Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диктатура школы

Готовы ли учителя и родители открыто выступить против тоталитарной педагогики?
3 февраля, 2016 - 11:42
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

История отношений учителя и детей в одной из школ Киева перевернула представления об украинском образовании. Как послевкусие остался тяжелый осадок и шок. На прошлой неделе отец первоклассника Александр Каплюк рассказал в СМИ, что классный руководитель его сына Юлия Демиденко создала в классе ужасную атмосферу: детей унижают, над ними издеваются, а его сына учительница заставляла биться головой о доску! Это наказание за шум на уроке. Родители заподозрили нездоровую ситуацию в классе, вмонтировали в пенал школьника диктофон и таким образом зафиксировали «методы воспитания». С этими доказательствами пошли к директору, которая пообещала учителя уволить.

Самое страшное, что часть родителей стала на защиту горе-педагога. Кое-кто угрожал семье Каплюков местью, если Демиденко уволится. Видите ли, дети останутся без классного руководителя, придется привыкать к новому. Поэтому проблема не только в том, что таких педагогов, как Юлия Демиденко, допускают к работе, не проводят надлежащих проверок, сертификаций или аттестаций. Проблема и в родителях, которые знают о подобных вещах и молча терпят, потому что не хотят менять класс, школу или коллектив — ведь это же лишние хлопоты.

Конечно, нельзя стричь под одну гребенку абсолютно всех педагогов. Есть хорошие и достойные учителя, к которым хочется ходить на уроки, которые имеют свои моральные принципы — и передают их детям. Так, учительница Хустской школы-интерната Олеся Калинич написала в Facebook правдивые вещи: «Сегодня много говорят негативного об учительском труде, учительском поведении, профессии учителя. Почему молчат о сотнях, тысячах тех, которые вопреки экономико-политическим изменениям, реформам, успехам и проблемам каждый день идут в школу, чтобы творить Человека? Учитель — человек, который радуется БОЛЬШИМ мелочам. Так, совсем не мелкие мелочи дня: у меня «закончилась» красная ручка — восьмиклассник делится своей. Или же фраза «Нет, мы не хотим списать украинский, это же ваш урок». Студентка возвращается в школу, чтобы просто поблагодарить, посоветоваться».

Но есть и другие мелочи, которые тоже формируют школьный быт и обычаи. Не могу понять, например, воспитательницу в детском садике, которая пришла сюда работать лишь потому, что собственный ребенок должен был идти в детсад. А дальше — работа не по зову сердца, а для галочки и стажа. Отсюда — любимицы и любимчики, «ручные» родители и вынуждение двух десятков детей на протяжении дня слушать тишину. Вопиющий случай в киевской школе лишь раздул «огонь» недостатков образовательной системы, который, по сути, никогда и не угасал, а сейчас просто разгорелся с невероятной силой. Потому что к случаю в Киеве, как бусины, начали нанизываться аналогичные ситуации: директор тернопольского училища заставлял детей становиться при всех на колени, чтобы попросить прощения у преподавателя, во львовской гимназии второклассников тоже ставят на колени.

Где выход? Кто-то предлагает ставить в школах видеокамеры, кто-то — дополнительную проверку учителей, кто-то настаивает на огласке проблемы, чтобы в конечном итоге расставить все точки над «і». Сейчас правительство и парламент работают над образовательной реформой. Благодаря этой реформе хочется увидеть изменения в подготовке не только детей, но и учителей. Чтобы родители без страха отдавали ребенка к любому педагогу. Чтобы не проводили предварительных расследований — а что этот учитель собой представляет? Часто говорят, что реформирование должно происходить прежде всего в головах. В отношениях между детьми и учителями это абсолютно уместно.

КОММЕНТАРИИ

«ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ВСЕ ЕЩЕ НЕ СЧИТАЕТ РЕБЕНКА ПОЛНОЦЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Иванна КОБЕРНИК, журналистка, общественный деятель, бывший член коллегии Министерства образования и науки Украины:

— Проблема в тоталитарном мышлении и в том, что государственная школьная система все еще не считает ребенка полноценным человеком. Даже преступников во время допроса выпускают в туалет, а у нас норма — не выпускать детей за физиологическими потребностями во время урока. Страшно же не только узнать об этом конкретном случае. Мне было значительно страшнее услышать, что многие дети, прослушав запись, сказали: «Тю, так почти все учителя так разговаривают». Страшно и то, что часть родителей стала на защиту учительницы-садистки, то есть они считают такое поведение нормой.

Тактический выход вижу в установлении камер наблюдения в классах — это убережет не только детей, но и учителей от несправедливых обвинений и от неадекватного поведения детей, что, нужно признать, тоже случается. Стратегически — необходимо полностью менять подходы к подготовке учителей, учить их методам неконфликтной коммуникации и умению управлять своими эмоциями. Учителя же тоже говорят себе терпеть и доводят сами себя до срывов, потому что не умеют правильно регулировать свое эмоциональное состояние.

«НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Елена ЛИЩИНСКАЯ, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника:

— Еще десять лет назад мы проводили исследование относительно насилия в педагогическом сообществе, организовывали круглые столы, а учителя все это отрицали. Эту ситуацию можно рассматривать так, будто прорвал нарыв. Потому что учителей никто не контролирует, а родители боятся, чтобы учитель не мстил детям, если будут выражать что-то против. И это уже переходит всякие границы. Нельзя предавать своих детей, нужно их слушать. И если хотите порядка, будьте «неадекватными мамашами» — именно так в школах воспринимают активных родителей, защищающих интересы детей. В конце концов, школа — это услуга, как минимум учителя должны быть ответственными по отношению к детям.

За все время, что я изучала факты насилия в таких делах, мне встретилась только одна мама из Киева, которая отстояла своего ребенка, перевела его в другую школу. Редко бывает так, что родители принимают сторону ребенка, чаще просят потерпеть.

Как контролировать школу и учителя? Вот, приходит проверка в школу, дается контрольная по математике, языку и тому подобное. Дайте еще в этот набор тест на тревожность, который покажет, в каком состоянии пребывают дети, есть ли в школе эмоциональное злоупотребление.

«ПОГРЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ»

Юрий ШУКЕВИЧ, глава Ассоциации руководителей школ города Киева, директор Финансового лицея:

— Я сочувствую учительнице и ребенку. Если это правда, то учительница потеряла моральное право работать в той школе, по крайней мере, как директор я бы уволил ее немедленно. Но дал бы ей шанс, вывел бы ее из-под уголовного варианта преступления, потому что при желании можно подвести под статью аморальный поступок. Я дал бы ей шанс в другой школе, а перед этим предупредил бы, как нужно общаться. И еще — направил бы ее на восстановление, потому что ей нужен психоаналитик, психолог. Мы же не знаем, что с ней такое, может, у нее или у ее родных болезнь тяжелая. Поэтому сочувствие — да, но без права работать в этом заведении.

Я бы проверил лично каждый факт, который обнародовался после этой ситуации. Такое есть, почему бы нет. Где гарантия, что в десяти из пятисот школ Киева что-то похожее не происходит? Но какой это процент? Это нормальная погрешность системы, любой. Чем проблемы школьного образования могут быть изолированы от государственных? Проблемы есть у судей, у правоохранительной системы и у нас тоже есть. Но не нужно всех учителей называть негодяями, аморальными людьми. Есть школы, где учителя профессионально выгорели, но пенсия у них небольшая, а ничего другого не умеют, кроме как преподавать. И что с ними делать? Если уволить, кто придет на их место? Что — выпускники университетов рвутся в школы?

Все эти вещи нужно спокойно и осторожно решать в режиме круглых столов с чиновниками, практиками-директорами, учителями, родительским сообществом. И один из важных вопросов: как привлечь в школы лучших представителей общества?

ГОЛОС ИЗ FACEBOOK 

«ТАК БУДЕТ, ПОКА НЕ ПЕРЕЙДЕМ К ПСИХОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Виктор ГРОМОВОЙ, заслуженный учитель Украины, глава Кировоградской городской Ассоциации руководителей школ:

— «Дьявол» тоталитарной педагогики кроется в деталях... Я не знаю, хорошо это или плохо, но нигде за рубежом не видел, чтобы дети дружно вставали и хором затягивали: «До-бри-и-и-и-й де-е-е-нь» в момент появления на пороге класса кого-то из взрослых. Педагогическая профессия, как правило, делает людей лучше. Это правило, и у него есть немало исключений. К сожалению, до сих пор есть множество примеров, как именно учитель может быть главным инквизитором новейшего времени. Мы до сих пор можем запросто, не задумываясь о последствиях, «пропесочить» кого-то из учеников на родительских собраниях, публично процитировать какую-то глупость из ученического сочинения так, чтобы хохотал весь класс, сообщить широкой общественности личную информацию о состоянии успеваемости, а то и о состоянии здоровья того или иного ученика.

Уровень педагогической культуры наших учителей физической культуры — это отдельная тема разговора (физическая составляющая в названии предмета присутствует, а вот культурой на практике его преподавания часто и не пахнет). Для многих из них раз плюнуть обозвать ученика, а то и прибегнуть к рукоприкладству. Что ему с того, что какая-то неосторожная фраза учителя (скольких учеников на уроке физкультуры называли «слабаками» или «сосиской»?!) может привести к насмешкам, породить какое-то обидное прозвище «на всю оставшуюся жизнь», а то и стать толчком к откровенной травле ребенка. К сожалению, во многих школах так есть и так будет, пока мы не обеспечим последовательный переход к психосберегающим технологиям преподавания и этим, наконец, реально обеспечим право ребенка на защиту от физического и психологического насилия в школе и дома.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