20 ноября мир отметил 30-летие принятия Конвенции ООН по правам ребенка. Украина ратифицировала ее в 1991 году, за это время в сфере соблюдения прав ребенка было сделано немало. В следующем году Украина будет отчитываться в Комитете ООН по вопросам соблюдения прав детей относительно ситуации в этой сфере — будет отчет правительственный и альтернативный. Основной вызов здесь — война.
По данным Офиса Уполномоченного Верховной Рады по вопросам защиты прав детей, за этих 30 лет мы создали нормативную базу в сфере защиты прав детей, имеем «Закон об охране детства», Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка до 2022 года, законодательство по противодействию дискриминации детей, поднимается вопрос о недопустимости дискриминации на уровне образования, медицины, начали внедрять инклюзию, ювенальную юстицию, создали законодательную базу по противодействию домашнему насилию. Также среди сделанного — развитие альтернативных форм семейного воспитания (сегодня только 5,6% детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, живут в интернатах). Также в Украине выросло национальное усыновление.
В то же время государство оказалось неготовым к защите прав детей в условиях войны, говорят специалисты, — начиная с обеспечения прав на образование и заканчивая участием в военном конфликте.
«В 2020 году в Комитете ООН мы впервые будем отчитываться относительно участия украинских детей в вооруженном конфликте. Должны констатировать, что мы оказались не готовыми к вызовам. Дети в той или иной степени втянуты в конфликт, — рассказала представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по соблюдения прав ребенка и семьи Аксана ФИЛИПИШИНА. — В 2014 году на всей территории Донецкой и Луганской областей проживало приблизительно миллион детского населения. К сожалению, сегодня ситуация с информацией о соблюдении прав детей на неподконтрольной территории — критическая. Данные, которые имеются, — это всего лишь данные международных организаций, которые неохотно озвучивают какие-либо цифры, вопрос защиты детей не обсуждается во время переговоров. Основные проблемы, о которых мы знаем, — что есть большие проблемы с перевозкой на подконтрольную территорию детей, которые сиротеют: есть большое сопротивление, чтобы дети были перемещены, родственники рискуют своей жизнью, эти процессы крайне неурегулированы. Мы приветствуем решение Минобразования упростить процедуры доступа детей, как имеем на неподконтрольных территориях, к вступлению на льготной основе в учебные заведения на подконтрольной территории».
По ее словам, сегодня дети включены в проведение боевых действий и «понадобилось много усилий, чтобы убедить общество и Минобороны в том, что обязательство государства — не допускать детей ни в каком качестве к этому — ни как тех, кто помогает, ни как тех, кто воюет». К тому же до сих пор в Украине не криминализировано это на уровне законодательства.
Основная проблема детей, проживающих в «серой зоне», — почти 20 тысяч — это доступ к образовательным и медицинским услугам. Эти дети учатся в школах в зоне обстрелов, ежедневно подвергают свою жизнь риску. Так, по данным военно-гражданских администраций Донецкой и Луганской областей, сейчас в зоне обстрелов расположено 119 учебных заведений, в которых учится более 12 тысяч детей, -речь идет о заведениях на подконтрольной Украине территории. Совсем нет информации относительно такой ситуации на неподконтрольной территории. Специалисты отмечают, что Украине следует присоединиться к Декларации о безопасности школ во время военного конфликта.
«Мы имеем ситуацию с Торецкой ООШ, которая находится в пятикилометровой зоне от линии разграничения. Там уже — все окна заменены, еще остались разбитые окна на третьем этаже, бомбоубежище — в цокольном помещении школы. Или, например, Муратовская ООШ, в которой — 58 детей и семь учителей — расположенная в 17 метрах от военной части. Хочу отметить, что среди шести самых больших нарушений в сфере защиты детей в условиях военного конфликта — это захват учебных заведений и использование их в качестве военных объектов», — сказал вице-президент ОО «Всеукраинский фонд «Защита прав детей» Алексей ЛАЗАРЕНКО.
Украине немедленно следует приложить усилия для решения этих вопросов, ведь, по данным специалистов, вскоре добавятся другие: так, Комитет ООН по правам ребенка будет рассматривать вопрос о расширении прав ребенка, потому что в 90-х годах, когда принималась Конвенция, еще не встал вопрос о безопасности и конфиденциальности ребенка в интернете. А сегодня — актуален.