Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дни Львова на Донбассе, или Как разорвать замкнутый круг проблем внутреннего туризма в Украине

«На выставках мы видим информационные буклеты о туристических объектах Донбасса, которые напечатаны тысячными тиражами. Но реально воспользоваться такой информацией невозможно»
21 сентября, 2012 - 00:00
СВЯТОГОРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ДОНБАССА С РАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ / ФОТО С САЙТА FOTOKANAL.COM

Но большинство туристических операторов на сегодняшний день не предоставляют такой услуги, как путешествия по регионам. «День» нашел туристического оператора, нацеленного исключительно на внутренний туризм, и поговорил с его соорганизатором и креативным руководителем Ярославом КОЗАКОМ о том, насколько важно популяризировать украинские регионы самим украинцам:

— Оказывается, есть очень много маршрутов, которые пользуются спросом у иностранцев, а украинский турист о них и не слышал. Прежде всего это касается фототуров в дикую природу. По количеству замков или соборов, учитывая их плачевное состояние, мы с Европой конкурировать не можем. Но по количеству уникальных природных объектов, мест, которых практически не коснулась цивилизация, мы можем дать им фору. И сотни фотографов-натуралистов для этого ежегодно приезжают в Украину. Они готовы выкладывать большие деньги за тур, скажем, в Дунайские плавни, где они смогут сделать редкие и уникальные фотографии — гнездования птиц и т. д. Но для самих украинцев экологический туризм находится лишь в начальной стадии развития.

Почему нужно популяризировать малоизвестные для рядового туриста регионы? Условно их можно разделить на популярные туристические направления с развитой инфраструктурой и большим количеством туристических маршрутов (например, Карпаты, Крым, Подолье, Буковина, Черкасская, Одесская области), и регионы, где туристы бывают лишь изредка (Полесье, Поднепровье, южные и восточные области). Хотя по количеству привлекательных туристических объектов (природных достопримечательностей, заповедников, национальных парков, архитектурных и исторических памятников) они ничем не уступают предыдущим.

Проблем, по-моему, сразу несколько. Это и относительно небольшое количество информации о туристическом потенциале региона, и отсутствие развитой туристической инфраструктуры, отсутствие культуры обслуживания туристических групп и полное неумение вести туристический бизнес на местах. И если мы говорим только о «популяризации» регионов, то это снимает лишь небольшую часть проблем. Скажем, ежегодно на туристических выставках мы видим информационные буклеты о туристических объектах Донбасса, которые напечатаны тысячными тиражами. Но реально воспользоваться такой информацией невозможно. Для продажи турпродукта нам нужно зарезервировать отели и экскурсии как минимум за полгода вперед, но неизвестно, будут ли места в отеле и будут ли проводиться в это время экскурсии. И самые известные туристические объекты Донбасса — Соледар, Артемовск — только «на бумаге» рады встретить гостей, а на деле провести там нормальный календарный тур практически невозможно.

С гостиницами и пансионатами у нас хорошо все складывается только на западе, лучше в Карпатах. Большой поток туристов, два полноценных туристических сезона (зима, лето), значительный наплыв туристов даже в межсезонье привели к тому, что предложение сейчас явно превышает спрос. Огромное количество отелей, пансионатов, санаториев, усадеб зеленого туризма резко обострило конкуренцию, которая привела к существенному снижению стоимости на услуги проживания. Цены на гостиничные номера в Карпатах сейчас в полтора-два раза ниже, чем в среднем по Украине. В других же регионах ситуация сложилась по типу замкнутого круга: туристы не едут, потому что нет развитой инфраструктуры, а местные жители боятся вкладывать средства в ее развитие, так как нет гарантии, что туда приедут туристы. И в этом случае «популяризация» практически ничем не поможет. Тут государственные программы по развитию зеленого туризма должны работать не «на словах» (популяризация, фильмы, карты, буклеты). Нужны беспроцентные кредиты под строительство гостиниц, снижение налогов на туристическую отрасль и т.д.

— А сколько регионов есть на вашей туристической карте, есть ли там Донецкая и Луганская области? Пользуются ли они спросом?

— Если принимать во внимание и календарные туры, и индивидуальные заказы, у нас насчитывается около двадцати областей. С Луганском пока не работали, а в Донецк и по области туры мы организовывали, но пока только корпоративные. К сожалению, организовать «сборный» тур в данный регион мы пока еще не рискнули по вышеупомянутым причинам. Относительно спроса, то отвечу очень просто: за четыре года работы мы открыли несколько новых направлений, стали первыми, кто организовал туры в большинство заповедников и национальных парков. У нас уже выкристаллизовалась своеобразная «туристическая элита», или класс «туристических гурманов», которые готовы путешествовать куда-нибудь, где мы им сможем предложить что-то интересное. Главное — чтобы нас принимали на местах и хотели видеть там туристов.

Катерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