Эту хрупкую женщину знает много кропивничан из разных уголков города. Очень часто, когда Кропивницкий пустует во время летней жары, она поливает молодые саженцы деревьев, высаженные весной коммунальщиками и успешно забытые. Или же с сапкой хозяйничает на запущенной Набережной в центре города, где по хорошей кропивницкой традиции так же высадили и забыли деревья. Это — Надежда Паливода. С недавних пор от локального спасения конкретных деревьев Надежда вместе с единомышленниками перешла к более масштабной деятельности, основав общественную организацию «Озеленення».
— Кропивницкий давно перестал быть зеленым городом. Еще несколько лет назад деревья росли мирно вместе с людьми, но за последних несколько лет все кардинально изменилось, — рассказывает Надежда. — По моим наблюдениям, истребление деревьев в Кропивницком началось с подорожанием газа, когда резко в цене выросли дрова. Если раньше деревья обрезались просто по необходимости (иногда пуховые тополя), то теперь это превратилось в очень прибыльный бизнес.
«Я ОЧЕНЬ ЗАНЯТ ДРУГИМИ ДЕЛАМИ»
— Подобная ситуация с «озеленением» не только в Кропивницком. Вы имеете связь с «зелеными» активистами других городов?
— Везде проблемы одинаковы, а подходы к их решению отличаются, потому что города имеют разную ментальность. В Днипре активисты наладили тесное сотрудничество с полицией и, хорошо изучив законодательство, научились доказывать, что обрезка является составом преступления. Даже два дела удалось довести до суда. Но кропивницкая полиция хитра — у нас только один раз приняли заявление, но потом долго водили за нос. В Бердянске, например, имеем «антиопыт», когда защитники пришли в тамошний городской совет рассказать о неправильной обрезке деревьев, а им показали ролик о том, как деревья падают на людей.
Наилучшая ситуация в Николаеве, где ввели мораторий на три месяца на обрезку и вырубку до введения новых правил, потому что поняли, что раньше это делали бесконтрольно. Кроме того, активисты провели мастер-класс для полиции — теперь она сама приезжает на вызовы, когда зафиксирована незаконная обрезка, проверяет документы «лесорубов» и т.д.
— А в каких отношениях «общественные озеленители» с городской властью Кропивницкого?
— Мы пытались сотрудничать на уровне власти. Был круглый стол, организованный управлением ЖКХ, там все удивлялись цифрам (до 2021 года не предусмотрены расходы на приобретение саженцев, причем на обрезку деревьев выделено 3 млн грн, а на спиливание — 2 млн), но дальше удивления дело фактически не сдвинулось. Конечно, что-то в Кропивницком высаживают — например, этой весной высажено 40 деревьев на Аллее Мира... Есть частные инициативы. Но обычно у нас это происходит так: депутаты или еще какие-то vip-персоны высаживают, фотографируются, ставят галочку, а летом забывают о тех деревьях, и они погибают. Такая ситуация, например, сложилась по улице Коваленко, где весной один местный политик с командой высадил березы, а летом часть из них посохла. На мой вопрос в ФБ, почему он о них забыл, он отписал, что «очень занят другими делами».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
— В чем, по вашему мнению, причина такого странного отношения городской власти к деревьям?
— Я ищу ответ для себя с первых дней, когда увидела изуродованные деревья. Как люди не могут понять, что это уничтожение собственного города? Или человеческий фактор, или нехватка экологического образования... Но у нас рубят дерево не только на дрова. В Кропивницком легко можно срубить дерево, которое заслоняет вывеску магазина или потравить здоровые деревья вокруг аптек одной сети, а потом разводить руками. Люди, которые занимаются этими черными делами, знают много рецептов. Есть еще много историй о планомерном уничтожении деревьев, но вывод для себя я сделала один: это делают люди, которые имеют какую-то глубокую душевную болезнь.
«ТОЛЬКО ПОД ДАВЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ МЫ МОЖЕМ ПОВЛИЯТЬ НА ИНОГДА СОВСЕМ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНАЛЬЩИКОВ»
— То есть союзников у кропивничан, если говорить о сохранении зеленых насаждений в городе, нет?..
— Ну почему же. Нам повезло со специнспекцией — там работают очень ответственные люди, которые по каждому заявленному случаю разбираются, новый руководитель — Андрей Максюта — даже в выходные сам выезжает на вызовы, вместе с нами поливал деревья на Набережной. Относительно работы специнспекции — пусть сумма штрафов, наложенных на виновников, небольшая, но все же — какое-то движение.
