Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Донкихоты ратной медицины

Фрагменты истории двух с половиной веков Главного военного клинического госпиталя Минобороны
9 августа, 2004 - 18:54
ИСТОРИК МЕДИЦИНЫ СЕРГЕЙ СТАРЧЕНКО ДЕМОНСТРИРУЕТ ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ ИМ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

ГЕНЕРАЛОВ — КАК СОЛДАТ, А СОЛДАТ — КАК ГЕНЕРАЛОВ

Черепанова гора в Киеве, уходящая вверх элегическая Госпитальная над шумным бульваром Леси Украинки. Старинная дорога ведет к Главному военному клиническому госпиталю Министерства обороны Украины, средоточию бесценного опыта и беспрецедентной новизны в поединках за жизнь и здоровье воинов. Тут генералов лечат как солдат, а солдат — словно генералов.

Госпиталь был учрежден в 1755 году при гетмане Кирилле Розумовском как одно из первых военно-полевых заведений в Юго- Западном крае России восемнадцатого века. В 1791 году госпиталь вошел в состав армии А. Суворова и был утвержден его штат, в том числе врач-оператор. В 1812-м, с началом сражений против войск Бонапарта, тут было развернуто 2000 коек, с ломотным, лихорадочным и полостным отделениями. Постепенно госпиталь стал рассматриваться как стратегический оборонительный объект. С 1847 года вокруг него началось строительство крепостных сооружений. Оборонительный корпус, 1-й, 2-й, 3-й и Косой капониры, другие бастионы — из этого порядка…

Через северные крепостные ворота, миновав перед ними мост над бывшим рвом, попадаю на своеобразный клинический проспект. Современный хирургический корпус соседствует со зданиями, сооруженными в позапрошлом веке, но не утратившими удобства и монументальности. В памяти всплывают слова — «Стеклянное молчание операционных», из романа «Белая гвардия». Видимо, они были порождены этими стенами. Ведь зауряд-врач Михаил Булгаков в мае военного 1915 года добровольно пошел служить сюда в качестве начинающего хирурга госпиталя Красного Креста. Чтобы, пройдя горнило этих месяцев, получив врачебный диплом и имея уже некоторые хирургические навыки, принять участие в Брусиловском прорыве, в его медицинском эшелоне.

И еще одна литературная реминисценция звучит трогательным эхом. Осенью сорок четвертого находившийся здесь на излечении гвардии капитан Виктор Некрасов, разрабатывая письмом, по совету врача, раненную в Кракове выстрелом снайпера руку, начал набрасывать на этих холмах строки лучшей книги о Великой Отечественной — повести «В окопах Сталинграда».

Впрочем, все это как бы присказка. История госпиталя сама по себе — истинная «Илиада». Вот только отдельные штрихи. Профессор Христиан Яковлевич фон Гюббенет в 1847 году, перед своей хирургической страдой в Севастополе, поборол вспыхнувшую в госпитале эпидемию холеры, не дав ей распространиться. Профессор Юлий Мацон, рыцарь терапии, первый ученый-медик Киева, первый главный врач городской больницы, своим тщанием и талантом как бы объединил эти учреждения. Профессор Сергей Петрович Коломнин впервые в мире произвел здесь переливание дефибринированной крови, применив вскоре этот метод и на театре военных действий. Ординатор госпиталя Николай Соломко способом верхнего камнесечения одним из первых удалил препятствие из мочеточника. Попечитель Киевского учебного округа Николай Иванович Пирогов прочел здесь несколько лекций врачам и студентам, упрочив этим плодотворную связь между госпиталем и медицинским факультетом в городе, а другой выдающийся хирург Николай Васильевич Склифосовский уехал отсюда как волонтер на франко-прусскую войну. Уже в наше время в госпитале неутомимо трудились, каждодневно оперируя, генералы медицинской службы, спасители тысяч жизней на иных войнах профессоры хирургии Иван Николаевич Ищенко и Андроник Архипович Чайка. Тот самый Ищенко, который в Сталинграде, когда в приемно- сортировочное отделение его госпиталя попал с ранением его сын Игорь, встал все же к другому операционному столу, где мастерское его умение т ребовалось больше. И легендарный Чайка, выдающийся уролог и разносторонний хирург, в период Отечественной войны главный хирург эвакопункта 3-го Украинского фронта, а в нелегкие послевоенные годы, когда нахлынули травматические последствия боев, в течение шестнадцати лет — главный хирург Окружного военного госпиталя. Он работал здесь c 1919 года. Во время войны бригадный врач Чайка однажды простоял у операционного стола несколько суток; чтобы не терять сил, он просил медсестер лить ему из ведра холодную воду на затылок…

