Одна из самых трудных, как отмечают сами правительственные чиновники, реформ — пенсионная — начнется в Украине практически через месяц. Сейчас в прессе и обществе активно обсуждается эта тема, и газета «День» также неоднократно освещала вопрос пенсионной реформы: экономические и демографическую причины пенсионной реформы, ее положительные стороны и риски, отношение к ней общества и т.п. Как показывают социологические исследования, больше всего в этой реформе украинцы не приемлют повышение пенсионного возраста. 57% опрошенных негативно относятся к такой инициативе правительства. Но пенсионная реформа — это не только повышение возраста ухода на отдых, это и, в частности, внедрение обязательной накопительной системы с 2012 года (ежемесячные отчисления в негосударственный пенсионный фонд), повышение нормативного стажа для получения пенсии, установление сроков пребывания на госслужбе, что приятно, так это ограничение максимального размера пенсии, и многое другое. «Это нелегкая реформа. Очень сложная. Имеет очень много нюансов. Политически невыгодная. Все боятся ее и боялись до сих пор. Но, не проведя ее сегодня, мы никогда не будем иметь солидарного общества. Мы должны честно ответить на все вызовы пенсионной системы и честно провести реформу», — сказал недавно на одном из совещаний по вопросу проведения пенсионной реформы вице-премьер-министр по экономическим вопросам Сергей Тигипко.
КАКИЕ ЕСТЬ ВЫЗОВЫ И ЧЕГО БОЯТЬСЯ ЛЮДЯМ
Первое — это то, что женщинам работать придется дольше. Те, кто не выйдет на пенсию до марта 2011 года, будут работать на полгода дольше и так далее: через каждые полгода срок выхода на пенсию женщин будет увеличиваться на 0,5 года, пока не достигнет 60 лет в 2020 году. Причина такого шага — в частности, дефицит Пенсионного фонда, большие отчисления из зарплат работающих людей. Плюс от этого: если женщины дольше будут работать, то в результате большего трудового стажа будут получать большую пенсию. Кстати, согласно социологическим данным, 64% украинцев говорят, что согласились бы дольше работать, если бы размер пенсии соответствовал европейским стандартам. Но — европейским...
— Треть зарплаты каждого работающего гражданина, как подсчитали специалисты, идет в Пенсионный фонд. Чтобы содерживать одного пенсионера с пенсией 1400 гривен (не все пенсионеры у нас такую пенсию получают), нужно иметь двух работников с зарплатой 2100 гривен. Сейчас сложилась такая ситуация, что у женщин более короткий трудовой стаж и, соответственно, у них ниже пенсии. А то, что у украинок еще и ниже заработки, еще больше влияет на размер их пенсии: особенно, когда при расчете пенсий ввели дополнительный коэффициент — увеличили величину оценки одного года страхового стажа. Таким образом, женщины оказались в невыгодном положении. Учитывая то, что женщины у нас составляют 2/3 пенсионеров, выходит, что низкий пенсионный возраст приводит к бедности пенсионеров. Нам намного лучше сейчас уровнять пенсионный возраст женщин и мужчин. А уже когда будет гендерное равенство, можно будет повышать пенсионный возраст и мужчинам, и женщинам одинаково, — говорит кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко.
Что касается повышения пенсионного возраста у мужчин, то, согласно внесенному правительством в парламент законопроекту «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», с 2013 года будет проводиться повышение пенсионного возраста у мужчин-госслужащих — с 60 до 62 лет.
РАБОТАТЬ — С ДЕТСТВА?
Почему-то чаще всего в прессе и на разных обсуждениях пенсионной реформы копья ломаются вокруг вопроса повышения пенсионного возраста у женщин. Но правительственные чиновники предлагают, кажется, еще что-то «пострашнее»: на треть повысить для женщин (и на 10 лет для мужчин) необходимую продолжительность пенсионного страхования для получения пенсии. Так, в законопроекте 7255 «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» предлагается повысить нормативный стаж, необходимый для получения минимальной пенсии, у женщин с 20 до 30 лет, а у мужчин — с 25 до 35 лет.
Что выходит? Закончил(а) институт и сразу устраивайся на работу (еще не известно, как будет с теми пятью годами учебы, — будут их учитывать в трудовой стаж или нет), обязательно с трудовой книжкой. 22 года + 30 (35) = 52 (57) лет. На уход за детьми — максимум восемь лет, поскольку от правительственных чиновников неоднократно звучали предложения исключить из трудового стажа женщин срок ухода за детьми. Согласно украинскому законодательству, у мужчин — те же права, но теперь даже у самых любящих папочек времени на уход за детьми будет мало, так как нужно зарабатывать себе на пенсию. (Кстати, исследования, которые много лет проводили в самых развитых странах Европы, показали, что чем больше человек проводит времени с детьми, тем дольше живет. Зависимость — прямая. В Финляндии и Дании даже разработали специальные государственные программы, которые поощряют родителей брать отпуск и воспитывать детей.) Если, например, взять Западную Украину, где едва ли не каждый пятый на заработках за границей, картина с необходимым стажем вырисовывается печальная. У многих людей, чтобы иметь в будущем минимальную пенсию, его не хватает. Люди работают за рубежом, и пять, и десять, и больше лет. Потом возвращаются сюда, покупают жилье, пытаются устроиться куда-нибудь, и не так это легко. Особенно если человек хочет устроиться на легальную работу. И снова люди стоят перед выбором: работать, где придется, чтобы иметь деньги сейчас, или думать о пенсии, искать официальную работу, а где ее найти, а может вообще снова поехать за границу? А как же пенсия?..
