Дни открытых дверей, записи на собеседования, подготовка заявлений — в школах в разгаре вступительная кампания первоклашек и пятиклассников. Вроде бы все, как всегда, но работает одно нововведение Министерства образования и науки, по которому главный принцип приема детей — местожительство.
«День» рассказывал, что Минобразования разместило на своем сайте для публичного обсуждения проект порядка зачисления, отчисления и перевода учеников в государственные и коммунальные заведениям образования для получения полного общего среднего образования (материал «Образование по адресу» №44 за 14 марта этого года). Документ определяет, что школа должна брать к себе на обучение прежде всего тех детей, которые за ней закреплены органами местной власти, то есть проживают в определенном ареале вокруг учебного заведения и имеют соответствующую прописку.
Плюс этого нововведения, по мнению образовательных экспертов, в том, что школы покажут реальный уровень знаний учеников. Ведь специализированные заведения привыкли отсеивать более слабых детей через тестирование и конкурсный отбор, таким образом улучшая свои показатели по ВНО, а с этим — рейтинги и имидж.
Минус — не все родители смогут подтвердить место прописки, чтобы попасть в ближайшую школу, в частности те, кто арендует жилье, или внутренне перемещенные лица, не имеющие собственного жилья. Точнее, смогут, но будут иметь немного хлопот с документами.
«СВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ С МЕСТОЖИТЕЛЬСТВОМ — ЭТО НЕДОПУСТИМО»
Эта бумажная составляющая насторожила группу народных депутатов в парламентском комитете по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений. Там подготовили обращение к Минобразования, чтобы ведомство доработало документ, и к Министерству юстиции, чтобы не юстировало его.
«Такое нововведение создаст трудности для семей, арендующих жилье: их нужно прописывать в эти квартиры, а это налоги, на что арендодатели не пойдут, — объясняет Ирина Суслова, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам прав человека. — Это непрямая дискриминация детей, пострадают самые слабые и наиболее незащищенные. Первоклашки не смогут пойти в школу, поскольку не живут по месту регистрации. Или родители будут искать коррупционные лазейки, чтобы устроить детей через директоров школ или управление образования. Поэтому мы просим МОН отозвать документ и доработать его, чтобы его действие не вызвало массовых нарушений прав человека в сфере образования».
У правозащитных организаций тоже есть замечание к предложению Минобразования. «Место регистрации родители должны подтвердить рядом документов: паспорт, справка о зарегистрированном местожительстве, выдержка из Единственного государственного реестра или нотариально заверенный договор об аренде жилья, — комментировала журналистам Людмила Янкина, руководительница проектов Центра информации о правах человека. — Но Гражданский кодекс не требует нотариально заверенного договора, поэтому МОН выдвигает чрезмерные требования к таким документам. Связь образования с местожительством — это недопустимо, это дискриминация. 30% жителей крупных городов живут не по месту регистрации. Дети этих людей не смогут попасть в первоочередном порядке в школу под домом. Теряется право получать образование в любом заведении на свой выбор. Нам кажется, что Минобразования таким образом хочет решить проблему неравномерной нагрузки школ, потому что некоторые пустуют, а другие — переполнены».
«НЕУЖЕЛИ МЫ ДОЛЖНЫ ОТМЕНИТЬ НОВОВВЕДЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МЕШАЕТ КОРРУПЦИИ?»
Минобразования пока не комментирует рекомендации законодателей. В ведомстве считают, что школьное образование должно быть доступным во всех аспектах.
По мнению Елены Бондаренко, сопредседатели общественного объединения «Родители SOS», упреки нардепов и законодателей безосновательны, потому что есть намного большие проблемы. «Почему до сих пор никого не волновало, что ребенок, чтобы поступить в ближайшую школу, должен пройти подготовительные курсы при этой школе и уплатить вступительный взнос, который из года в год растет? Почему не обеспокоены тем, что проходят конкурсы по уровню подготовки ребенка, а это тоже вложенные в ребенка средства. Никого не волновало, что с шести лет начинают тестировать умственные способности ребенка. А теперь увидели, что у нас есть много плохих школ. А кто должен пойти в плохие школы? Плохие дети? — рассуждает эксперт. — Начальное образование должно быть равным, одинаковым и для всех доступным».
«Такое впечатление, что депутаты испугались, что их дети будут учиться с детьми электората, — добавляет Елена Бондаренко. — Я согласна, что у нас есть проблемы с регистрацией, что есть механизмы из прошлого века, что это создает трудности людям. Но есть законы, по которым человек арендует квартиру, платит за это деньги, заключает договоры и платит налоги. Если этого не делается, то что, мы должны отменить нововведение, потому что это мешает коррупции и неуплате налогов? Вот вдруг возник испуг, что нас никуда не возьмут? А до сих пор как решали эту проблему? За деньги, подготовительные курсы и вступительные взносы. И никого это не смущало? Если ребенку дали право прийти в ближайшую школу, то это же не значит, что его привязали к ней. Вы можете выбирать любую школу, идти на свободные места. Это то же самое, что вам предоставили субсидию, но не запретили работать и зарабатывать деньги».