Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Для пешеходов – новые штрафы

Повлияет ли их рост на безопасность украинских дорог?
16 июня, 2020 - 19:42
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Штрафы для пешеходов могут вырасти минимум в четыре раза. Верховная Рада приняла соответствующий законопроект в первом чтении. Поэтому уже в ближайшее время за переход дороги в не предназначенном месте, перед приближающимся транспортом или игнорирование сигналов регулировщика вместо 51 придется заплатить 255 гривен штрафа. Те же нарушения в нетрезвом состоянии «будут стоить» 510 гривен. А создание аварийной ситуации — 680 гривен.

На первый взгляд, инициатива хорошая, ведь раньше на нарушения со стороны пешеходов практически не обращали внимания. Но эксперты в этом очень скептичны и утверждают: увеличение штрафов в нынешних условиях ситуацию не изменят. «День» выяснял, в чем преимущества и недостатки этого нововведения.

КТО ВИНОВАТ?

Обычно контроль за ситуацией на дороге принято переводить на водителей, ведь они управляют «средствами повышенной опасности». По официальной статистике Национальной полиции, только за апрель 2020 года по вине водителей произошло 44 504 ДТП, и только 502 — по вине пешеходов. Поэтому, чтобы уменьшить смертность на дорогах, ранее усиливали контроль именно за действиями водителей, в частности ограничивали скорость в городе, а недавно запустили систему автоматической фиксации нарушений ПДД. Пешеходов же такие акценты контроля, наоборот, демотивировали.

«Человеческая природа такова, что мы всегда находим себе оправдание, — рассказывает председатель общественной организации Traffic Challenge Ольга Дробышева. — Если кто-то нарушил правила — значит, он плохой. Если я нарушил правила — у меня были исключительные обстоятельства. Если ответственность в большинстве случаев переводить на водителей, то пешеходы будут вести себя менее ответственно».

Одно из самых известных ДТП, где виновным официально признали пешехода, да еще и обязали выплатить водителю ущерб за ремонт автомобиля, произошло в Житомире еще в конце 2015 года. Тогда, как установили правоохранители, пешеход выбежал на дорогу недалеко от перекрестка, нарушая правила дорожного движения, и попал под колеса Toyota Land Cruiser. Суд признал пешехода виновным в совершении административного правонарушения. А потом водитель еще и подал иск, чтобы взыскать с пешехода более 110 000 гривен материального ущерба за ремонт автомобиля. Его удовлетворили частично, но пешеход апеллировал. Судебная тяжба длилась до конца 2019 года. И все же Верховный Суд признал — прав здесь водитель.

Такое решение возмутило пешеходов, которые решили, что теперь вину за аварии хотят полностью переложить на них. А увеличение штрафов это впечатление только усилило.

«Бывают случаи, когда ответственность действительно переводят с водителя на пешехода, — соглашается Ольга Дробышева. — Но риск того, что это станет массовым явлением после принятия новых штрафов, нет. Сколько у нас раньше было людей, которые решали вопросы за счет власти и денег, столько их и осталось. Эти вопросы должны контролироваться общественностью. Насколько она не будет позволять такие вещи, настолько и возможно уменьшение количества этих случаев».

ЕСТЬ ШТРАФ — НЕВОЗМОЖНО ВЗЫСКАТЬ

Несмотря на официальную статистику, пешеходы нередко вызывают ДТП. Ольга Дробышева предполагает, что статистические данные занижены, а на самом деле их вина имеется в значительно большем количестве аварий. Ведь ДТП, вызванные пешеходами, — это не только те случаи, где водитель непосредственно их сбивает. Как объясняет Ольга, часто человек выбегает на дорогу, водитель делает резкий маневр, чтобы его не сбить, тем временем два автомобиля совершают столкновения или кто-то въезжает в столб. При этом пешеход уже исчез, и во время выяснения обстоятельств аварии он не участвуется в качестве свидетеля. В таком случае увеличение штрафов действительно могут дисциплинировать пешеходов. Тем более, предусмотренные законодательством взыскания давно не соответствуют объективной экономической ситуации.