Как видим, вопрос пенсионной реформы задевает всю экономику, особенно легализацию зарплат и бизнеса вообще. Поскольку если человек хорошо разберется с перспективами, ожидающими его после такой реформы, он все-таки захочет работать на себя, на свою будущую пенсию. Но легко ли будет это сделать в наших условиях, когда каждый думает, как выжить сегодня? Как отметил министр труда и социальной политики Василий Надрага, в новом законодательстве будут предусматриваться меры по «повышению ответственности за выплату заработной платы в «конвертах» и внедряться проверки предприятий на основе рискоориентированного аудита». Если бы эти обещания выполнялись, и это давало бы пользу рядовому человеку...
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА 35
С 2012 года, как обещает новый законопроект о пенсионной реформе, в Украине начнет работать второй уровень пенсионной системы — накопительный, который будет существовать параллельно с солидарной пенсионной системой (существующей сегодня). По словам Сергея Тигипко, реформа будет касаться 41% всех плательщиков пенсионных взносов, которым в следующем году будет более 35 лет. Обещания власти таковы — отчисления, которые будут делаться из зарплат работающих граждан (предлагается начать с 2% и постепенно увеличивать до 7%), дадут им возможность в будущем получать большую пенсию. Планируется, что на такую же сумму уменьшится размер страхового взноса в Пенсионный фонд.
Опять же, хорошая идея, но кто будет контролировать эти средства, которые будут отчисляться гражданами? И какие конкретно выплаты из этих фондов в таком случае получит человек, который выйдет на пенсию? «Правительство не контролирует эти фонды (накопительные. — Авт.) в полной мере, и конечный результат не известен до тех пор, пока человек не выйдет на пенсию», — говорит старший международный советник по вопросам пенсионной реформы проекта USAID «Развитие рынка капиталов» Грег Мактаггарт.
Еще продолжаются дискуссии вокруг второго уровня пенсионной системы, а правительственные чиновники уже замахнулись на третий — добровольное пенсионное страхование. «Если мы будем иметь второй уровень, когда личные пенсионные взносы будут работать и давать инвестиционные прибыли, мы можем внедрить третий уровень, который у нас уже прописан. Тогда люди смогут дополнительно отчислять часть своей зарплаты в негосударственные фонды. Вот тогда мы будем иметь сбалансированную пенсионную реформу», — считает пан Тигипко.
Кстати, сейчас 82% украинцев ничего не делают для того, чтобы обеспечить себя материально после выхода на пенсию. Они рассчитывают только на государственную пенсию. Вкладывают деньги в недвижимость, бизнес только 7%, откладывают деньги — 6%. Очевидно, что все это свидетельствует о доходах людей. Начинать нужно с этого...
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ И ИХ ОГРАНИЧЕНИЕ
Сегодня в Украине немногим более 13 миллионов пенсионеров. Это много, так как на 45 миллионов 800 тысяч около 10 миллионов приходится детей, 2—3 миллиона (по некоторым данным до 5 миллионов) работают за рубежом, по официальным данным, немногим более полумиллиона — безработные. Остальные работают легально и платят взносы в Пенсионный фонд, есть много таких, кто работает неофициально. По данным Института демографии и социальных исследований, в настоящее время, на 10 работающих приходится 4 пенсионера. Если же учитывать неформальную занятость, то на 10 работающих... 9 пенсионеров. Ситуация более чем критическая, чтобы оттягивать какие-то изменения.
Но существует еще одна категория пенсионеров, размеры пенсий которых вызывают в обществе дискуссии. Речь идет о специальных пенсиях депутатам, правительственным чиновникам, судьям, прокурорам. По данным Пенсионного фонда, это касается около трех тысяч украинцев (получающих пенсии более 10 тысяч гривен), однако есть пенсионеры, пенсии которых менее 10 тысяч, но которые тоже насчитываются по отдельным законам, — это почти миллион человек. Новым законодательством предполагается ограничить специальные пенсии до 12 прожиточных минимумов (это немногим более 900 гривен). В целом, более 2/3 пенсионеров получают сегодня пенсии менее тысячи гривен.
Следует отметить, что в газету «День» довольно часто обращаются работающие пенсионеры с вопросами, дадут ли им после того, как пенсионная реформа начнет действовать, возможность работать и дальше, не «вытурят» ли. «Где же, Сергей Леонидович (это обращение продублировано и вице-премьер-мністру. — Авт.), хоть какая-то гарантия громко сейчас заявленной государственной власти, что... чиновники не выгонят меня с работы как работающую пенсионерку, хотя замечу, что до моего возможного 60-летия немногим более двух лет?» — спрашивает и пана Тигипко, и «День» наша читательница, киевлянка, врач ветеринарной медицины Ольга Алексеевна Зленко.
Мы не будем отвечать за пана Тигипко, только процитируем его надежды, которые он озвучил в печати, что дефицит Пенсионного фонда (едва ли главная нынешняя проблема) будет сокращаться за счет всех выше перечисленных автором статьи мер, а также стимулированием продолжения трудовой деятельности граждан по достижении ими пенсионного возраста.
До 16 февраля в Украине будут продолжаться обсуждения законопроекта пенсионной реформы (правительственные чиновники обещают прислушиваться ко всем замечаниям и предложениям), потом в парламенте планируют провести общественные слушания. После этого авторы закона надеются на его быстрое принятие.