«На улицах городов появится тактильная плитка», «Общественные здания обустроят для людей с нарушениями слуха», «Пандусы и шрифт Брайля станут обязательными» — такими оптимистичными заголовками изобиловали новостийные ленты, начиная с 1 апреля. Именно тогда в действие вступили новые Государственные строительные нормы в части обустройства инклюзивного пространства.
На первый взгляд, нововведение действительно полезное и важное, ведь безбарьерное пространство касается не только людей с особыми потребностями. Каждый гражданин в силу тех или иных обстоятельств может оказаться в группе маломобильных горожан. К примеру, попробуйте прогуляться по населенному пункту с детской каляской или обычным дорожным чемоданом, и такой привычный подземный переход превратится для вас в настоящий марафон с препятствиями.
Новые нормы доступности Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства разрабатывало вместе с представителями общественности. В своем релизе представители министерства уже окрестили их «революционными». Но действительно ли это так и действительно ли они могут изменить общественное пространство украинских городов?
ПАНДУСЫ, ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКА И СУРДОПЕРЕВОД
Упомянутые нормы регламентируют необходимые технические характеристики и предлагают конкретные примеры проектирования элементов доступности. Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — пандусов, специальных подъемников и других средств. Для людей с нарушениями зрения — тактильных и визуальных элементов доступности (тактильной напольной плитки, информационных таблиц и обозначений шрифтом Брайля, аудиоуказателей). Для людей с нарушениями слуха — визуального информирования, дублирования важной звуковой информации текстами, организации сурдоперевода, использования систем звукоусиления.
Если упомянутые требования не будут соблюдены, авторы такого архитектурного проекта могут уплатить штраф — 90 прожиточных минимумов для работоспособных лиц. Для тех, кто проводил экспертизу такого объекта и признал его соответствующим, это будет стоить 18 прожиточных минимумов.
«Сами ГСН достаточно сбалансированы, — рассказывает Геннадий ЕВСЕВЬЕВ, президент всеукраинской общественной организации людей с инвалидностью по зрению «Генерация успешного действия». — Эти нормы прошли согласования с общественными организациями, в частности и занимающимися незрячими. На выходе проект значительно лучше, чем те ГСН, которыми мы пользовались до этого».
Такое мнение разделяет и эксперт в области градостроения Виктор ГЛЕБА: «Я доволен тем, что в этом направлении идет работа».
Специалисты соглашаются, что изменения в городском пространстве нужны. Правда, в силу новых норм — верят мало. Ведь они «являются обязательными при строительстве новых сооружений, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте».
«Эффект зависит от количества работ, которые будут выполняться на объектах, которые нуждаются в обустройстве, — объясняет Геннадий Евсевьев. — Результата придется ждать долго, потому что это касается по большей части новых объектов. С капитальными ремонтами у нас сложная ситуация».
Исходя из этого, на практике все перечисленные требования к обустройству инклюзивного пространства могут воплотиться лишь в отдельных зданиях или закрытых жилищных комплексах. На улицах же новых элементов доступности в ближайшее время мы можем и не увидеть. Ведь если Крещатик ремонтируют раз в несколько лет, то центральные улицы большинства малых городов ожидают ремонтов годами, соответственно, новые нормы смогут воплотить там нескоро. К тому же и старых требований к инклюзивному пространству, которые были прописаны в других документах, строители практически не придерживались.
СУЩЕСТВОВАЛИ, НО НЕ РАБОТАЛИ
Новые Государственные строительные нормы не такие «революционные», какими их видит Минрегионстрой, комментируют эксперты. Геннадий Евсевьев приводит примеры норм, которые соответствуют потребностям представителей его организации. В частности, с 2011 года существует документ под названием «Установки по обустройству сооружений гражданского назначения для людей с изъянами зрения и слуха», который должен был бы регулировать создание доступного пространства для этих категорий в общественных местах. Зато даже в органах государственной власти о нем часто забывают.
«В настоящий момент отремонтировали здание КГГА, и оно совсем не приспособлено для незрячих или слабозрячих граждан. Там много стеклянных дверей и других объектов, которые не промаркировали должным образом. Это приводит к травматизму, потому что слабозрячим сложно ориентироваться. Старых норм было достаточно, чтобы более-менее правильно оформить помещение, и этого все равно не сделали», — жалуется Евсевьев.
Но даже если пространство все же пытаются сделать доступным, например, на улицах появляется тактильная плитка, далеко не всегда она действительно помогает.
