На Днепропетровщине представители общественности обратились с открытым письмом к архиепископу Криворожскому и Никопольскому УПЦ Московского Патриархата, владыке Ефрему. Церковный чин, по их информации, якобы просил одного из народных депутатов Украины от Партии регионов посодействовать возвращению церковных святынь из Никопольского краеведческого музея Свято-Преображенскому кафедральному собору УПЦ МП.
Речь идет об известных памятниках ХVIIІ века: иконе-ставротеке с частью Животворящего Креста Господнего, Евангелия, двух потир для причастия, двух крестах напрестольных, двух плащаницах, а также других церковных реликвиях — общим количеством 16. Все эти вещи, в свое время, использовались для церковных богослужений в казацкой церкви Покровы Пресвятой Богоматери на Запорожской (Пидпильненской) Сечи до ее разрушения по приказу Екатерины ІІ. «Перед этими святыми иконами, — отмечается в письме, — молился, а из этих святых чаш причащался и последний кошевой Петро Калнышевский, которого в 2008 году Поместный Собор УПЦ Киевского Патриархата благословил присоединить как праведного Петра Многострадального к лику святых, за то, что он вышел с иконой навстречу царскому войску и не позволил пролить братскую кровь». Несмотря на это, кошевого отправили на Соловки, а сечевая церковь была разорена. Только после 1917 года в Украине начался процесс восстановления поместной православной церкви, и в Екатеринославской губернии церковные учреждения перешли УАПЦ.
В конце 1925 года Никопольское благочиние УАПЦ приняло решение о передаче 46 церковных вещей казацкой сечевой церкви Никопольскому музею. «К величайшему сожалению, — отмечается дальше в послании, — большая часть этих вещей была потеряна во время Второй мировой войны, но оставшиеся в музейной коллекции, без сомнения, принадлежат казацкой сечевой церкви, которая подчинена Константинопольскому Патриархату. Они были получены от УАПЦ на добровольных началах и не имеют никакого отношения к разрушенным церквам УПЦ Московского Патриархата». Представители общественности напоминают владыке: еще в 1992 году Никопольский государственный краеведческий музей, руководствуясь указом Президента Украины Л.Кравчука, осуществил передачу 150 предметов культового имущества, которые имели отношение к кафедральному Спасо-Преображенскому собору. После этого вещей из церквей УПЦ МП в фондах музея не осталось. Комиссия, рассматривавшая этот вопрос, пришла к выводу о необходимости хранить комплекс казацких вещей в музее и невозможность их передачи в служебное пользование в действующую церковь. «С этим выводом согласились все члены комиссии, в том числе и настоятель Спасо-Преображенского собора о.Анатолий (Марущак), — утверждается в письме. — В дальнейшем, как специалисты, так и руководящие лица неоднократно подтверждали верность принятого решения. Есть выводы в пользу хранения в музее: доктора исторических наук профессора Г.Швыдько от 08.06.1992 г., экспертно-фондовой комиссии Министерства культуры Украины от 11.03.1993 г., экспертной комиссии Днепропетровского художественного музея от 23.06.1992 г., экспертной комиссии Днепропетровского исторического музея от 02.07.1992 г.» Кроме того, на имя городского головы Никополя и благочинного церквей Никопольского округа 18 марта 1998 года было направлено письмо от имени заместителя министра культуры и искусств Украины Л.Новохатько. В нем было указано, что «в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 03.02.1998 г. №11182/88 памятники культового назначения, имеющие историческую, высокую художественную ценность, не подлежат исключению из музеев, заповедников и библиотек, где им обеспечено научное изучение, надлежащий температурно-влажностный режим, охрана и реставрация».
Исходя из этого, представители общественности выражают удивление, почему снова затрагивается уже решенный вопрос, а также надеются на то, что «греха не случится» и казацкие святыни останутся на своих местах. Открытое письмо к владыке Ефрему было обнародовано на сайте известного днепропетровского интернет-издания «Дніпроград».
Со своей стороны директор Никопольского краеведческого музея Александр Кушнирук не видит оснований для того, чтобы поднимать этот вопрос. В телефонной беседе с корреспондентом «Дня» он сообщил, что хотя и слышал о соответствующем обращении к органам местной власти, но заверил, что к музею никаких документов по этому поводу не поступало. «В соответствии с указом Президента из фондов музея, действительно, в свое время были возвращены УПЦ МП полторы сотни культовых предметов, которые когда-то принадлежали Спасо-Преображенскому собору», — подтвердил он. Но что касается казацких древностей из Свято-Покровского храма, который стоял на Сечи, то было решение относительно их хранения в краеведческом музее. «По-моему, не существует никаких юридических оснований для того, чтобы передавать кому-то эти вещи», — сказал А.Кушнирук.
Во вторник общественность пикетировала здания Днепропетровской облгосадминистрации и областного совета с требованием защитить уникальные казацкие древности. «Казацкие святыни не отдадим никому» — с такими плакатами около полусотни активистов, преимущественно казачьих организаций региона, собрались под стенами областной власти. На митинге цитировали письмо нардепа — регионала к губернатору, где речь шла о 16 музейных экспонатов ХVIII века, которые использовались для церковной службы в сечевом храме Покрова Пресвятой Богоматери. Впрочем, областная власть заверила митингующих, что изъятие святынь из музея не будет. Люди в эти заверения не верят, а потому потребовали письменных обязательств. На всякий случай информационный запрос относительно судьбы казацких раритетов передали в Министерство культуры Украины. Кроме того, никопольские казаки считают, что реликвии запорожцев, если и возвращать в храм, то лишь на их историческое место. «Сейчас мы планируем поставить часовню на том месте, где была разрушена Сечь. На прошлой неделе мы высадили там дубовую рощу. Поэтому надеемся , что иконы когда-то вернутся именно туда», — сказал журналистам хорунжий Кодацкой паланки Войска Запорожского Низового Сергей Иванченко.