20 октября 1995 года Всеукраинский поместный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата избрал третьим патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Филарета. Перед ним предстоятелями этой церкви были выдающиеся архиереи Мстислав Скрипник и Владимир Романюк.
Старший сын украинских крестьян Антона и Мелании Денисенко, уроженец села Благодатного Амвросиевского района Донецкой области, Михаил (таково светское имя патриарха Филарета) с юных лет избрал дорогой своей жизни служение Богу и украинскому народу. На него оказала большое влияние гибель на войне отца Антона и, вопреки ожиданиям родственников, юноша после школы поступил в Одесскую духовную семинарию — единственное православное учебное заведение, которому советская власть разрешила действовать в Украине. Потом была Академия, получение научно-богословских степеней; ректорство в Московской духовной академии; монашеское, священническое и архиерейское многолетнее служение.
Сегодня Москва — церковная и светская — не любит популярного архиерея Филарета за то, что после восстановления независимости Украины в 1991 году он в полный голос заявил, что в независимом государстве должна быть независимая церковь.
И не ограничился заявлением, а приложил колоссальные усилия, чтобы это осуществить. За что Русская православная церковь в 1997 году наложила на него анафему (то есть отлучила от своей церкви, хотя к тому времени прошло уже пять лет, как он ее покинул). Ни одна поместная православная церковь официально не солидаризировалась с этой «карой», понимая ее сугубо политический характер.
В эти дни УПЦ Киевского патриархата отмечает 15-летие избрания (20 октября) и интронизации на Патриарший престол (22 октября) владыки Филарета (Денисенко). На момент избрания патриархом владыке Филарету было 65 лет. Сегодня 81-летний Филарет так же, как и полтора десятка лет назад, полон энергии, воли, оптимизма, несокрушимой веры в неизбежность образования единой поместной Украинской православной церкви.
О владыке Филарете я расспросила ученого, который давно с ним сотрудничает как член Высшего церковного совета УПЦ Киевского патриархата и профессор Киевской православной богословской академии. Это — Дмитрий Степовик, доктор философии, богословия, искусствоведения; академик АН Высшей школы Украины; главный научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Максима Рыльского Национальной академии наук Украины.
— Пан профессор, когда и как вы познакомились с владыкой Филаретом?
— Я знаком с ним давно, но сначала не непосредственно, не лично. Это произошло вскоре после того, как владыка Филарет прибыл на Киевскую кафедру в 60-х годах. Как православный христианин, я часто заходил помолиться в собор Св. Владимира. Где-то посреди Литургии Филарет возглашал проповедь. Наиболее сильной стороной мне представлялось тогда его проповедничество, поскольку так, как это делал он, в соборе никто не проповедовал, по крайней мере на моей памяти. Поражали простота языка, логика, доказательство сложных богословских истин просто и доходчиво. У меня уже тогда был Новый Завет, а потом вся Библия. Некоторые места из нее помог мне правильно постигнуть в своих проповедях с кафедры Филарет. Я покупал в соборе журнал «Православный вестник», который печатался на украинском языке, что было тогда редкостью. У меня и до сих пор есть отдельные экземпляры этого журнала. Есть «Православный церковный календарь» на 1974 год со списками имен, которые следует давать людям, когда они принимают святое Крещение. Редактором календаря был о. Иван Черниенко, секретарем редакции — о. Роман Швец. Но в журнале и календаре ощущались рука и благословение митрополита.
Но я в те годы своей молодости не думал, что когда-то дороги приведут меня к личному знакомству с владыкой Филаретом. Произошло это после исторических событий июня 1992 года, когда объединились УАПЦ — уже к тому времени церковь патриаршая, возглавляемая митрополитом патриархом Мстиславом (Скрипником) и УПЦ МП, возглавляемая митрополитом Филаретом (Денисенко). Эти события побудили к тому, что уже при Мстиславе, а потом и при патриархе Владимире, митрополит Филарет принимал меры для восстановления обучения в духовных школах — Семинарии и Академии. Как известно, духовная школа в Киеве имеет глубокую 400-летнюю историю, так как основана она в 1615 году под названием Братская школа. Затем это — Киево-Могилянская академия, а с 1819 года — Киевская духовная академия. КДА была восстановлена в 1993 году усилиями владыки Филарета и патриарха Владимира. Разместилась Академия в стилобате под Андреевской церковью.
