Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Цуманский Дикуль

В то, что после тяжелой, с человеческими жертвами, автомобильной аварии, в которой Богдан Чечетка был пассажиром, он будет ходить, никто не верил
29 ноября, 2007 - 18:27
БОГДАН ЧЕЧЕТКА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Несколько лет передвигался на инвалидной коляске, но тренировал (!) детей по борьбе дзюдо. А став на ноги, достиг того, чего не всегда достигают и те, кто значительно здоровее. Богдан участвует в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов, он — успешный предприниматель. В родной Цумани он открыл детское кафе, оборудовал возле него игровую площадку и ремонтирует спортивный зал, в котором будет заниматься с детьми-инвалидами.

Четырехлетний Артем, только отец устанавливает в углу крепкую палку, без которой сам не может ходить, садится, сразу оказывается у него на спине. Он хоть и маленький, но все же мужчина. Жена Галя говорит, что родные Богдана видят дома преимущественно поздно вечером. И это несмотря на то, что торговое заведение, которое ему принадлежит, находится рядом с родительским домом (молодые и старшие супруги Чечеток живут в одном просторном доме). А он бегает по делам целый день. Много времени занимает и ремонт двух комнат в местной школе, где бывший спортсмен обустраивает тренировочный зал. Хотя почему бывший?..

В последние годы Богдан Чечетка четыре раза побывал только в Германии на международных соревнованиях спортсменов- колясочников. В интернете я нашла упоминание об одном из них — по так называемому бочио. Это, говорят, очень интересная игра с шариками на инвалидных тележках. Ездил и на теннис, на штангу, метает диск... На нескольких снимках, которые увидела в Центре инвалидного спорта в Луцке: он, будучи в коляске, возвышается на пьедестале почета — то на первом, то на втором местах. Еще в школе Богдан начал серьезно заниматься спортом, ходил в секцию дзюдо (впоследствии в армии стал тренером по этому виду борьбы). Приезжал тренер из Луцка, и был он для цуманских мальчишек самым высоким авторитетом.

— Теперь слышишь: тому в баре синяк под глазом поставили, того избили... Мы тоже в бары ходили, но ничего не били и не ломали. Думали: что тренер скажет?! Но нам, если бы хоть раз кто-то не так повел себя, он бы голову оторвал и из секции выгнал! А со спортом прощаться никто не хотел, — вспоминает Богдан.

Об аварии, которая через три месяца после возвращения из армии изменила жизнь, говорит мало и неохотно. Не называет никаких имен, ни на кого не обижается. Уже впоследствии общие знакомые сообщили, что машину, в которой трое молодых людей возвращались из соседнего села с дискотеки, вел сын высокопоставленного чиновника. Он пострадал меньше всех. Богдан говорит: «Слава Богу, сам ходит!» Между прочим, когда недавно руководитель Центра инвалидного спорта обратился к отцу того водителя с просьбой выделить хотя бы какую-то сумму для того, чтобы инвалиды (в частности, и Чечетка) поехали на соревнование, тот, имея возможность, не дал ни копейки.

Хуже всех пришлось девушке, которая сидела рядом с водителем: через нескольких часов умерла в больнице. А Богдан получил такие травмы, что, по словам мамы, был «как тряпичная кукла». К нему привозили массажистку из Киева, которая знала тибетский массаж. И хотя уже после первого сеанса мужчины подняли его с дивана и он, крепко поддерживаемый со всех сторон, сделал несколько шагов, еще три месяца лежал неподвижно. Несколько лет подряд искал спасение в санаториях. Однако никогда не впадал в депрессию.

— Сам на коляске в хате не сидел. Приходили друзья, забирали. Был с ними и в кафе, и на танцах.

И занимался спортом. Как и знаменитый Валентин Дикуль, который также получил очень тяжелую травму позвоночника, Богдан в спортивном зале несколько раз чуть ли не терял сознания.

— Но никто не верит, что он после такой травмы не прикован к постели! Что ходит, занимается спортом! — рассказывает начальник областного Центра инвалидного спорта Владимир Гащин. — Мы показываем рентгеновские снимки, сделанные Богдану после травмы, — и люди просто шокированы...

