Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Добрый день, бульвар Меотиды!

История одной декоммунизации
19 августа, 2016 - 11:17

Весной у меня изменился адрес. Нет, даже не думала никуда переезжать. Мой бульвар переименовали: 50 лет Октября, канули в лету. И вот пришло и улыбнулось новое название бульвара. Добрый день, бульвар Меотиды! Хорошо, что название это не потерялось в лабиринте множества вариантов, где казалось так и не найти то одно-единственное имя, которое подходит именно этому бульвару. А он у нас один из самых красивых в Мариуполе. Широкий, вольготный, весело и красочно цветущий весной, графически выразительный зимой, роскошный в своих зеленых одеяниях летом и величаво золотой осенью. А вот с названиями нашему бульвару не везло. Сначала это был проспект 1-го Мая, потом часть проспекта, превращенного в бульвар, переименовали, изменив одно идеологическое название на другое, еще более неловкую. Когда «50 лет Октября», прилепили к стильному слову «бульвар», абракадабра такого названия соединялась с шикарным видом бульвара так же, как дорогой, изысканный подарок, преподнесен в наждачной бумаге. Сняв шершавую идеологическую обертку «юбилейный подарок» стали называть просто Бульваром.

На магазинах появились вывески: «Гастрономчик на Бульваре», «Шашлычок на Бульваре». Ну, не добавлять же к шашлыку такую постную приправу, как «50 лет Октября», ведь и аппетит можно испортить. В отличие от района, который вместо официального Орджоникидзевского в народе всегда называли Левобережным, у нашего Бульвара так и не сложилось неофициальное название. Когда в Украине приняли закон о декоммунизации, и появился реальный шанс предоставить бульвару название под стать его красоте, оказалось, что придумать его не так уж и просто. А чтобы это название понравилось большинству жителей бульвара, найти его еще сложнее. Главными критериями, ориентирами в поисках нового названия стали для меня содержательность, благозвучие и лаконичность. По замыслу, название должно было отобразить ценности природы без пафоса, идеологии и без каких-либо фамилий. Ведь бульвар — это место для отдыха, прогулок, общения, размышлений, созерцания за пейзажами и птицами, а не трибуна для политинформации, и не плац для показательного воспитания.

Самые яркие впечатления о бульваре, которые сохранились с детства, — это море цветущей сирени весной. «Сиреневый бульвар», — предложила моя школьная подруга. Пейзаж с сиренью был не единственным воплощением образа бульвара. Ближе к морю, где теперь стоят многоэтажки, когда-то были сплошные заросли подсолнухов и чтобы разглядеть солнечные головки, нужно было как можно выше поднять голову. «Солнечный бульвар» от слова «подсолнух», оказался под огнем самокритики. Для официального названия не годится прилагательное, которого нет ни в одном словаре. В начале 70-х годов на бульваре впервые посадили маленькие елки, а теперь они — зеленые великаны. Еловый бульвар пополнил мой список вариантов. А в 80-е годы бульвар украшали бархатные ковры роз. Какая это была красота! Помню, как написала тогда письмо в горсовет с предложением переименовать 50 лет Октября в Розовый бульвар, но ответа не получила.

Увеличение коллекции вариантов помогло сделать вывод, что лучшим будет то название, которое полностью раскроет главное назначение бульвара. В Левобережном районе наш бульвар — это путь к морю, недолгий, удобный, живописный. Бульвар, ведущий к морю, — эта фраза стала заготовкой для создания названия. Его нужно было обрабатывать, как глыбу для скульптуры, отсекая лишние слои — слова. На поверхности лежало название Азовский бульвар, но в Мариуполе есть пять Азовских улиц, каждая со своим порядковым номером. Приморский бульвар тоже есть, а Приазовский бульвар будет вызывать ассоциацию с названием местной газеты «Приазовский рабочий» и получится что-то вроде рекламы. А тем временем над бульваром пролетали чайки. Может быть, бульвар Азовской чайки? Нет, много слов. Вот Морской бульвар — просто и со вкусом. Да, название красивое, но не хватает какой-то изюминки. Было большое желание найти для своего бульвара уникальное название, такое, которого нет ни в одном городе Украины, даже в мире. И было странное ощущение, что это название где-то совсем рядом, что я постоянно блуждаю вокруг него и никак не могу увидеть.