К сожалению, не могу сказать подобного о экоинспекции, для которой это прямая обязанность — реагировать на уничтожение деревьев. Очень трудно найти общий язык с КП «Благоустрій», которое проводит спил, и работниками КП «Єлизавета». Если говорить о союзниках, то иногда это бывают жители отдельных улиц, где проводят обрезку деревьев. Один из недавних случаев — это конфликт на улице Шатило, когда жильцы домов из этой действительно зеленой улицы вышли против грубой обрезки и отстояли свои деревья, которые уже начали превращаться в высокие пни благодаря «умелому» ремонту. Тогда мы договорились вместе с «Благоустроєм», специалистами из управления ЖКХ и нашими активистами вместе решать, что и как обрезать отдельно по каждому дереву.
Вот так, только под давлением общественности мы можем повлиять на иногда совсем непрофессиональные действия коммунальщиков.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАГИРУЕТ — ЭТО ГРАЖДАНИН»
— «Ремонт» зеленых насаждений — это еще и большие деньги, выделенные из бюджета...
— Цифры поражающие. На спиливание в этом году выделено больше двух миллионов гривен. В 2016 году было спилено 690 деревьев за год, тогда тоже было выделено приблизительно 2 млн на это. Разделим эту сумму — и получается, что почти три тысячи гривен кропивничане платят из своих карманов за спиливание одного дерева.
Я ищу ответ для себя с первых дней, когда увидела изуродованные деревья. Как люди не могут понять, что это уничтожение собственного города? Или человеческий фактор, или нехватка экологического образования... Но у нас рубят дерево не только на дрова. В Кропивницком легко можно срубить дерево, которое заслоняет вывеску магазина, или потравить здоровые деревья вокруг аптек одной сети, а потом разводить руками. Люди, которые занимаются этими черными делами, знают много рецептов. Есть еще много историй о планомерном уничтожении деревьев, но вывод для себя я сделала один: это делают люди, которые имеют какую-то глубокую душевную болезнь
Было бы не так тревожно, если бы не знать, что КП «Єлизавета» имеет свою пилораму и, кроме обрезки деревьев, занимается и торговлей древесины. Ужасно и то, что именно с «Єлизаветою» управление охраны окружающей среды заключило договор на обрезку деревьев около школ и детсадов. Обрезают очень плохо и некачественно. Понимаете, если вчера ребенок видел нормальное хорошее дерево, а сегодня видит высокий пень с ветвями-обрубками, то очень скоро он будет воспринимать это как должное.
Конечно, директор школы скажет, что такая обрезка — это беспокойство о безопасности детей. В действительности с деревьев достаточно удалять аварийные ветви, сухие и нижние, которые мешают. Но в Кропивницком обрезают деревья до ствола. Например, около школы №18 после такой обрезки засохло шесть больших красивых деревьев.
Но все наши беды не из-за злых директоров школ и злой «Єлизавети», а из-за элементарного безразличия рядовых кропивничан. Там, где больше людей вмешиваются, там больше эффекта. Даже небольшое вмешательство одного человека может спасти дерево. Человек, который реагирует, — это гражданин. Это тот, кто не проходит мимо, когда видит, как пилят здоровое дерево. Он интересуется, есть ли разрешение, вызывает полицию, звонит по телефону в экоинспекцию/специнспекцию. В каждом районе Кропивницкого есть люди, которые следят за этим районом и сообщают мне о снесении деревьев.
— Невзирая на такую безнадежную, казалось бы, ситуацию (пассивность городской власти в решении проблемы, вялую экоинспекцию и безразличие подавляющего большинства кропивничан), все же есть хоть какие-то маленькие победы ГО?
— Конечно. Благодаря вниманию СМИ, широкой огласке прекратили пилить деревья летом (в период вегетации это сурово запрещено, у нас же обрезка проходила на протяжении года, мол, за месяцы, когда разрешено, они не успевали). Немного аккуратнее начали обращаться с деревьями облэнерго (есть четкое предписание, чтобы в метре от электропроводов ничего не росло, но по этому принципу можно все спилить). Раньше они грубо калечили деревья, а сейчас стали немного осмотрительнее.
Стоит помнить: любая деятельность приносит результат, хотя иногда, действительно, руки просто опускаются. Но даже написать на первый взгляд «бесперспективное» заявление — это очень важно.