«ВЫЛЕЧИ МЕНЯ ОТ... ЛЮБВИ»
Дети — воплощение любви. «Где двое собрались ради имени Моего, там Я между ними» (из Евангелия). Выходит, соединяясь в акте любви, мы и рождаем Бога — младенца с частичкой души самого Творца.
Думаю, из-за это маленькие дети не могут выдержать отсутствия любви. И для того, чтобы возвратить потерянное чувство в семью, они болеют. Ибо их душа совершенная, и она знает, что болезнь ребенка — это последний шанс родителям для выздоровления их душ. Когда же хроническим отсутствием любви страдает весь род, то дети уже рождаются инвалидами. Они не хотят слышать того, что говорится в семье — и они глухие. Не желают смотреть на что- то — и выбирают слепоту. Ощущение, что в жизни нет никакого наслаждения, притягивает к ним сахарный диабет. Ребенок с церебральным параличом приходит в семью, чтобы соединить всех родственников в проявлениях любви. Лейкемия и онкология у маленьких — это не столько влияние загрязненной окружающей среды, как предупреждение о том, что следует переориентироваться на самое главное в жизни — радость. Даже банальный кашель — от желания крикнуть на весь мир: «Посмотрите на меня! Послушайте меня!»
Работая долгое время с детьми-инвалидами и их родителями, я заметила парадоксальную вещь — большинству родителей теперь выгодно иметь ребенка- инвалида. Он дает опекунам определенные социальные гарантии: пенсию, транспортные льготы, гуманитарную помощь.
Поколениями воспитывали у нас зависимость от «манны небесной», которую раздавали мало, зато всем. Расслабление телесное и душевное в добывании хлеба насущного перешло для большинства в качество наследственное, генетическое. И теперь, когда в обществе «манна» закончилась, а обычная манка не всем по нраву, наша развращенная генетика вопит о социальной справедливости: снова для всех и поровну! Не хватает для здоровых и трудоспособных — будем болеть и становиться инвалидами. Мы не трудимся над собственным духовным развитием, поэтому соблазненная душа разрушает наше тело. Она лишает нас будущего, когда заключает в кандалы болезни наших детей. Они — воплощение нашего искалеченного духа.
... У Анны дети рождались и вскоре умирали от врожденных увечий. Последняя дочурка Ася выжила, однако страдает церебральным параличом. Смолоду родители надеялись, что болезнь отступит, и не слишком следили за ребенком, больше уделяя внимание взаимным претензиям. Первым не выдержал муж Василий. Встретил более кроткую женщину, женился второй раз. Оставшись с ребенком-инвалидом сама, Анна стала агрессивной ко всем, кто не говорил ей «да». Воровала чужих мужей, ругалась за «свои права» с руководством ЖЭКа, где работала, даже ходила «насылать порчу» к бабкам. Одной знахарке так и заказала: «Вылечи меня от любви к моему бывшему мужу Василию»... Дочка Ася уже стала девушкой, а обезумевшая Анна и до сих пор шлет проклятия «той акушерке», которая вроде виновата перед ней. Обвиняет всех, кроме себя самой.
...В семье шестилетнего Олежки не везет с мужьями: от бабушки смолоду дед убежал «на заработки», отец мальчика любит заглядывать в рюмку, брата отца еще юношей убили хулиганы. Сам Олежек родился глухим. Диагноз братца повторился у младенца Сергуни. Проследив эту роковую цепочку, мать двух маленьких инвалидов, молодая учительница, перекладывает вину за «семейную порчу» на сельских недоброжелателей.
...Ирина работает научным сотрудником в культурном центре. Доступность библиотечных фондов, художественной литературы, творческие выставки, встречи с интеллигентными людьми — насыщенной духовной жизни Ирины можно только позавидовать. У такой мамы, представляется, ребенок «с букетом» сложных болезней — это ошибка судьбы, случайность. Однако вне службы с Ириной очень трудно общаться. Ее разговор — это сплошная жалоба, обвинения и претензии ко всем окружающим, а к благодетелям ее больной дочурки — прежде всего. «По плодам их узнаете их» — это слова из Евангелия. Каковы мы внутри, таковы наши дети внешне. Кто возразит? Мы сами приводим в нашу жизнь больных детей. Мы невольно творим обстоятельства, при которых появление в семье ребенка-инвалида — единственный способ для разрешения проблемы по большому счету. Ведь большинство нездоровых малышей рождается не столько в нищих семьях, как у родителей, которые в детстве страдали от отсутствия ласки, любви, сочувствия, доброты со стороны своих родственников, друзей. И теперь взрослые удовлетворяют свои комплексы тем, что окружающие страдают, видя маленького калеку, поэтому должны жалеть не только его, но и его родителей, помогать им. «И по причине беззакония во многих охладеет любовь» (Евангелие от Матфея). Вселенной правит закон Бога — закон Любви. И ничего не изменится, пока будем искать виновных. Причина в нас. Любим, дарим — Любовь живет. Замыкаемся, «лечим себя от любви» — Любви нет.