Похожая ситуация случилась, когда придумывала название фотографии в ФБ, на которой над парующей чашкой чая кружили лепестки яблоневого цвета. И название фотографии казалось таким очевидным и одновременно было неуловимым. Ее очертания вот-вот должны были найти свое совершенство в единстве с чайной композицией, но испарялись — все не то, не то, не то. А затем вдруг осенило, вот оно: Натюрморт чайного аромата! Засияет ли название бульвара? А оно, будто смотрело на меня с книжной полки и ждало, когда мой скользящий вдоль томов взгляд остановится на фолианте Геродота. О, отец истории, благодарю за подсказку! Не открывая «Историю», помню, что на ее страницах есть карты «Вид земли по Геродоту» и «Скифия Геродота», где Азовское море обозначено как Меотида. Бульвар Меотиды — звучит, как поэма, как песня! Бульвар Меотиды — путь к морю и путешествие во времени в его древнее названиея. Исследователи насчитали 421 название моря, и Меотида — одно из самых давних. Оно было известно еще с VII в. до н.э. — IV в. н.э. и происходит от названия племен меотов — обитателей болот. И пусть говорят, что Меотида в переводе с древнегреческого означает болото.

Слова Азов (Азак) и Азовское море означают то же — низкое болотистое место. Древние римляне называли море Палус Меотис — болото меотов, а генуэзцы и венецианцы — Маре-Фане, то есть море-болото. Все эти названия лишь подтверждают, что с давних еще времен море было мелководным, а его побережье — заболоченным. Но как бы оно ни называлось, это маленькое море является частью большого Атлантического океана.

По завершении увлекательного процесса создания названия начался самый сложный этап воплощения его в реальность. Вместе с председателем общественной организации «Забота» Эдуардом Абдулкадыровым собрали небольшую инициативную группу и 30 июня 2015 года обратились к городскому голове с предложением переименовать бульвар. Копию обращения отнесли в районную администрацию. Однако на общественных слушаниях 18 сентября нашего названия почему-то не было в повестке дня. Председатель собрания сказал, что бульвар Меотиды уже выбрали для себя жители Комсомольского бульвара (?!), а вместо 50 лет Октября предлагается название Центральный бульвар. Мол, КСН проводил опрос по определению общественного мнения. Интересно, что этот КСН называется «Центральный», хотя и находится вдалеке от центра города и, по-видимому, решили клонировать дезориентирующий «централ», в название бульвара. Рисковать Меотидой не было смысла, так как ее провалили бы «центристы», поэтому и состоялось безальтернативное голосование за Центральный бульвар. Когда же очередь дошла до Комсомольского бульвара, то «широкие круги», почитателей Геродота даже не вспомнили о Меотиде. Одна женщина заявила, что она родилась на Комсомольском бульваре, живет на Комсомольском бульваре и хочет умереть на Комсомольском бульваре. Другая участница собраний рассказала, что когда-то несколько домов значились как Морской бульвар и предложила это название. Морской бульвар набрал рекордное количество голосов: 107 из 185 присутствующих.

На общественных слушаниях судьбу каждого названия решали люди со всего района. Они голосовали преимущественно не за свою, а за ту или иную улицу, о которой имели весьма поверхностное представление. Совсем другое, когда человек думает о названии для своей улицы так, будто выбирает имя ребенку. Поэтому мы начали собирать подписи жителей бульвара, обходили дворы и квартиры. Встречали нашу инициативу по-разному. Одни говорили: «Бульвар Меотиды — какое красивое название!» — и сразу подписывали обращение. Другие сначала колебались, а затем, узнав о морском характере названия, тоже ставили свою подпись. Кто-то включался в дискуссию, а кто-то был безразличен к переименованию. У тех, кому не нравилась Меотида, мы спрашивали, есть ли у них свой вариант. Обещали собирать подписи за то название, которое окажется лучшим. Конкретных предложений было немного: Азовский бульвар, Мариупольский, Пейзажный. Больше обобщенных пожеланий: без идеологии, без фамилий, без политики. Многие цеплялись за коммунистическое название, как за старую ненужную вещь, которую почему-то жаль выбросить, хотя и загромождает она немало места. А большинство людей хотели, чтобы красивый бульвар имел красивое название. Коллективное обращение жителей бульвара было зарегистрировано в исполкоме 2 ноября 2015 года. Оно стало весомым аргументом за название бульвар Меотиды, примером демократического процесса переименования «снизу» и сыграло решающую роль в принятии решения депутатами.