Впоследствии на территории Михайловского Златоверхого монастыря, еще тогда не отстроенного, мы ходили на Службу Божью в небольшой Ивано-Богословский храм, называемый Трапезной церковью. Однажды, в конце лета 1993 года, здесь служил митрополит Филарет. Когда владыка выходил, то, называя меня по имени-отчеству, подозвал к себе. Я был очень удивлен, так как лично мы никогда не разговаривали. И вот вдруг владыка знает не только мою фамилию, но имя и отчество. Я работал тогда, как и теперь, в Институте искусствоведения, фольклористики и этнологии, но еще не имел опыта преподавания в духовных заведениях. А владыка Филарет предложил мне преподавать историю христианского искусства. У меня тогда уже было несколько книжных публикаций, по гравюре, по иконе, по всей христианской иконографии. Я согласился и сразу после восстановления Академии и Семинарии начал читать курсы лекций по истории христианского искусства и византологии.
— И какое продолжение получила эта первая встреча в далеком 1993 году? Вы — преподаватель, а у него, как у правящего архиерея большой церкви в большом государстве, много своих обязанностей. Могло такое быть, что первая встреча — она и последняя?
— К счастью — нет. Дело в том, что владыка Филарет не просто богослов, а ученый богослов. С 1993 года и по сей день он опекается нашей Богословской академией. Постоянно бывает у нас в Академии, внимательно формирует ее ректорат, Ученый совет, профессорско-преподавательский состав. Передал в академическую библиотеку сотни редчайших книг из собственной библиотеки, помог нескольким преподавателям, в частности, и мне, издать несколько монографий по богословию и истории церкви, монастырей, житий украинских святых. Когда я в 2001 году защищал свою третью докторскую диссертацию на получение научной степени доктора богословских наук, патриарх Филарет прибыл на защиту, внимательно слушал моих оппонентов, мои ответы им; сам принимал участие в дискуссии. Он предложил мне войти в состав Высшего церковного совета патриархата, не раз приглашал сопровожать его с делегацией в зарубежных поездках, в частности, в Соединенные Штаты Америки. Я от него многому научился. Богословские знания его глубоки, он прекрасно знает книги Святого Писания. Я уважаю его сдержанность, жизненный опыт. Больше всего, о чем хотел бы сказать, — это выдающиеся его человеческие качества. Уважаю его, как человека патриотически настроенного, который беспредельно любит Бога и Украину. Я постоянно убеждаюсь в этом, ведя с ним уже восьмой год радиопередачи «Евангельская духовность и настоящее» и «Христианские диалоги» на Третьем канале Национального радио. Патриарх Филарет разъясняет и комментирует каждую строку Библии. Я оценил глубину его знаний, погруженность его в богословские тонкости, особенно в послания апостола Павла. Патриарх дает, четкие, понятные для простого народа объяснения.
Бывая не раз в США и других зарубежных странах с патриархом, я, как член Высшего церковного совета Киевского патриархата, увидел, что он умеет вежливо общаться с людьми разных категорий — со старшими украинской диаспоры, с молодыми и даже детьми. Для каждого человека он находит слово. При этом патриарх не пытается специально понравиться кому-то, не прибегает к комплиментарным высказываниям, а говорит спокойно, серьезно, как и надлежит иерарху высокой пробы. И именно покоем, простотой, взвешенностью каждого слова патриарх завоевал чрезвычайную популярность в Украине, а также в украинском зарубежье, да и среди иностранцев. Я был свидетелем этого, дважды, в 2007 и 2009 годах, когда в Сенате США в Вашингтоне, один из сенаторов, представляющий в Сенате штат Канзас,
— Сэм Браунбек, был настолько удивлен глубиной знаний патриарха по разным вопросам «духовной» жизни, в том числе и в США, что в конце обеих бесед повторил одну и ту же фразу: «Я полностью разделяю ваши взгляды». Здесь, в самом центре Вашингтона, сенаторы, конгрессмены, члены правительства, когда знают, что Украинский патриарх находится в США, всегда хотят с ним встретиться и побеседовать. Он завоевал авторитет в Государственном департаменте и Конгрессе Соединенных Штатов. В октябре 2009 года патриарх прочитал часовую лекцию в знаменитом Институте имени Джорджа Кеннана. Кстати, на лекции и на встрече с прессой в этот Институт приглашают лишь самых выдающихся гостей американской столицы.
