Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Для мужчины главное что? Чтобы он держал свое слово»

Новоиспеченный морской офицер Иван Долгих — об учебе в Академии ВМС им. Нахимова и крымском опыте
27 апреля, 2017 - 11:04
КРОМЕ ОФИЦЕРСКИХ ПОГОНОВ, ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА ВМС НУ «ОНМА» ИВАН ДОЛГИХ ПОЛУЧИЛ ВОЕННО-МОРСКОЙ КОРТИК ВМС ИТАЛИИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ВМС УКРАИНЫ

Он тогда не пел гимн. И не считает себя героем. «Собрать вещи и покинуть Крым — это не геройство». Прошло уже три года с тех пор, как они бросили Академию ВМС им. Нахимова и приехали в Одессу — 103 курсанта, которые не предали свою присягу.

Его зовут Иван Долгих, ему 25 лет. Недавно он стал офицером, как мечтал с детства. И теперь служит на флагмане украинского флота «Гетмане Сагайдачном», где работает командиром группы радиоэлектронной борьбы. Не любит давать интервью, настаивает: для военного самое главное выполнять поставленные задачи, а не привлекать внимание журналистов. Но для «Дня» сделал исключение.

— Расскажите, какой путь привел вас в Академию ВМС имени Нахимова в Симферополе?

— Я родом из Сумской области, поселка Ямполь. Еще с 5 класса мечтал стать военным. Не знаю, что на меня повлияло, в семье военных нет. Просто никем, кроме офицера, себя не представлял. Поэтому в 2007 году поступил в Черниговский лицей с усиленной физической подготовкой. Я вообще-то хотел поступать в Киевский, но на тот момент не было такой возможности. А мой одноклассник поступал в Чернигов. Его мама отвозила документы, и я попросил, чтобы и мои взяла также. Через два года обучения предложили поступать в Харьковский университет воздушных сил, а я отказался. Решил стать военным моряком. Опять трудно сказать почему, я и на море тогда ни разу не был. Поступил в колледж при Академии ВМС имени Нахимова.

Потом началась служба на кораблях. Сначала на ракетном катере «Прилуки» (был старшиной команды боевого управления) ориентировочно полтора месяца, а затем по приказу командующего меня перевели на международные учения на корабль управления «Славутич». Раньше это был большой разведывательный корабль. Потом поступил в Академию на второй курс, полгода проучился, как раз до весны...

— Можете вспомнить события, которые происходили в Крыму?

— Я тогда был на втором курсе, стоял дежурным по КПП. Около 11 вечера приехали два адмирала Российской Федерации. Попросили вызвать начальника института. Тогда им был Петр Гончаренко, который и сейчас начальник института в Одессе. Он вышел, поговорил с ними. Ему предложили сдать академию, на что Петр Дмитриевич ответил отказом. Позвонил командующему (на то время никто не знал, что он на их стороне). Но, разумеется, последующих указаний не было. Это был четко отработанный план.

Усилили защиту территории Академии, перекрывали КПП, ворота. Через дня два приехал российский спецназ. Вышел начальник академии, поговорил с ними, они уехали. Потом нам поступило официальное постановление сдать академию откуда-то сверху. И курсантам, преподавателям предложили остаться служить в России. Тогда все и разделились.

Я вовсе не поддерживаю отношений с теми, кто там остался. Вот некоторые говорят, что «это просто ситуация такая», «там же были крымские». Я считаю, что это не оправдание: многие офицеры выехали с семьями, оставили там свои дома. К тому же, там остались не только крымские, но и те, кто родом из других областей Украины. Это зависит от совести человека. Для мужчины главное что? Чтобы он держал свое слово. Какая будет потом совесть, если ты приносишь присягу второй раз?

В этой ситуации все решили деньги на самом деле. Россияне сделали все «по-умному»: для курсанта, который только пришел из школы и учится на первом-втором курсе, что важно? Правильно, обеспечение. Ну, вот они и приехали, сделали такие условия в столовой, чтобы кормили очень хорошо, давали молоко, например. Конечно, самые молодые курсанты не понимали, что происходит. Поэтому и остались.

— А что было, когда приехали в Одессу?