Хроника последующих событий. 29 ноября состоялись выборы в городской совет, и вскоре глава Донецкой ОГА П.И.Жебривский напомнил новоизбранным депутатам о необходимости выполнения закона о декоммунизации. На случай, если горсовет не справится с переименованием, мы направили обращение на имя П.И.Жебривского. 23 января 2016 года на сайте Мариупольского городского совета появился опрос с вариантом ответа: «Оставить прежнее название». А это противоречило закону о декоммунизации. Коллективное обращение жителей бульвара проигнорировали, оставив выбор без выбора между Центральным бульваром и 50 лет Октября. Не было времени на эмоции, срочно отправили письма с предложением изъять коммунистические названия, занести в список бульвар Меотиды, увеличить количество вариантов. Опрос был временно приостановлен. По официальной версии, произошло «превышение допустимой нагрузки на сервер сайта». 28 января на сессии горсоветы депутаты переименовали 76 объектов топонимики, а 37 с противоречивыми названиями отложили для общественного обсуждения. 9 февраля Комиссия по наименованиям дала рекомендации по переименованию 37 улиц. Приняв во внимание коллективное обращение жителей бульвара и мнения специалистов по топонимике, Комиссия рекомендовала название бульвар Меотиды. 12 февраля на сайте горсовета снова возобновили опрос, уже без коммунистических названий. Для нашего бульвара предложили варианты: Украинский, Центральный, Меотиды, Саенко. (Виктор Саенко — начальник ГАИ Мариуполя, который погиб, защищая здание УМВД от террористов 9 мая 2014 года. Комиссия рекомендовала переименовать ул. Павленко в ул. Саенко, что и произошло.) Сначала пять дней подряд лидировал бульвар Меотиды. Потом в соцсетях появились откровения активистов о том, как нужно «патриотично» голосовать за Украинский бульвар. В.Н.: «У меня три браузера и со всех трех, оказывается, я могу голосовать»)))) М.О.: «Нужно просто программно накрутить голосов и все». Г.А.: «Программно накрутить голосов — это не голосование, а фальсификация. Чем такая декоммунизация отличается от коммунистической революционной целесообразности?». — Пришлось вмешаться, впрочем, это не помешало им и в дальнейшем решать вопросы. Г.М.: «Голосовала позавчера. Сегодня зашла результаты проверить. Опять мой голос принимает... П.А., К.В., обратите внимание»... О.Х.: «Из разных гаджетов принимает заново. Здесь мне карта и повалила». Интернет-опрос завершился 19 февраля. Варианты названия бульвара расположились в таком порядке: 1. Украинский 2. Меотиды 3. Центральный 4. Саенко. 2 марта, накануне сессии горсоветы собралась Координационный совет. Депутаты рассмотрели проект решения по переименованию 37 улиц. Видео, размещенные на местных сайтах, предоставили возможность увидеть, как обнаружили противоречивый характер проекта, авторы которого предложили одни улицы переименовать по рекомендации Комиссии по наименованиям, а другие — по итогам интернет-опроса. Например, судьбу названия нашего бульвара должны были определить мастера накручивать голоса в интернет-голосовании, а улицы Артема — профессиональная рекомендация Комиссии. После обсуждения Координационный совет принял решение вынести на сессию проект, в котором все улицы переименовываются по рекомендации Комиссии.

3 марта 2016 года сессия горсовета переименовала 37 объектов топонимики, и в этот день в Мариуполе появилось уникальное, единственное в мире название — бульвар Меотиды.

Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь. Фото Евгения СОСНОВСКОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