— Как это — приземленности?
— Вот пример. У нас в Западной Украине центральная школа города работает над «Проблемой национального воспитания детей». Это что — до сего дня в школе все были татарами, а сегодня их надо сделать украинцами?.. Проблема должна быть конкретной. Пусть это будет оздоровление детей, дифференцированность обучения, в конце концов, — выполнение всеми домашнего задания! Но ведь из чего исходят: эти темы «не читабельные» на фоне наших высоких лозунгов. Возьмите программу Запада «Дети улицы» и нашу «Дети Украины». Это абсолютно разные варианты. По содержанию, по целям. У нас все сводится к тому, чтобы «поговорить и решить». На Западе «выдавливают» из себя эти пороки — как пустую «говорильню», так и замалчивание серьезных проблем. Там стимулируют реальную, конкретную деятельность, в том числе и общественных организаций.
— Какова роль общественной организации за границей?
— Это опора государства. Особенно — в Германии. У немцев принцип такой: родил мысль, создал проект, привлек людей, средства и — работай на полную катушку. Под проект государство выделяет общественной организации средства. И оценка будет даваться от качества выполнения этого государственного заказа. Кстати, проблема количества на Западе ликвидирована вообще. Там считают: есть проблема поющего ребенка — значит, надо ему помочь. Причем не деньгами, а вниманием, дать ему сцену, публику. Очень понравился мне подход к волонтерам. Немцы считают: волонтер — это тот, кто нашел детей (заметьте: не проблему, а конкретных детей), организовал их и достал деньги на проект. И все в один голос (представители Финляндии, Швейцарии, Словении, Польши) говорили: «Не бойтесь навязывать свою правоту, свое видение родителям, общественности, властям. А у нас, бывших союзных — из Беларуси, России, Украины (ну, может, исключение Литва), — еще осталась от совдепии боязнь: вдруг тебя не так поймут? Отсюда неуверенность, когда нужно искать средства для работы с подростками. У государства до них руки не доходят. В то же время не оказывает оно и содействия общественным организациям, которые многое могут сделать. Беда наша в том, что мы не имеем общественной системы. Госсистема построена по критериям статистической отчетности. Общественная — связана с самодеятельным упорством, с энтузиазмом одиночек, которые набивают себе шишки. В итоге социально-психологическая работа в обществе ведется нелогично, непоследовательно и неконкретно.
— В Польше вас знакомили с положительным опытом?
— В теме конференции звучала идея общего проекта Детского христианского фонда (слава Богу, именно он и нас поддерживает): «Помощь ребенку через помощь семье. Организационно-методические аспекты работы с детьми в открытой среде». Интересный опыт представляет белостокский коллегиум «Наш дом». Это объединение коллегиума (в нашем понимании нечто вроде детского приюта) и церкви. Город выделил средства на обследование микрорайона, где живут примерно 12 тысяч человек. Выявили семьи, где родители пьют или принимают наркотики. В помощь привлекли 75 родителей. Они по очереди дежурят в коллегиуме, играют с детьми, ходят в театр, на выставки, помогают делать домашние задания. Один сотрудник обходит семьи, другой — школы, третий вступает в контакт с разными группами подростков, собирает информацию. В «Нашем доме» ребенок может находиться целый день (группы там от 9 до 15 лет). Его накормят. Он может даже переночевать — один специалист работает сутки. Очень действенная помощь пастора. Сняв рясу, он приходит к детям просто добрым другом, с которым можно доверительно поговорить. В итоге через полгода 60 процентов родителей микрорайона спешат после работы за детьми, интересуются их делами и стали уже понимать, что такое семья.
Интересна и другая программа западных стран — «Старший брат, старшая сестра». Общественная организация работает с освободившимися из мест лишения свободы. Это уже не тот возраст, когда нужно опекать, учить. Молодому человеку так и говорят: «Я тебе не учитель и не социальный работник. Я просто твой старший брат. И давай вместе решать твои проблемы».
— Вас знакомили с тем, как решают проблему улицы на Западе?
— Алкоголизм, наркотики, СПИД, насилие. Мне понравился их подход к решению вопросов. В одной связке идет, допустим, противодействие насилию и бессилию. Сегодня, знаю, даже в Киеве, не говоря уже о других регионах, мало соцработников уделяют этому внимание. А детей нужно учить активно защищаться, знать свои права. Проблема неблагополучия детей прозвучала на конференции, прежде всего, как предупреждение общественной патологии молодежи. Уничтожить в корне опасные явления невозможно. Главная ориентация должна быть на то, чтобы выработать у детей, и как можно раньше, «противоядие». От наркомании, алкоголизма, насилия, половой распущенности.
— И в этом должно участвовать все общество — государство, общественные организации, церковь, семья. Не так ли? Тогда дети не будут оставаться «по ту сторону» от нас...
— Главным и первым шагом должно стать понимание этого. Чего у нас, к сожалению, пока нет.