ПЕСНЕЙ ПРОВОЖАЛА НА ВОЙНУ…

Еще в 1980 году бывший комиссар госпиталя полковник Григорий Степанович Барчук попытался суммировать крупицы истории. Об этом напоминает мемориальная доска «В честь 225 летия госпиталя под руководством зам. начальника госпиталя по политической части Г. Барчука создана комната трудовой и боевой славы». Со временем благодаря начальнику госпиталя генералу-майору медицинской службы, кандидату медицинских наук Михаилу Петровича Бойчаку, эта комната превратилась в полноценный музей. Однажды Бойчак позвонил домой историку медицины, опытному литератору и редактору, члену Национального союза журналистов Украины, ветерану Великой Отечественной войны, кандидату медицинских наук Сергею Никитовичу Старченко и предложил ему взять на себя квалифицированную «реанимацию» экспозиций. Генерал не ошибся — именно Сергей Старченко сочетает в одном лице настоящего знатока музейного дела и глубокого исследователя со знаниями энциклопедиста. Так в апреле 2001 года началась новая жизнь этих анфилад.

Второй этаж в старинном обширном здании, где размещается клуб, тихие коридоры, два светлых зала. За столом над экспонатами склонился худощавый хранитель и одновременно реставратор этого собрания. Острый веселый взгляд, образная украинская речь, свободный дрейф по лабиринтам времен. Это и есть Сергей Никитович. Он действительно неутомимый разведчик былого; достаточно сказать, что уже много лет Старченко систематически работает в различных архивах. Только подлинные документы, по его мнению, действуют действительно неотразимо.

Мы останавливаемся у групповой фотографии. Среди воинов, в центре, молодая женщина с лучистыми глазами. Снимок хранился в клубе давно, но, кажется, никто до Старченко не попробовал взглянуть на него свежим взглядом. Надпись под фотокарточкой была краткой и какой-то безликой — «Встреча с К.Шульженко 1947г».

— «В своих воскресных походах по Киевщине, часто вспоминая прошлое, я размышлял об этом моменте былого», — рассказывает Сергей Никитович. — И постепенно возникли совсем иные строки: «Клавдия Ивановна Шульженко... Да, да, та самая украинская певица из Слобожанщины. Спросите уже изрядно поседевших, да и ряды их поредели, подвижников Великой Отечественной войны (1941 — 1945) о Клавдии Шульженко. Сразу услышите в ответ: «Синий платочек». Этой песней певица провожала нас на войну. «Давай закурим...» — этой песней встречала солдат с фронтов. А на войне она, конечно же, была с нами. Дорогой, желанной гостьей стала Клавдия Ивановна в Окружном военном госпитале в 1947 году».

— 1941 — 1945-й... На карте в музее встает этот гигантский путь госпиталя. Как он складывался в те грозные годы?

