-го хирургического отделения больницы, ассистента кафедры общей хирургии Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого Игната Герича, эта патология крови, которая требует немедленного хирургического вмешательства, — отдаленное осложнение коронавирусной инфекции. И об этом надо предупреждать, поскольку, к сожалению, из-за несвоевременного обращения для обследования и помощи спасти удается не всех.
«ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ КАК О ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ — РАНО»
— Говорить об этом как о доказательной медицине — рано, потому что нужно время, чтобы отследить состояние здоровья достаточного числа пациентов во всем мире, — сразу же отмечает врач. — Но речь пойдет о том, что уже является явным на нашем уровне, то есть на уровне практической хирургии и неотложной, ургентной, хирургии — мы видим рост числа пациентов, перенесших ковид, и это — пациенты старшего возраста, плюс пятьдесят, или младшие, плюс сорок, если они имеют сердечно-сосудистые или другие заболевания. Они попадают к нам с различными типами тромбозов, разной локализации, начиная от тромбозов конечностей, а также — тромбозов внутренних органов, что жизненно опасно.
— На чем бы вы особенно сейчас акцентировали внимание?
— На том, что эти пациенты переболели ковидом. И в момент попадания к нам имеют отрицательный результат ПЦР-исследований. А это значит, что инфекция была перенесена ранее.
— Можете хотя бы приблизительно сказать, через какое время после того, как человек переболел, это осложнение себя манифестирует?
— Всегда практикую пользоваться проверенными данными доказательной медицины, но их пока нет. А со своего практического опыта могу говорить о пациентах, которые переболели ковидной инфекцией более месяца назад.
«УГРОЖАЮЩИЕ СИМПТОМЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЗАБОЛЕВАНИЙ»
— А как тромбоз себя манифестирует? К примеру, на ноге тромб можно увидеть. Но не на внутренних органах! А это та патология, которая требует немедленного хирургического вмешательства!
— Вы правы. Диагностика тромбозов на конечностях несколько легче, потому что есть визуализация. То есть можно заметить развитие гангрены или сосудистой ишемии или резкие отеки конечности, гиперемию (покраснение) и другие симптомы, которые настораживают и побуждают к обследованию или немедленному обращению к врачу. Если же речь идет о тромбозах внутренних органов, а они — очень опасны, потому что дают высокую летальность, и это тромбозы кишки — мезентериальные тромбозы...
— Да их, наверное, и врач не может увидеть?
— Не может. Но есть определенные угрожающие симптомы, и проблема в том, что те симптомы характерны для очень большого количества заболеваний. Речь идет о сильной боли, которая может быть острой и может быть спастической. Также часто заболевание может проявляться диареей или запорами. Отличие тромбоза от других заболеваний заключается в том, что очень мало времени для того, чтобы правильно установить диагноз и начать хирургическое лечение. Так как при тромбозе нарушается кровоснабжение внутреннего органа, а именно — кишки, и очень быстро развиваются некротические явления, то есть омертвение тканей, что приводит к гангрене, соответственно в дальнейшем — риску заражения брюшной полости. Также важно донести до людей, что проблема в том, что, когда развился тромбоз, а особенно — кишки, и когда дошло до того, что 4 — 5 часов назад возникает омертвение кишки, хирург, к сожалению, может оказаться бессильным. Потому что когда этот сосуд тромбируется, отмирает вся тонкая кишка, без которой человек не может жить. А хирург единственное, что может сделать, удалить этот орган. А при удалении этого органа нужна трансплантация тонкого кишечника, которую выполняют только в нескольких странах мира, и эта операция — очень сложная. И имеет некоторые ограничения, в частности — возрастные, а также — по сопутствующим заболеваниям. Кроме того, достаточно высокий процент отторжений после таких операций трансплантированных органов. Поэтому я и говорю о своевременном распознавании симптомов тромбоза, своевременном обращении к врачу и своевременной диагностике.
— Выше вы упоминали о пациентах с сердечно-сосудистыми патологиями. А их, этих патологий, очень много. Кто самый первый в группе риска относительно тромбозов?
— Те люди, которые имеют аритмии, то есть нарушение сердечного ритма.
— А как насчет сахарного диабета?
— Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет — это именно те два фактора, которые наиболее способствуют развитию тромбоза. Но триггером (провокационным фактором. — Т.К.) являются не они, а коронавирусная инфекция, которая поражает эндотелий — внутреннюю оболочку сосудов — и приводит к развитию тромбозов. Именно поэтому стоит думать о правильном лечении коронавирусной инфекции и применении антикоагулянтов — препаратов, которые разжижают кровь и предотвращают развитие таких осложнений.
ТРИ ВАЖНЫХ ФАКТОРА
— Значит, в итоге, о чем прежде всего нужно помнить?
— О таких факторах. Если человек старшего возраста (1), переболел коронавирусом (2), имеет пороки сердца или сахарный диабет (3) и если у него или во время болезни, или после болезни появляются сильные боли в животе, расстройства стула (запоры, поносы) или внезапные боли в конечностях с изменением цвета кожи и отеком (4), нужно немедленно обращаться за медицинской помощью — в ургентную больницу.
— Можете сказать, сколько таких вот больных было у вас в больнице за последнее время?
— В цифрах точно не назову, но вдвое — точно! В конце концов, я уже говорил о том, что эта ситуация требует исследования с участием нескольких тысяч пациентов. И только тогда, когда мы получим результаты этих исследований, будет понятно, как дифференцировать: где триггером является именно коронавирус, а где — те сопутствующие заболевания, о которых я только что упоминал (сердечно-сосудистые). Но то, что мы сейчас констатируем, что таких больных стало значительно больше по сравнению с предыдущими периодами, с предыдущими годами, очевидно!