— А что надо было делать? Убить себя или сидеть самому в доме?.. — философски рассуждает Богдан.

Сев в инвалидную коляску, начал... тренировать детей. Слезал с коляски и, стоя на четвереньках (потому что стать на ноги еще не мог), показывал приемы. Его воспитанники тогда еще и призовые места на областных соревнованиях занимали! В спортивном зале, который Чечетка обустраивает в помещении местной школы (она рядом с их домом), должны быть не только татами для занятий дзюдо. Но и теннисный стол (сам Богдан очень хорошо играет в теннис), штанга, различные тренажеры. Кроме детей здоровых, хочет заниматься с инвалидами. В округе насчитал до тридцати проблемных детей. Многие из них по болезни (преимущественно это последствия ДЦП) стесняются из дому выйти, дома их обучают учителя. А спорт мог бы побудить покинуть одинокое пристанище. Хотя Чечетка теперь бизнесмен и, откровенно говоря, не знает, какую сумму составляет его пенсия за первую группу инвалидности, но на детях зарабатывать не собирается.

— Я прибыли с этого не буду иметь!

Хорошая идея открыть спортзал получила поддержку у других цуманских предпринимателей. В поселке же их — более ста. Кто хочет — делает материальный взнос. А Богдан составил более грандиозные планы. Неподалеку их дома находится просторное помещение бывшего магазина потребительской кооперации. Оно давно закрыто на замок.

— Хороший был бы спортивный комплекс для детей! В школе таких условий не создашь. А здесь бы были и душевые, и раздевалки, и массажный кабинет...

И хотя за помещение, которое фактически приходит в упадок, владелец заломил бешеную цену, Чечетка своего намерения не оставляет. А мог бы собирать деньги на лечение в санатории... ***

О Богдане Чечетке я впервые услышала как о владельце детского кафе. Поскольку такие заведения на Волыни нужно искать днем с огнем — и то не найдешь, факт заинтересовал. Ведь значительно легче делать бизнес на спиртном, чем на соках. Хотя, как известно, при удачной организации и детское заведение может приносить большие прибыли: когда-то чтобы попасть с детьми в луцкое кафе «Мальвина» и «Буратино», нужно было заранее очередь занимать.

Чечетка как бизнесмен, а тем более инвалид, который сам пытается обеспечить свою семью, мог бы также не смазывать себе, как говорят галичане, голову проблемами бесплатного спортзала или детского кафе. Но...

— Люди давно говорили, что Цумани такое кафе нужно. Думаю: построю! — объясняет Богдан.

Пять лет тому назад взял участок под строительство. Рядом с родительским домом, возле Цуманской школы, стоял старый запущенный спортивный зал. Снес его с лица земли, оградил. Строили его долго. Зато теперь сооружение — как куколка. Все сделано как следует. И само помещение, и красивая ограда вокруг, и расписанная графити стена (расписала дочь товарища), которая отделяет детскую площадку возле кафе от школьной территории. Он еще и детскую площадку здесь обустроил! Качели и горки делали по просьбе Богдана родные и знакомые: то крестного отца просил, то дядю... Что-то сам сделал.

В кафе двери не закрываются. Как-никак в Цуманской школе около тысячи детей. Детское кафе работает до 16-ти часов. После в соседнем помещении Чечетка собирается открыть кафе для молодежи. Оно будет работать только тогда, когда в школе закончатся уроки, и в нем не будут продаваться крепкие спиртные напитки, а только пиво. Пойдут ли люди в такое заведение?

— Пойдут, если будет уютно и красивая музыка! Не все же хотят напиться, проводить время со спиртным!

Свое детское кафе он сделал из пяти чужих. В каких бы заведениях не бывал, искал интересные детали интерьера. А столики как в поезде придумал сам. Сам лакировал столы и скамейки.

Говорит, что теперь он счастливый человек. Имеет жену, сына, бизнес, с которым справляется. Занимается спортом. И ждет вскоре рождения еще одного ребенка!

Наталья МАЛИМОН, «День», Киверцевский район на Волыни
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