На практике все требования к обустройству инклюзивного пространства могут воплотиться лишь в отдельных зданиях или закрытых жилищных комплексах. На улицах же новых элементов доступности в ближайшее время мы можем и не увидеть. Ведь если Крещатик ремонтируют раз в несколько лет, то центральные улицы большинства малых городов ожидают ремонтов годами, соответственно, новые нормы смогут воплотить там нескоро. К тому же и старых требований к инклюзивному пространству, которые были прописаны в других документах, строители практически не придерживались
«Часто бывает так, что рабочие, которые кладут плитку, не понимают, для чего они это делают, и кладут ее как попало, — приводит пример Геннадий Евсевьев. — Это приводит к тому, что плитка, которая должна была бы предупреждать, что здесь наземный пешеходный переход, лежит в неподобающем месте. Это может приводить к травматизму, потому что человек пойдет не по зебре, совсем в другую сторону, куда направит плитка. Такие нарушения мы фиксировали, к примеру, в Киеве возле станции метро «Дорогожичи». К сожалению, пока от неправильно положенной плитки кто-то не погибнет — на нее не обратят внимания».
Причина таких недоработок — тотальная нехватка контроля, объясняют эксперты. «Мы много пишем, но видим, что ни одно должностное лицо не понесло ответственности за то, что нормы просто проигнорированы. Нормы по пандусам существуют уже три или четыре года, почему их не выполняют? Та же судьба постигнет и новые нормы, их тоже не будут выполнять», — считает Виктор Глеба.
В настоящее время Министерство регионального развития лишь создает строительные нормы, но не контролирует их. Контроль возложен на Государственную архитектурно-строительную инспекцию, которая давно имеет недобрую репутацию.
«Чем жестче наши нормы, тем меньше их выполняют. Чем строже ГСН, тем большей будет взятка за введение в эксплуатацию дома, где нормы не соблюдены», — подытоживает Глеба.
Если же даже нарушение будет зафиксировано, а автор проекта заплатит штраф, это не слишком ударит по карманы. 90 прожиточных минимумов для работающих граждан — это всего около 167 тысяч гривен, немногим больше шести тысяч долларов. Для миллионных проектов частных жилищных комплексов дешевле заплатить такой штраф, чем обустроить объект согласно требованиям.
Государственным учреждениям реализовать доступное пространство часто мешают и бюрократические преграды. Ведь расходы по такой статье могут быть просто не предусмотрены бюджетом. «Эти работы полностью возлагаются на владельца здания. Дополнительные средства не выделяют. Если это касается государственных органов — они все должны делать в пределах сметы, но часто смета не предусматривает таких расходов. Это бюрократическая проблема», — разъясняет Геннадий Евсевьев.
Поэтому и выходит, что Государственные строительные нормы все совершенствуются, но до сих пор почти нигде не выполняются, кроме разве что здания самого Министерства регионального развития и прилегающей к нему улицы. Вот там и тактильная плитка должным образом положена, есть и пандусы, и широкие проходы, и доступные лифты и туалеты. К сожалению, другого такого же удачного примера эксперты привести не смогли.
ЖЕЛАНИЕ VS РЕАЛЬНОСТЬ
Пока по новым ГСН только начинают проектировать и реконструировать здания, в Министерстве регионального развития предлагают владельцам общественных заведений обратить внимание на еще один документ — Закон Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине». По ним предприятия, учреждения и организации обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью к объектам физического окружения, независимо от того, находится объект на реконструкции или работает в стационарном режиме.
Правда, механизмы контроля опять не предусмотрели. «Сейчас разрабатывается механизм реализации указанной нормы, который будет базироваться на принципах обеспечения безопасности и комфорта граждан (независимо от возраста, пола, инвалидности, функциональных нарушений, уровня коммуникативных возможностей и т.п.) на весь период эксплуатации зданий и помещений», — отвечают на запрос «Дня» в пресс-службе департамента градостроения, архитектуры и планирования территорий Министерства регионального развития.
Правда, даже если все массово установят пандусы — это еще не обеспечит беспрепятственный доступ, акцентирует Виктор Глеба. Пространство современного города достаточно сложно, и универсальная модель его приспособления для всех людей пока не прописана. Чтобы проиллюстрировать это, эксперт по градостроению приводит ситуацию со строительством Музея Революции Достоинства: «Сейчас идет полномасштабная работа по созданию музея. А по улице Институтской, с ее уклоном, может проехать инвалидная коляска ветерана войны на Донбассе или мама с коляской? Но как придерживаться норм там, где нельзя их придерживаться? Разбирать мостовую, мостить бетонные пандусы? Как обустроить доступное пространство там, где обустроить его практически невозможно?»
В противовес украинским реалиям Виктор Глеба приводит зарубежные примеры решения проблем доступности: «Суть инклюзивности западной модели формирования пространства в другом. Вот сейчас академия Google создала новый объект, кампус, на крышу которого можно заехать на самокате, гіроборді или велосипеде. Они предлагают заменить ступеньки, которые уже являются барьером, на покрытие, дороги, проезды, проходы, которые не имеют ступенек».
Правда, для нас такие решения пока остаются заоблачными, ведь общественное пространство городов часто является недоступным даже для обычных пешеходов или водителей. Глеба подытоживает: «Просто посмотрите на наши дороги. Нужно сделать инклюзивными хотя бы проезжие части. Автобусы с людьми застревают посреди столицы, о каких ГСН мы говорим?»