Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детское право

17 октября, 2001 - 00:00

Недавно вышла из печати книга «Знай свої права, дитино. Основні засади Конвенції про права дитини». Книга особенная — это первое в Украине учебное пособие для общеобразовательных школ, где в доступной для учеников форме излагаются демократические основы прав ребенка. (Авторы- составители С. Кириленко, Л. Слабошпицкая. Художник А. Гончарова, стихотворения И. Жиленко. Киевское издательство «Махаон — Украина»)

Существуют проблемы, которые общество предпочитает не замечать, делает вид, как будто их и не существует вовсе. Одной из таких проблем является постоянное нарушение прав ребенка, то есть самой слабой, самой уязвимой части общества. Даже тогда, когда государство заботится об обеспечении прав человека, речь идет, разумеется, только о взрослых, — как будто детей людьми и не считают. Тем временем социальные исследования, в частности таких организаций, как ООН и ЮНЕСКО, свидетельствуют о массовых нарушениях человеческих прав ребенка — даже дома — практически во всех странах мира; а еще о том, что не только дети, но и взрослые, включая образованных родителей, не знают о существовании таких прав. Прав, которые в 1989 году были закреплены в международной «Конвенции о правах ребенка» (ООН), 24 статья которой звучит так: «Государства широко информируют о правах, которые содержатся в Конвенции, как взрослых, так и детей».

Пособие «Знай свої права, дитино. Основні засади Конвенції про права дитини» весьма мало напоминает юридический документ или сухой учебник. Это художественно оформленная книга с особенной структурой материала — каждая страница посвящена освещению одного пункта «Конвенции о правах ребенка». В верхней части страницы приводится юридический текст, а ниже это право разъясняется в яркой и остроумной, доступной для детей форме. Стихотворения известной поэтессы Ирины Жиленко толкуют сложные юридические тексты, приводя сказочные примеры игнорирования прав детей. Упоминая, например, о мачехе, которая издевалась над служанкой-Золушкой в те времена, «когда еще дети даже и не ведали о том, что нельзя ни притеснять, ни бить, ни морить голодом детей». Досталось и Карабасу Барабасу, который «нам не страшен», даже когда он выступает — в реальной жизни — в роли главы семьи. Ибо в «Украине (и не в сказке, а в действительности) ни Пьеро, ни Буратино ударить он не имеет права».

Начинается книга с описания первого права: «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь...» Это не риторика, ибо преступления против детей не являются какими-то немногочисленными исключениями, как считалось еще совсем недавно. Американская статистика, например, свидетельствует, что в Соединенных Штатах ежедневно убивают несколько детей; большинству из них не исполнилось и пяти лет. Убивают чаще всего родные. Социально эффективных средств защиты ребенка от его родственников во многих странах мира до сих пор не существует. Христианские церкви, особенно Католическая церковь, расширили понятие «неотъемлемого права на жизнь», включив в него также право на жизнь человеческого существа еще до его рождения.

Весьма актуальной является статья 2 Конвенции: «Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения». Это не формальное юридическое выражение — речь идет, среди прочего, о праве регистрирования новорожденного ребенка, независимо от того, какое гражданство, какой статус имеют его родители. То есть о детях эмигрантов, переселенцев, беженцев, которых становится в мире все больше и больше. Безжалостная статистика ООН утверждает, что свидетельств о рождении нет у трети детей мира. Что приводит к немалым осложнениям в дальнейшей жизни — в некоторых странах дети без свидетельства не имеют права на медицинское обслуживание и вакцинацию, на материальную помощь со стороны государства, их не принимают в школу. Отсутствие документа о рождении часто прикрывает незаконное использование детской рабочей силы. Жизнь взрослого человека без свидетельства о рождении также неполноценна — он не имеет права получить удостоверение личности, а значит — законно вступить в брак, голосовать, иметь права водителя, приобрести недвижимость и тому подобное.

Статья 3 обязывает судей и работников административных органов должным образом учитывать мнение ребенка в любых проблемных ситуациях. Следует подчеркнуть, что эту статью не мешает усвоить также родителям и другим взрослым членам семьи — так мало у нас принято считаться с мнением или намерениями детей даже в тех случаях, когда выбор ребенка легко удовлетворить. Постоянный отказ, принуждение, навязывание решений взрослых приводит к тому, что представление маленького человека о своем окружении приобретает устоявшуюся негативную окраску, он чувствует хроническое недоверие и даже вражду к близким.

Очень важной чертой как Конвенции о правах ребенка, так и учебного пособия «Знай свої права, дитино...», является «уважение к человеческому достоинству ребенка», как бы необычно не звучало это словосочетание для многих родителей и педагогов. Конвенция (статья 13) требует даже «школьную дисциплину поддерживать при помощи методов, которые свидетельствуют об уважении к ребенку. Методов, которые «не обидят малыша, не повредят недозрелой душе». Только так можно подготовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Негативный школьный опыт часто снижает самооценку человека, его уверенность в себе, что безусловно влияет на дальнейшие успехи, на будущее человека.

Книга не только рассказывает детям об их правах, но и воспитывает их. Статья 21 Конвенции провозглашает, что «Дети меньшинств и коренного населения свободно пользуются достижениями собственной культуры и родным языком». А пособие для учеников рассказывает о глупой вороне, которая мечтала только о том, что «колись в щасливому майбутньому, всі будуть каркати: «Карр-карр!» Хто цвірінька? Хто там тьохка? Всім — каркати! Бо заклюю! І тихо стало в тім краю. Ніхто не тьохка і не рохка, не кудкудака, не нявчить. На всіх язиках все мовчить... То, звісно баєчка. Та в ній є зміст великий, друже мій. Про те, що в Україні славній, у нашій рідній стороні усі народи мають право на власну мову і пісні».

Хорошая книга. Однако вот какой получается парадокс с новым пособием «Знай свої права, дитино...» Оказалось, что далеко не все общеобразовательные школы осознают значение предмета, посвященного правам ученика, поэтому и пособие им не очень нужно. Несмотря на то, что книга рекомендована Министерством образования и науки Украины. Полезная книга. Ведь она доносит Конвенцию прав ребенка не только до учеников и не только до учителей. Новое пособие может стать кратчайшим путем ознакомления также и родителей с правами их детей, правами, которые они, родители, обязаны уважать хотя бы так же, как права своих соседей. Уверена, что если бы подобную книгу о правах ребенка значительная часть общества усвоила еще в школе, наша жизнь сегодня была бы значительно спокойнее и проще.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