— Как патриарх работает, имея многомиллионную паству, сорок епископов, несколько тысяч священников, шесть учебных заведений?
— О Патриархе Филарете можно говорить много как об иерархе высшей пробы, хорошем администраторе, выдающемся церковном чиновнике — и в самом лучшем смысле. Но я еще раз подчеркиваю: мне он импонирует прежде всего как патриотически настроенный украинский человек, как муж глубокой веры в Бога, как общественный деятель, который идет в разные аудитории — и хорошо, и плохо настроенные по отношению к Киевскому патриархату и ему самому. Он ведет серьезную и очень нужную украинскому народу работу. Мы знали его когда-то как русского иерарха — в те, советские времена; и даже сомневались, знает ли он вообще украинский язык? У меня лично таких сомнений не было. Я размышлял так: если архиерей Московского патриархата в условиях советских ограничений украинского языка принадлежит к верхушке епископата РПЦ, но издает журнал на украинском языке «Православный вестник», то такой архиерей, наверное, не только знает, но и любит украинский язык. И как раз теперь, когда патриарх Филарет перевел с русского синодального издания самые полные тексты Святой Библии, когда он перевел немало богослужебных книг, то уже не один я, а весь народ убедился в его любви к языку нашему и к Отчизне нашей. Библию в переводе патриарха Филарета восприняли греко-католики, римо-католики, протестанты. Они заказывают этот перевод для использования в своих церквях. Метод его перевода — это метод трудолюбивого и ответственного человека. Он тщательно все проверяет с ручкой в руках, слово за словом, причем не только в Киеве, но и в своих многочисленных поездках.
Все эти черты характера свидетельствуют, что мы имеем иерарха именно такого, которого требует наша сложная эпоха и ситуация в украинской церковной жизни. Подумаем, каким был Киевский патриархат в середине 90-х ХХ века и каким стал Киевский патриархат за последние 15 лет. Я не преувеличиваю его трудолюбия в персональном измерении. Он — обычный человек простого крестьянского происхождения. Как и все мы, он бывает утомлен, печалится неудачам и радуется успехам церкви. Кому помогает Бог, и из немощного делает духовную силу? Тому, кто умом, сердцем, обеими руками держится правды; не лукавит, не хитрит, не злоупотребляет своим положением начальника, заботится о своих ближних, как о самом себе, и даже больше самого себя. Такие черты я замечал у владыки. И в наше время гипертрофированного эгоизма особенно ценишь эти черты, так как человек его формата, его положения мог бы вести себя совсем иначе, а он не позволяет себе такого поведения, так как имеет в сердце страх Божий.
— Вы упомянули, что путешествовали с патриархом за океан. Известно, как обставляют свои визиты за границу большие начальники. Вот недавний пример приезда в Украину «гостя» — московского руководителя РПЦ Кирилла Гундяева: громко заявлял, будто он — «наш» и приехал к «своему» народу, а имел при себе сотни телохранителей и свиту из десятков помощников; «мерседесы», пятизвездочные отели, изысканные яства. Одним словом — современный имперский «апостол» XXI века. Я имела счастье быть в патриаршей делегации в США в 1998 году и что-то такого не замечала при поездках Святейшего Филарета.