«Штрафы для пешеходов практикуют во многих странах, но обычно их размер не слишком большой — обходится обычным предупреждением, — рассказывает аналитик финансовой компании «Альпари» Максим Пархоменко. — Если штрафы и применяют, то их размер колеблется от 10 до 30 долларов. Например, в Германии максимальный штраф для пешехода — 10 евро. Исключение — переход железной дороги в неустановленном месте, за это предусмотрен штраф в размере 400 евро. В соседней Беларуси максимальный штраф чуть больше 30 долларов. Если же конвертировать наши штрафы, то они едва доходят до 2 долларов. Поэтому их пересмотр действительно актуален».

Но с другой стороны, увеличение штрафа не всегда мотивирует соблюдать правила. В 99% случаев пешеход избегает наказания за нарушения, поэтому сумма штрафа не имеет никакого значения.

«Если перед экипажем патрульной полиции в не предназначенном для этого месте кто-то перейдет дорогу, ему обязаны выписать штраф. Но чтобы его выписать, полицейские должны идентифицировать личность. В нашей стране не действует паспортный режим и человек может не носить документы с собой. Поэтому нарушитель может просто не сказать, как его зовут, и работники полиции не смогут идентифицировать личность и выписать постановление. В этом самая большая проблема. И увеличение штрафов не поможет. Тут нужен более действенный механизм. Например, чтобы люди носили документы с собой. Иначе невозможно наказывать пешеходов», — добавляет эксперт по публичной безопасности Алексей Павловский.

Например, в Беларуси или Польше за то, что человек нарушил правопорядок и скрывает свою личность, работники полиции могут задержать его на трое суток. Поэтому всем людям проще представиться, их личность идентифицируют и выпишут постановление. Если бы у нас работала похожая система, то и повышать штрафы не было бы необходимости.

«Даже если это будет 50 гривен, человек все равно будет понимать, что его нарушение имеет цену. Это будет сдерживающим фактором. Мы же поднимаем штрафы, не имея механизма привлечения к ответственности. Я считаю, что это популизм и неправильный путь»,— утверждает Алексей.

СНАЧАЛА УСЛОВИЯ, ПОТОМ — НАКАЗАНИЕ

Цель любых ограничений на дорогах — уменьшить количество нарушений, а вместе с тем и уровень смертности, который в нашей стране стабильно высок. По данным кампании «За безопасные дороги», ежегодно в ДТП в Украине погибают около трех с половиной тысяч человек. И в наших реалиях прежде чем штрафовать, все же стоило бы создать условия, при которых соблюдать правила дорожного движения было бы удобнее, чем их нарушать.

«Я считаю, что наказывать пешеходов — это история не для Украины, — говорит Алексей Павловский. — В европейских странах с пешеходами работают на превенцию. Разрабатывается правильная инфраструктура. Но у нас этим не занимаются. Даже в Киеве есть отрезки дороги, где нельзя по правилам перейти на другую сторону в радиусе двух километров. Соответственно, пешеход ищет легкий способ и пытается перебежать дорогу, пока нет автомобиля. Поэтому надо начинать с малого, искать проблемные инфраструктурные места, работать с ними, а потом уже ужесточать наказания для пешеходов».

Значительная часть ДТП в Украине происходит из-за плохих погодных условий и плохой видимости. В частности, в регионах немало дорог, которые вообще не освещаются. «Нужно принимать во внимание наши реалии, — объясняет Ольга Дробышева. — К сожалению, у нас освещение улиц на низком уровне. В небольших населенных пунктах люди ходят в школу или на работу четыре — шесть километров вдоль трассы. И эта трасса неосвещенная. К тому же у наших людей есть привычка покупать себе темную одежду. Поэтому при плохих условиях водитель физически не в состоянии увидеть пешехода заранее и среагировать. Иногда на регистраторе пешеход выглядит просто как серая тень. Но если бы он при этом имел на себе хотя бы светоотражатель — это позволило бы водителю увидеть его значительно раньше, то ли когда он переходит дорогу, то ли просто движется вдоль трассы. Наличие фликера — это вопрос 25 гривен. И действовать он может до пяти — десяти лет. 99,99% водителей наезжают на пешеходов непреднамеренно. Это страшно, иметь уголовное дело или просто жить с осознанием того, что ты убил или инвалидизировал какого-то человека. Независимо от того, прав был этот человек или не».

Свое влияние на соблюдение правил имеют также информационные кампании и освещение проблемы смертности на дорогах в СМИ. Если же парламентарии решили сосредоточиться именно на штрафах, то соответствующий закон требует серьезной доработки, чтобы штрафы не только существовали, но и регулярно налагались на нарушителей. Только тогда можно будет говорить о результатах.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