КРИЗИС МИНОВАЛ
По мнению многих специалистов курортной отрасли, нижняя точка кризиса пройдена ею в 1998 — 1999 годах, когда на отдыхе в Крыму побывало не больше 2 — 3 миллионов отдыхающих. С того времен количество курортников растет по многим причинам — в силу постепенного повышения жизненного уровня в странах СНГ, из-за перегрузок, поразивших Черноморское побережье Кавказа и Краснодарского края, в первую очередь Сочи, из-за нестабильной обстановки на Кавказе, из-за удовлетворения жажды и моды на заграничный отдых и его дороговизны, просто из-за необходимости исцеления лечебными факторами Крыма. С того времени и развернулась жестокая конкуренция между Сочи и Крымом — каждый правдами и неправдами зазывает курортника к себе. Чаще неправдами — за год, например, в российской прессе появляется до 60 негативных публикаций о Крыме. Это чтобы сдержать поток россиян в Крым и повернуть его на Кавказ. Кроме того, российское государство старательно помогает своим: проводит протекционистскую налоговую политику, законодательно запрещает покупать путевки в Крым за счет соцстраха. Крым же борется иным путем — устанавливает цену путевки на 30 процентов ниже, чем на Кавказе.
Нельзя сбрасывать со счетов усиление организаторской работы крымского правительства и министерства курортов, которое в последние годы стало намного расторопней и профессиональней, главным образом в деле рекламы и маркетинговой работы на доступном ему рынке курортных услуг в СНГ. В силу всего этого Крым постепенно включается в мировые туристические и курортные потоки, совершенствует инфраструктуру, переучивает кадры и повышает качество услуг. Крым становится более комфортным и организованным — хотя, видимо, значительно медленнее, чем хотелось бы. Показатели 2001 года Александр Таряник много раз называл с гордостью: количество приезжих превысило 4,5 миллиона, из 1,39 миллиарда гривен бюджетных поступлений львиная доля, или 804, 7 миллиона, поступило из курортных регионов. Объем услуг в расчете на одного отдыхающего возрос на 6,2 процента, объем дополнительных услуг повысился на 12,5 процента. Глава крымского правительства Валерий Горбатов говорит, что Крым мог бы претендовать на стабильные 5-6 миллионов отдыхающих в год, но для этого надо качественно изменить сам курорт.
ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ
В целом же надо признать, что работа Украинского государства в отрасли своего курорта — хаотична, малоэффективна, не связана с мировой перспективой, и рост количества отдыхающих — это результат объективных тенденций, а не целенаправленной политики, которая могла бы вывести курорты на первое место по доходности. Маленькая Греция имеет ежегодно 10 миллиардов долларов дохода от своих курортов, мы же не дотягиваем и до миллиарда гривен. Правда, Греция тратит на рекламу своей отрасли до 80 миллионов долларов, а Крым, например, только в последние годы выделяет по 1 миллиону гривен. На эти деньги, как правило, издают несколько буклетов, снимают пару- тройку телевизионных роликов, которые преимущественно в Крыму же крутят. Вот и вся реклама. В Крыму же за прошлый год прибыль на койко-день уменьшилась на 0,9 гривни, а рентабельность в целом снизилась на 3,8 процента, хотя общая стоимость койко-дня возросла на 13 процентов.
Заместитель Председателя Верховной Рады Крыма Борис Дейч, например, считает, что причин этому много. В первую очередь то, что не оправдались надежды работников отрасли на эффективный закон о туризме. Проект обсуждали несколько лет, но главные предложения специалистов депутаты проигнорировали, и текст принятого закона не содержит четкого определения, что такое туроператор, турагент. Правительство разными постановлениями о запретах и ограничениях на въезд туристов каждый раз поднимает волну антирекламы в прессе. До сих пор никто не решился установить четкие экономические правила работы: не установлена максимально допустимая наценка на путевки и посредники часто накручивают 100 процентов, НДС то устанавливается, то снимается, нет борьбы со схемами увода прибылей в тень. В результате глава крымского правительства Валерий Горбатов сказал, что курорт получает выручки в 4 раза меньше, чем он мог бы.
НЕТ ГРЯЗИ — НЕТ ДЕНЕГ
Однако, как считают участники недавно состоявшегося в Ялте пресс-клуба, проведенного Союзом журналистов Украины, главная причина отставания состоит в том, что не реализуется в соответствии с требованиями мировой конъюнктуры программа развития курорта. До сих пор на полуострове не развиты зимние виды туризма и курорта, рамки сезона ограничены только 4,5 месяцами, из 623 здравниц только 228 могут работать круглогодично, но и многие из них закрываются. В Крыму не перестроили работу в соответствии с мировыми тенденциями: лечебный курорт не отделен от туризма и отдыха, районирование полуострова по принципу «для богатых», «для лечения», «для людей среднего достатка» не соблюдается, до сих пор ЮБК ежегодно перегружается, в то время, как целые регионы — Керченский полуостров, Черноморский, Евпаторийский регионы, Северный Крым — остаются не развитыми. Поистине несметные богатства лечебных грязей, минеральных вод в этих регионах просто не используются. По общим оценкам, Крым до сих пор используется всего на треть его потенциальных возможностей. С целью отдыха в Крым, по оценкам прошлого года, приезжает 61 процент туристов, для лечения 9,6 процента, с целью спортивно-оздоровительного туризма — 10 процентов, по служебным делам — 8,3, с другими целями — 11,1 процента. Хотя недавняя поездка Валерия Горбатова в Москву показала, что в большей степени потенциальных курортников интересуют именно лечебные факторы Крыма. Поэтому «лечебные» поездки в структуре курорта имеют шанс возрасти до 20 — 30 процентов. Этого, однако, не достичь без освоения грязей озера Чокрак, феодосийских озер, целебных вод из источников на Тарханкуте и в других местах, где они просто теряются. Но для этого надо научиться извлекать в бюджет те три четверти прибылей, которые уходят «в тень», то есть в частный карман.
ТЕЛЕФОННОЕ ЛОББИ
Медлительность государства в освоении Крыма объяснима. Крым стал «дойной коровой» для теневых структур, которые не заинтересованы в легализации, в изменении положения. Как свидетельствуют руководители автономии, нити от этих нелегальных структур тянутся иногда очень высоко. Когда в прошлом году зашла речь о поборах на границе, оказалось, что многие подставные фирмы и компании, орудующие на въездах в Украину, зарегистрированы даже за рубежом, попытка ликвидировать их вызвала бурю звонков высокопоставленных лоббистов и коррумпированных чиновников, получавших за это мзду. «Сотни миллионов долларов изымаются в карманы узкой группы людей, — говорил на пресс-клубе советник Президента Сергей Куницын, — и потому невозможно пробить через Кабинет Министров, не говоря уже о Верховной Раде, нужное решение». В Украине недавно ликвидирован даже Госкомитет по туризму. В результате большая страна, имеющая огромный курортно-туристический потенциал, длительное время не имеет Министерства курортов и туризма, поэтому не удивительно, что перспектива отрасли вообще в стране потерялась. Впервые за многие годы при росте количества отдохнувших бюджет получил меньше прошлогоднего. Это свидетельствует о глубоком кризисе в отрасли, в преступлениях финансового характера, с которыми пока нет целенаправленной борьбы. Причем кризис сосредоточен не в самом курорте, а в сфере управления им, нацеленной на обогащение коррумпированных начальников и теневых структур. Крым стремятся только «доить», развивать курорт придется уже нашим потомкам.