— В схематическом пятиугольнике встает невиданная самоотверженная работа госпитального персонала по спасению тысяч раненых. В первые же дни войны тут, на обстреливаемом Печерске, начались хирургические сражения за их жизнь. Потом, учитывая усложняющуюся военную обстановку, госпиталь был передислоцирован в Харьков, и бессонные медицинские битвы продолжились. Затем последовал Томск и все тот же напряженный ритм исцеления в составе Сибирского военного округа. В тяжелые дни боев в районе Изюма это мощное эвакоподразделение переводят в Балашов, ближе к потоку раненых бойцов. А как только развернулось освобождение Украины, госпиталь, оставаясь самым крупным фронтовым военно-медицинским подразделением, был переброшен в Славянск. И наконец, вскоре после форсирования Днепра 1 декабря 1943 года, возвратился домой, чтобы, не переводя дыхания, опять принять раненых, по всем видам специализированной помощи, с 1-го Украинского фронта. За годы войны тут была оказана помощь 60 тысячам раненых.125 сотрудников госпиталя стали донорами.

Фото начальника госпиталя в сорок первом году, бригадного врача Чеусова сохранилось, а недавно нам удалось отыскать снимок Розбаша — начальника госпиталя в период его военных странствий, — продолжает Сергей Старченко. — Но главное — сохранились воистину исторические фотоснимки женщин, тружениц этого медицинского фронта, на чьих скорых и нежных руках, в основном, и лежала работа в эти годы.

КАКИЕ ИМЕНА, КАКИЕ ЛИЦА!

— Есть, однако, и еще одна лента благородства, до последнего времени остававшаяся почти потаенной, — госпиталь в период Первой мировой войны, — задумывается мой собеседник. — Между тем здесь трудились видные врачи, например, хирург и бактериолог, основатель Киевского общества борьбы с заразными болезнями, профессор Александр Дмитриевич Павловский, возглавивший в 1914-м на базе этих корпусов госпиталь Красного Креста. Челюстно-лицевой хирург Константин Прокофьевич Тарасов, к слову, отец актрисы Аллы Тарасовой, организовал здесь специализированные хирургические летучки по своему профилю, выезжавшие на фронты. Тут же работал хирург Михаил Михайлович Дитерихс, придумавший в то кризисное время свою знаменитую деревянную шину для иммобилизации конечности при огнестрельных переломах. Впрочем, потом ему довелось служить в Добровольческой армии. Консультантами госпиталя были терапевт Феофил Гаврилович Яновский и невропатолог Борис Никитович Маньковский, а ведущие хирурги университета и госпиталя Николай Маркианович Волкович и Алексей Петрович Крымов попеременно выезжали на Юго-Западный фронт. Алексей Крымов, возглавив на базе госпиталя госпитальную хирургическую клинику, впервые в Украине произвел здесь перевязку безымянной артерии. Раненых становилось все больше. Дополнительные койки были развернуты в павильонах недавно прошедшей всероссийской промышленной выставки, на месте нынешнего Центрального стадиона, куда от вокзала была проложена железнодорожная ветка. Удалось найти на групповом снимке фото начальника госпиталя в это время Владимира Федоровича Бушуева.

— Сергей Никитович, среди изданий, запланированных к юбилею госпиталя советом музея во главе с М. Бойчаком, подготовлена рукопись книги «Военно-фельдшерская школа при госпитале, 1838 — 1924 гг.». Некоторые иллюстрации, приводимые на этих стендах и, разумеется, предназначенные и для книги, просто интригуют. Например, известно, что воспитанником этой школы был Николай Щорс (выпускник 1914 года). Но данный круг шире, да и неожиданнее.

