Если продовольственные рынки, как и неделю назад, демонстрируют сокращение ассортимента ввозимых из соседних государств продуктов питания и повышения до 30% цен даже на продовольствие с истекающим сроком годности, то цены, выставляемые торговцами промышленной группой товаров, буквально бьют по сознанию обывателя. В страну вернулся стихийный рынок пятилетней давности. Наплевав на контролирующие органы, торговцы буквально всех рынков столицы смело реализуют свой товар за наличные доллары и дойчмарки, коль таковые находятся в кошельках покупателей. Не брезгуют брать и гривней — по курсу 3.80 — 4.00 за один доллар США. При этом приобрести доллар у возродившихся многочисленных базарных менял вам удастся, в лучшем случае, выложив 4 гривни 50 копеек. Симптоматично: стройная шеренга менял человек в двадцать, как в старые времена, «украшает» фронтон главного универмага Украины с одноименным названием.
На 20—40% за минувшие две недели подорожали потребительские товары импортного происхождения. И если руководитель одного из крупнейших в столице центров по торговле импортной бытовой техникой, завышение цен в долларовом исчислении автору этих строк объяснял непредсказуемостью курса гривни, то менеджер Сергей того же центра ситуацию откомментировал просто: завоза новых партий товара по причине нестабильности в Украине в ближайшее время не предвидится. А имеющиеся на складах запасы, сбрасывающие гривни покупатели разметают и так. Подскочившие же цены на дорогостоящую бытовую технику (холодильники, электроплиты, стиральные машины) по-прежнему не отпугивают состоятельных покупателей, которым что тысячу, что полторы за единицу товара выложить — не предмет для головной боли. Раз вещь в доме нужна, то она там стоять будет.
Происходящее на рынке емко характеризуется словом «стихия». Парадокс в том, что эта стихия более последовательна в своей реакции на кризисные явления в экономике, чем действия правительства, демонстрирующего неспособность повлиять на ситуацию.