Запорожский журналист Константин Сушко, который более 30 лет назад возглавил общественное движение в защиту острова, расценивает заботу мэрии не иначе как вандализм. Само слово «заповедник» предполагает невмешательство человека в природный мир Хортицы. За долгие годы советской власти ему и без того был нанесен огромнейший ущерб. Из 2650 гектаров общей площади острова — 1800 были отданы во владение Центрального научно-исследовательского института механизации и электрификации животноводства. Выполняя сугубо производственные задачи, ЦИМЭЖ истощало распашкой грунты, отравляло их химикатами. В связи с этим не так давно было принято решение о выводе хозяйства за пределы острова. «Сегодня на Хортице, — делится с «Днем» Константин Сушко, — произрастает более тысячи разновидностей трав, растений, деревьев. Здесь сохранились такие виды, которые в ином месте (не только Украины но и всего мира) считались утерянными навсегда. На Хортице до сих пор можно встретить желтобрюхого полоза, степную гадюку. Разнообразен мир грызунов, птиц и копытных. К сожалению, многие представители флоры и фауны исчезли, став жертвами бездумного поведения человека».
По словам Константина Сушко, статус заповедника острова Хортица должен быть сохранен любой ценой. Иначе быть беде. Природа не нуждается в помощи городского головы Поляка и его команды. Она сама себя способна восстановить, причем в самые кратчайшие сроки. В течение 10 — 15 лет пахоты вновь станут степью, плодовые деревья вытеснят знаменитые запорожские дубы. Подтверждением тому — конкретные примеры. Три года назад Константину Сушко удалось добиться разрешения чиновников на переселение с острова значительной части людей. Дома были снесены. Сегодня на их месте — роскошный лес. Причем деревья никто не сажал. Идею создания на Хортице украинского «Диснейленда», строительства моста мэр Запорожья аргументирует перспективой дополнительных рабочих мест, появлением спонсоров, которые наконец-то благоустроят остров, сделают его привлекательным для туристов, следовательно, и для городской казны. С этим в корне не согласны опекуны заповедника. Во-первых, привлечение спонсоров — это, прежде всего, дележ территорий. Нельзя исключать возможности, что новоявленные хозяева Хортицы превратятся в уездных князьков, выстроят в живописных местах заповедника элитные особняки, частные развлекательные учреждения. «Царские охоты» и без того стали причиной полного уничтожения лосей. На грани истребления — косули, кабаны. Во-вторых, как бы там ни было, строительство парка продолжит процесс вымирания животных. Сократится численность уникальных видов растений и трав. В-третьих, что такое парк, можно воочию убедиться на примере многострадальной «Дубовой рощи» — излюбленного места «культурного» отдыха гостей и жителей города. После массовых гуляний, Праздника пива, к примеру, парк превращается в один большой клозет.
И последнее. По мнению представителей природоохранных организаций, мэр глубоко заблуждается, считая, что парк привлечет внимание туристов. Как показывает практика, иностранцы без ума именно от заповедника: живой, не тронутой человеком природы острова Хортица. Помощь городской власти, если она заинтересована в подлинном благе, должна быть направлена в иное русло. Необходимо благоустроить дорожки, по которым должны двигаться экологически чистые электромобили. Организовать экскурсии, установить на маршрутах небольшие уютные кафе, обеспечить охрану. «Лишь таким образом, — считает Константин Сушко, — запорожцы смогут возродить культурно-исторические ценности Хортицы в их целостности».