Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорогой боли Ярослава Лесива

14 августа, 2009 - 00:00

В марте 1966 года Завалье всколыхнуло неординарное на то время событие: органы комитета госбезопасности арестовали учителя школы-интерната Лесива Ярослава Васильевича. За что — этого никто по-настоящему не знал. Но тогда по поселку поползли слухи о том, что как будто он был агентом заграничных спецслужб и передал на запад информацию о завальевском графиткомбинате. Такая версия, очевидно, была запущена при участии КГБ и просуществовала она до конца 90-х годов ХХ в. Пока местным краеведам не удалось узнать правды.

В результате поисковой работы было установлено, Лесив Ярослав Васильевич родился 3 января 1941 году в с. Прилуки Долинского района Ивано-Франковской области. Отец был осужден советской властью за участие в организации украинских националистов. Несмотря на это Ярослав вступил в Ивано-Франковский физкультурный техникум. В 1965 году, по окончании вуза, был направлен в Завальевскую школу-интернат Гайворонского района Кировоградской области на должность учителя физической культуры.

Первая половина 60-х годов в СССР была ознаменована спадом так называемой хрущевской «оттепели» и переходом в 1964 году к брежневской политике репрессий против национально сознательной украинской интеллигенции и оппозиции. Именно в это время на Ивано-Франковщине учитель истории Дмитрий Квецко инициирует создание подпольной организации, получившей название Украинский национальный фронт. Вместе с бывшим участником национально-освободительного движения Зеновием Красивским он составил программные документы организации. Ее лозунг: «Здобудеш українську державу або загинеш у боротьбі за неї!», — позаимствованный в ОУН, свидетельствовал о том, что новая оппозиционная структура будет продолжать соревноваться за воплощение идейных принципов своей предшественницы, но иными средствами, а именно — пропагандированием идеи построения Украинского самостоятельного соборного государства среди широких кругов украинской общественности.

Кроме Ивано-Франковщины, филиалы УНФ впоследствии появились во Львовской, Донецкой и Кировоградской областях.

В соответствии с программными принципами УНФ, Украинское государство должно было быть построено на принципах народовластия, социальной справедливости и свободы человека. Для пропаганды своих идей организация начала издание нелегального журнала «Воля і Батьківщина». В журнале печаталось много материалов на общественно-политическую тематику, в частности о событиях 1917 — 1920 годов, коллективизации, голодоморе 1932 — 1933 годов. Идейные принципы УНФ были близкими для молодого учителя, и потому в 1965 году Я. Лесив становится его членом — соучредителем. Более того, он поставил перед собой задачу организовать филиалы организации по месту работы, то есть в Кировоградской области.

Начать организационные мероприятия с Завалье было решено неспроста. Именно перед этим тут состоялась забастовка рабочих графитового комбината, которые, несмотря на давление и запугивание властей, таки смогли отстоять свои права на справедливую оплату труда. Интересно, что в следующий день после начала акции материалы о ней вышли в эфир радиостанции «Голос Америки». К чести наших земляков, организаторы акции так и не были обнаружены, несмотря на старания карательных органов.

Следовательно, в 1965 году, находясь на должности учителя, Ярослав Лесив проводил работу по созданию сети подпольной организации в районе и области. Как вспоминает его воспитанник, учитель истории из села Мощеного П.С. Муржак, в то время команда интерната выезжала на соревнование в районные центры Кировоградщины. Во время соревнований учитель очень часто отлучался, очевидно, искал единомышленников. Кроме того, интересовался семьями детей, у которых были репрессированы родители или родственники. Вскоре появились единомышленники и в Завалье, в частности, учитель интерната В. М. Цвилюк. По его воспоминаниям, ради конспирации деятельность группы была организована по так называемым «тройкам».

Члены организации на территории Гайворонщины распространяли журнал «Воля і Батьківщина», книги «Україна в фотографіях» и другие. Время от времени Лесив уезжал домой на Ивано-Франковщину и привозил оттуда подпольную литературу. Дела в этом плане пошли на лучшее, когда уэнэфовцы нашли землянку УПА с запасами листовок и книг 30 — 40-х годов.

Именно такая литература появляется в нашем районе во второй половине 60-х годов. Кроме распространения нелегальной литературы, оппозиция направляла письма протеста в органы центральной власти. Так, в июле 1966 года Лесив поехал в Киев, где бросил в почтовый ящик письмо в адрес первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста и председателя Совета Министров УССР В. Щербицкого из «Зверненням Центрального проводу УНФ». В обращении, в частности, было такое: «Украина, формально будучи суверенной республикой, фактически сведена до положения бесправной колонии, её эксплуатируют и русифицируют»... «Вы должны вернуться к политике украинизации, которая проводилась в Украине до сталинского террора, добиваться прекращения преследования колонизаторами украинцев за их патриотизм. Иначе ваша бездеятельность будет расценена как измена интересам украинской нации».