— Знаете, это один из тех случаев, когда действительно понимаешь, зачем пошел служить. Мы должны были приехать в Одессу на автобусах в 9 вечера. На контрольно-пропускном пункте РФ нам обещали зеленый коридор, а в действительности проверяли все вещи, все фуры открывали и смотрели. Поэтому доехали только в начале второго ночи. Нас встретили в сухопутной Академии. Как было приятно: стояли люди с флагами, цветами... В такие моменты чувствуешь, что служишь для этих людей. Они дают понять, что ты сделал правильный выбор.

— Но все же считаете, что внимание к курсантам, вернувшимся на материк, чрезмерно?

— Я не считаю себя героем из-за того, что не принял российскую присягу. Герои — те, кто сейчас на востоке Украины воюет, в сложных условиях выполняют поставленные задачи, умирают за свою страну. Вот что мы должны были сделать там... А то, что курсанты спели гимн... Да, в каком-то смысле согласен, что это единственное, что они могли сделать. Однако не считаю, что это достойно того, чтобы вспоминать об этом годами. Для военного что важно? Выполнять поставленную задачу. Было не очень приятно ехать оттуда вот так просто. Хотя прекрасно понимаю, что с военной точки зрения сделать ничего нельзя было.

— Знаю, что некоторое время вы стажировались за рубежом. Расскажите, как попали туда?

— Меня вызвал к себе командир роты. «Загранпаспорт есть?» — спрашивает. Отвечаю, что нет. «Иди, делай». Пошел и сделал. Лишь потом он мне сказал, что меня и еще двух курсантов из нашего факультета (младших на курс) отправляют на стажировку во Францию. Нас выбирал учебный отдел, учитывалось знание английского языка.

Стажировка была замечательная. Сначала неделя на одном корабле, потом — неделя на другом, вспомогательном судне, называется «дозаправщиком». Его уникальность в том, что оно на ходу могло заправлять три корабля одновременно. Работали там по своей специальности. Там были радиолокационные станции — лучшие, конечно, чем у нас, но принцип работы всюду одинаков.

Знаете, я считаю, что женщина на корабле — это к беде. Но во Франции не так. Там служат много женщин-военных. Впервые одну из них я увидел одетую по форме. Несла большую коробку, видимо, больше, чем она сама. Предложил свою помощь. Она посмотрела на меня, как будто я глубоко ее оскорбил. Мне потом сказали, что мужчины и женщины на корабле одинаково выполняют свою работу.

— С какой целью курсантов отправляют на стажировку?

— Наши курсанты понимают, как функционирует украинский флот. Но для взаимодействия с другими, иностранными кораблями, нужно понимать, как организована служба на них. Некоторые страны посылают курсантов к нам, то есть просто идет обмен опытом. И, конечно, это жест дружелюбия.

— Как вы лично относитесь к перспективе вступления Украины в НАТО?

— Думаю, что нам еще рано. Возможно, сухопутные компоненты и готовы выполнять задачи после многих улучшений. Но у нас нет кораблей. Один «Гетман Сагайдачный» не может разорваться на части. На текущий момент это единственное судно, которое может выполнять задания не только в Черноморской акватории. Когда корабли будут — тогда да. Конечно, сейчас тоже идет строительство, но медленно. Меня радует, что хотя бы развитие идет, оно не стоит на месте.

— Напоследок хочу поздравить вас с выпуском с ОНМА и получением кортика ВМС Италии. Чем будете заниматься теперь?

— Теперь каждый курсант получил направление на прохождение службы. Было распределение. Стажировки проходили там, где должны были служить после выпуска. Нам повезло. В прошлом году такого не было. Я служу на «Гетмане Сагайдачном» командиром группы радиоэлектронной борьбы. И родители мной гордятся.

СПРАВКА «Дня»

В Одессе 31 марта выпускной курс Института ВМС НУ «ОНМА» получил офицерские погоны. 27 нынешних выпускников — бывшие курсанты Академии ВМС имени Нахимова, которые в 2014 году передислоцировались из Крыма в Одессу. Два выпускника вуза — Александр Красюк и Василий Костышак — получили дипломы с отличием. А одному из лучших выпускников — лейтенанту Ивану Долгих, герою нашего материала — вручен военно-морской кортик ВМС Италии.

Наталия БЕЗВОЗЮК, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