— Да, на фотографиях можно увидеть Павла Губенко (незабвенного Остапа Вишню), министра в правительстве Украинской Народной Республики Ивана Огиенко (митрополита Иллариона), знаменитого оперного певца Михаила Донца, поэта Демьяна Бедного. Удалось выяснить, что выпускником школы в 1914 году был и Панас Петрович Любченко, глава правительства Советской Украины. Но при тоталитарном режиме он долгие годы, даже в упоминаниях, был «персоной нон грата». Его фото, где вместе с Д. Затонским П. Любченко в день первомайской демонстрации он стоит на трибуне в Харькове, с посланцами пионерии, я разыскал в Центральном архиве кино-фонофотодокументов. Как видите, из госпитальной шинели вышли замечательные люди. Вот еще документальный срез далекой эпохи: прием ведет Федор Чеботарев, организатор зубоврачебной амбулатории при госпитале. Он также воспитанник военно-фельдшерской школы, окончивший затем одонтологический институт. Его сыну академику Дмитрию Федоровичу Чеботареву, известному украинскому терапевту и геронтологу, идет девяносто шестой год. Но он еще в неплохой форме и, надеемся, сможет и будет рад увидеть эту галерею.

— Конечно же, о каждом фото и о каждом экспонате можно долго рассказывать. Например, в мае 1845 года выдающимся анатомом, создателем Анатомического театра Александром Петровичем Вальтером был изготовлен скелет человеческого тела и передан Военно-фельдшерской школе для учебных целей. В фондах Киевского городского архива я обнаружил рапорт адъюнкта Вальтера об этом акте, с приложением рисунка и получении за выполненную работу 12 рублей серебром.

В ЗЕРКАЛЕ КЛИНИК И ОТДЕЛЕНИЙ

— Сергей Никитович, если экспозиции в зале под условным названием «Госпиталь и время» почти укомплектованы, то еще один важный раздел «В зеркале клиник» пока на старте. В чем состоит замысел?

— В госпитале 53 подразделения, в которых трудились и трудятся 46 кандидатов и 2 доктора медицинских наук, 48 заслуженных врачей Украины, немало других умудренных специалистов, и ряду клиник уже свыше ста — ста пятидесяти лет. Это воистину хронология святого выполнения долга. Упомяну лишь некоторых из этих донкихотов ратной медицины. Полковник Марк Городецкий, дважды руководивший ликвидациями вспышек холеры, первым среди медиков награжден Почетным знаком Президентом Украины — крестом «За мужество». Полковник Владимир Попов, начальник отделения «искусственная почка»,изобрел аппарат для ультрафиолетового облучения крови. Полковник Владимир Ткаченко, блестящий хирург-отоларинголог, придумал инструмент для извлечения инородных тел из дыхательных путей. Многоопытный терапевт Иван Кузьмук — настоящая опора больных при преодолении тяжелых состояний. А как не сказать о виртуозном искусстве выдающихся военных хирургов, генералов медицинской службы Владимира Белого и Николая Вовкодава. Много лет в госпитале работал замечательный ортопед-травматолог Вячеслав Губенко, сын Остапа Вишни. За днями и ночами этих беззаветных тружеников встают драгоценные подробности.

Совет музея составил анкету и схему для подразделений, что позволит обобщить и экспозиционно представить такой бесценный опыт в широкой ретроспективе, и дальней и ближней, исчерпывающе и объемно. Стенды уже готовы и смонтированы, и раздел обещает быть настоящим откровением. Связным между отделением и музеем стал полковник Анатолий Перов.

— И последнее. В скульптурном преддверии музея, между впечатляющими изображениями генералов Ивана Ищенко и Андроника Чайки предстает бюст полковника медицинской службы Георгия Бурчинского. Это, конечно, не случайность?

— Профессор Георгий Иосифович Бурчинский, заведующий кафедрой факультетской терапии, в течение длительного периода был главным терапевтом госпиталя и Киевского военного округа. В послевоенное время этот талантливый врач, умевший практически безошибочно разгадывать болезни и намечать курс необходимого лечения, был, если хотите, безотказным Гиппократом госпиталя, и забывать об этом нельзя. Равно как и о подвиге других рыцарей врачевания. Вот почему скульптурная галерея основоположников ратной медицины будет продолжена. В ее создании принимает участие известный скульптор Василий Бородай.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