В 1966 году Ярослав привез из Западной Украины два сине-желтых флага. Ночью вместе с В. Цвилюком Ярослав установил флаг над помещением интерната и на трубе Салькивского сахарного завода.

Вспышка оппозиционной активности на территории Гайворонщины не могла пройти мимо внимания органов КГБ.

Поэтому однажды в школу-интернат устраивается на работу новый учитель. Поселили его с Лесивым в одной комнате общежития. За несколько недель до ареста Лесива, сделав свое черное дело, он увольняется с работы.

Таким образом, был раскрыт Гайворонский филиал УНФ. Карательные мероприятия власть провела и в других областях Украины. В целом в Кировоградской области было задержано 18 человек. В Завалье у В. Цвилюка была обнаружена самиздатовская литература. Обыски провели также и у других членов организации.

Следствие против инакомыслящих проходило по месту деятельности двух основных групп — во Львове и Ивано-Франковске. Ее руководители получили разные сроки заключения. Д. Квецко — 20 лет, из них 5 — в тюрьме, 10 — в лагерях строгого режима и 5 — в ссылке; 3. Кракивский — 17 лет заключения. Я. Лесива судили по статье 56 Уголовного кодекса (измена Родине) ипо статье 64 (создание организации). Учтя молодой возраст Лесива, суд присудил ему 6 лет лишения свободы (наказание он отбывал в лагерном пункте в Мордовии). Поскольку Лесив всю вину взял на себя, его побратимы с Кировоградщины отделались обысками, допросами и временным задержанием. Так закончила свою деятельность УНФ в нашей области и районе.

По разному сложилась жизнь у украинских патриотов. Наиболее жестокой оказалась судьба у Лесива. В 1973 году после отсидки в концлагере он вернулся на Ивано-Франковщину, но работать по специальности ему не позволили. Поэтому он вынужден был устроиться рабочим на местном лесокомбинате. Постоянно находился под административным надзором. Со временем женился. В 1976 году жена родила ему сына Тараса. Но семейное счастье продолжалось недолго.

В 1979 году Лесив стал членом правозащитной организации Украинская Хельсинская группа, членами которой тогда уже были Н. Руденко, Л. Лукьяненко, В. Чорновил и другие патриоты Украины.

Почти сразу Лесива арестовывают. На этот раз ему инкриминируют хранение наркотиков. Поэтому его в 1980 году осуждают на два года заключения. Наказание отбывал в Ровенской области в лагере строгого режима. В мае 1981 года — опять арест. Теперь уже в лагере. Обвинение то же самое — хранение наркотиков. Следствие над Лесивым продолжалось полгода. В знак протеста заключенный объявил политическую голодовку. Но и это не помогло. В день окончания предыдущего срока он получает новый — 5 лет заключения.

После выхода на волю Ярослав Лесив стал одним из инициаторов восстановления Украинской греко-католической церкви, впоследствии получил сан священника. За проведение запрещенной властью литургии был оштрафован.

В 1989 году выступает на митинге в Москве с требованием легализации УГКЦ. Вместе с С. Хмарой был принят Б. Ельциным.

За религиозную деятельность был арестован в том же 1989 году, но освобожден по требованию верующих.

В ноябре 1989 года провел молебен во время перезахоронения в Киеве В. Стуса, О. Тихого, Ю. Литвина.

В Украине его знали не только как диссидента, но и как талантливого поэта. О его сборнике стихов «На лінії болю» Евген Сверстюк скажет: «В ней все настоящее, рожденное из боли... По форме поэзия Лесива проста. Она плывет, как молитва, как дуновение души...».

В октябре 1990 года Лесива не стало. В средствах массовой информации сообщили: «... погиб в автокатастрофе...». Впоследствии такие же сообщения услышим о В. Чорноволе, А. Емце, А. Ермаке и других выдающихся политиках.

Поэтому, принимая во внимание то, что недавно Президент В. Ющенко издал Указ о ликвидации памятников тоталитаризма и увековечении памяти борцов за волю Украины, было бы хорошо, если бы память о Ярославе Лесиве была увековечена на территории Гайворонщины. Скажем, именем Я. Лесива можно было бы назвать одну из улиц райцентра или поселка Завалля, установить мемориальную доску на школе, где он работал. Как по мне, вопрос этот не финансовый, а скорее этический. Пусть молодое поколение знает о настоящих, а не выдуманных героях.

Александр ПЕРЕСУНЧАК, краевед, депутат Гайворонского районного совета от Блока Юлии Тимошенко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