ДЕВОЧКА МИЛА НА ВЕСАХ МОЕЙ ДУШИ
Зачем они пришли в этот мир? Почему они родились калеками, глухими, недееспособными? Чтобы мучать нас своим присутствием, упрекать нас, а может, учить нас чему-то, отражать нас в себе? Кто знает. Чтобы ответить даже на один из этих вопросов, нужно почувствовать присутствие такого ребенка в своей семье. Я это почувствовала.
... Помню мою днепропетровскую одноклассницу Милу, которую Бог «наградил» букетом тяжелейших недугов, включая паралич. Единственному ребенку в семье интеллигентных людей, ей пришлось пройти все круги ада. Родители искали таких же интеллигентов духа среди людей власти, образования, социальных служб, чтобы защитить свое беспомощное дитя от общества, которое глумилось над ним. Частичкой того общества была и я, и весь наш 7-А класс, который завидовал феноменальным умственным способностям Милы и, пользуясь ее физическим недугом, дразнил, издевался над девочкой, доводя ее до тяжелых приступов болезни. Такой частичкой общества были и учителя, которые игнорировали существование «такой» ученицы, оставляя ее на второй год. Такими же немилосердными были руководители местной власти, которые 17 лет держали семью «гнилых интеллигентов» с парализованным ребенком в малюсенькой комнатке на пятом этаже дома без лифта и телефона и которых не тронуло даже то, что родители стоически ежедневно носили ребенка на руках в школу. Это же общество угнетало общественное сознание в образах социальных работников, которые держали под знаком секретности статистику детской инвалидности и вообще отбрасывали эту тему, как «несуществующую» проблему нашей тогдашней советской жизни.
Со времени моего школярства прошло больше двух десятков лет. Что же изменилось в отношении тех детей, которые являются инвалидами, и того общества, в котором они вынуждены жить?
Не знаю, как сложилась дальнейшая судьба девочки Милы, но мне (по-видимому, для понимания этой проблемы) Бог дал воспитывать ребенка-инвалида: мальчика с блестящими умственными способностями и немощным телом. История повторилась почти один к одному. Те же потуги родителей лечить ребенка (из-за отсутствия средств как у медицины, так и в семье), отсутствие перспективы решить жилищную проблему, абсолютный формализм со стороны социальных служб. Казалось, тупик бесконечный. Но чаша весов перевесила в сторону самосохранения. И семья решила изменить отношение к этой проблеме («ребенок-инвалид — изгнанник общества») не только в семейном гнезде, но и в обществе, где этот изгнанник вынужден жить.
Так в маленьком районном городишке Каневе, что на Черкасщине, появился Центр развития детей-инвалидов, оборудованный усилиями родителей больных детей при содействии как наших «добрых дядюшек», так и заграничных общественных объединений. Причем помогали исключительно те «богатенькие буратины», у кого в детстве, как оказалось, были «свои» больные ровесники — девочки Милы, которых они обижали. Получается, что теперь взрослые заплатили по счетам детства.
Так же «рассчитались» покровители и противники нашего Центра. Так, экс-мэр Канева Александр Пантелишин в свое время немало помог нам. Теперь он работает в администрации Президента. Заместитель мэра Иван Ведута, за которого не раз заказывали благодарные молебны в церкви родители нездоровых детей, теперь — в Верховной Раде. Тем временем бывшая завотделом собеса, которая угрожала, что «государственная машина сметет наш частный Центр с дороги», сама попала под «колеса» этой машины и оказалась под следствием. Руководителю отдела образования, которая всеми фибрами своей души сопротивлялась нашим образовательным инициативам, самой вскоре пришлось горевать над полуторагодичной внучкой, закованной в гипсовый корсет.
Кто не с нами — тот против нас. Так сказал Спаситель. Получается, что под действие его закона все мы подпадаем. Поэтому мы пошли своим путем и начали противостоять обществу, которое желало раздавить нас с нашими искалеченными детьми.
Детская самиздатовская газета «Август» творческими материалами юнкоров в инвалидных колясках каждым номером говорила: «Мы талантливые, мы совершенные душевно и развитые эмоционально. Мы радуемся жизни и даем пример вам, физически совершенным. Мы даем вам шанс очнуться от иллюзий вашей «совершенной» жизни.»
Это шокировало местечковых обывателей. Когда же по Каневу массово прокатились новенькие гуманитарные инвалидные коляски с больными детьми, которых сопровождали их родители, свободные от комплексов угнетенности, — перелом в сознании граждан произошел. Потом мы «покорили» местное государственное образование. Вместо одиночных посещений учителями детей дома, мы создали центр комплексного воспитания инвалидов с общеобразовательным обучением, музыкальным театром, кружками по интересам. Гороно боролся за свою «жизненную территорию», видя в общественном объединении родителей детей-инвалидов конкурентов. Однако быстро сориентировался и взялся за свое обычное дело — отчитываться на всех уровнях об... успешной работе с детьми- инвалидами.
Отрадно, что подобные Фонды и Центры самопомощи семьям с нездоровыми детьми сегодня создаются почти во всех райцентрах области. Мы решили никому ничего не доказывать, а сломать в общественном сознании стереотип отношения к детям с недостатками развития. Поэтому мы учим своих воспитанников говорить: «Да, мы такие, какие есть. Мы — зеркало, мы — ваше отражение. И если вам не импонирует собственный зеркальный образ — измените себя!»