— Владыка Филарет — не имперский патриарх, а народный, и такой помпы, которой уже дважды обставляли при приездах в Украину Московского патриарха Кирилла, нигде у Филарета не бывает и близко. А если бы кто-то и хотел устроить ему такое великолепие, он это сразу бы отверг. Знаю это, видел это. Патриарх Филарет — скромный. Мы, кто иногда путешествует с ним, наблюдали во время поездок, как тщательно обследуют на аэродромах авиапассажиров, чтобы они в самолеты не брали ничего лишнего. Намекали мы служащим: дескать, это — патриарх, пожилой человек, пропустите его так. Но там, на Западе, в поездках все равны. Да и сам владыка не стремился добиваться каких-то привилегий и говорил: «Я, как и каждый путешествующий, должен подвергаться всем правилам проверки, которые здесь есть». Я не раз наблюдал проявления его безпретенциозности, спокойного отношения к неудобствам, готовности без нареканий переживать трудности в критических ситуациях.
— Есть ли шансы, что Москва, Московский патриархат когда-то изменит свое невосприятие УПЦ Киевского патриархата и персонально владыки Филарета?
— Шансы есть, но сегодня они нас особенно не интересуют. Киевский патриархат не уничтожить. Он не может быть упразднен, даже если бы Кремль вместе с Московским патриархом так нажали бы на послушную им нынешнюю власть в Украине, что эта последняя сделала бы безумный шаг и сняла с регистрации Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Между прочим, такой «совет» давали украинским политдеятелям во время приезда Кирилла в Одессу. Догадываемся, что «совет» был отклонен.
Московский патриархат никуда не денется, и в свое время вынужден будет признать абсолютную и полную независимость от себя Украинской православной церкви. И эта церковь всегда будет Патриаршей, не «чьей-то» митрополией; будет единой и поместной. Но требуется время. В русском православии очень мало христианства. Они говорят, что православные, но избегают называть себя христианами. Так как знают, ощущают, что таковыми не являются. Ну, скажите, что это за «православие» и что это за «христианство», в котором евангельская любовь к соседу заменена сатанинской ненавистью — вплоть до того, что заставляют перекрещивать детей, если они уже окрещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа священником Киевского патриархата?
Думаю, среди русских верховод должны быть трезвые люди, не одурманенные угаром шовинизма и зуда поглотить Украину. Не так верю даже этим трезвым (ведь это истина, что самая «демократичная» русская демократия заканчивается на украинском вопросе), как Богу, который усмирит их ни на чем не основанную гордыню и заставит жить с соседями так, как надлежит цивилизованному — хотя бы на словах, христианскому — народу.
— И последнее. Представители Московского патриархата утверждают, что основной преградой к «решению вопроса православия в Украине» является как раз наш дорогой юбиляр — Святейший патриарх Филарет: дескать, если бы не он, все бы решилось хорошо и быстро. Этому стоит верить?
— Ни в коем случае — нет. Это старая песня коварной Сирены — знаете этот образ из античной мифологии? Цель угоревших шовинизмом — решить «украинский вопрос» поглощением: экономическим, политическим, финансовым, территориальным и, конечно, церковным. Поэтому гласит поговорка: не верь псу спереди, а коню сзади! Враги Киевского патриархата и лично предстоятеля церкви владыки Филарета не устают придумывать разные страшилки и пропагандистские штампы, якобы Филарет — гордый, властолюбивый, даже жестокий (я за 15 лет не слышал, чтобы он на кого-то даже повышал голос), и что только из-за него в Украине до сих пор не объединились три православных церкви. У меня лично такое мнение: эти лица приписывают Святейшему Филарету собственные грехи и недостатки, считая, что он похож на них самих.
Пятнадцать миллионов православных христиан Киевского патриархата, христиане других церквей, украинская интеллигенция, все порядочные люди думают и поступают иначе: патриарх Филарет — на высоте своего положения. Мы счастливы, мы благодарим Бога, что сегодня имеем такого предстоятеля нашей святой церкви. Церкви действительно Украинской и действительно православной — церкви Киевского патриархата. Киевский патриархат — это данность Бога, и данность вечная!