Часть леса в нашем жилье — это наслаждение тем уютом и комфортом в доме, который дает нам естественная древесина. Эта древесина в последнее время становится все более востребованным и дефицитным материалом. Поэтому такой уместной и понятной становится инициатива ООН объявить 2011 год Международным годом лесов. Это идея должна объединить действия государственных и общественных организаций для умного использования, сохранения и устойчивого развития лесов.
Так, недавно завершила свою работу украинско-швейцарская программа ФОРЗА, а в 2008-м стартовала и будет работать до 2012 года региональная международная программа ENPI-FLEG («Усовершенствование систем правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России»). Программа имеет целью привлечь внимание к применению законов по правильному управлению и торговле лесом. Много стран Европы сталкиваются с нарушениями в лесном законодательстве, похожими на украинские. Поэтому государства, участвующие в программе, регулярно обмениваются информацией между собой, и это помогает им проводить сравнительный анализ ситуации.
ЗА ГОД ЛЕСАМ НАНЕСЛИ ВРЕД НА 34 МИЛЛИОНА ГРИВЕН
Тесное сотрудничество экспертов Мирового банка, Международного союза охраны природы, Всемирного фонда дикой природы и украинских специалистов из Государственного агентства лесных ресурсов Украины позволило подготовить Рабочий план выполнения программы FLEG в Украине. Были классифицированы проблемы и оценены возможности прозрачной работы в лесной отрасли. Учебные семинары, переподготовка кадров, консультационные семинары, круглые столы, опросы общественного мнения, пилотные проекты местного или регионального уровня. Это только часть из того, что делается и планируется сделать в сотрудничестве этих организаций в лесной сфере.
К сожалению, украинцы теряют исконные традиции надлежащего уважительного отношения к деревьям. В наши дни часто и серьезное наказание за лесные вырубки не предусматривается, а прибавим к этому еще и низкий уровень жизни, социальную и материальную незащищенность — особенно населения в Карпатском регионе. И это лишь некоторые причины неконтролируемых массовых незаконных вырубок в Украине. Есть множество частных деревообрабатывающих пунктов, скупающих незаконно добытую древесину.
В Государственном агентстве лесных ресурсов Украины, комментируя «Дню» причины совершения лесонарушений, кроме уже названных, выделяют подчиненность лесных массивов около 50-ти министерствам и ведомствам, особенно лесов, простилающихся на землях запаса сельских советов, где отсутствуют надлежащая охрана и контроль.
Как отмечают работники Гослесагентства, хотя они и проводят разъяснительную работу, и пытаются противодействовать незаконным рубкам в сотрудничестве с общественными, экологическими и другими организациями, но «лес — это не территория склада за забором, и круглосуточную охрану деревьев в лесах обеспечить чрезвычайно трудно». К сожалению, в 2010 году из общей суммы причиненного лесу вреда в объеме свыше 34 млн. грн. возмещены лишь 2,3 млн. грн. (это только семь процентов).
Потому специалисты Гослесхоза предлагают увеличить объемы административных взысканий в восемь-десять раз. Существенным теперь будут считать вред, размер которого в сто и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан. По данным Гослесхоза, по сравнению с 1996 годом, в 2008-м штрафы за незаконно срубленное дерево выросли почти в пять раз.
ПОЧЕМУ НЕ НАКАЗЫВАЮТ НАРУШИТЕЛЕЙ
В ближайшее время ЕС планирует обязать поставщиков леса на европейский рынок иметь обязательный сертификат, который подтвердил бы «легальность» древесины. И это, наверное, еще один фактор, который все же заставит Украину пересмотреть свое лесное законодательство и сделать его жестче по отношению к нарушителям.
Сейчас в Гослесагентстве сертифицируют леса, которыми постоянно пользуются государственные лесные предприятия. По информации, предоставленной «Дню», в Украине уже сертифицированы леса в Житомирской, Киевской, Черниговской, Львовской и Волынской областях.
Понятно, что для отличного функционирования лесного сектора государство должно защитить и труд самих лесоводов. Недавно в рамках инициатив уже упомянутой программы ENPI-FLEG в Ивано-Франковске было презентовано издание «Адміністративна відповідальність за лісопорушення: практика застосування державною лісовою охороною України». Лесоводы Прикарпатья получили в подарок почти полсотни экземпляров, которые помогут им сориентироваться в правилах поведения с лесонарушителями и обобщить для себя основные правовые аспекты своих действий в конфликтных ситуациях. Такое издание является актуальным. Ведь, как отметил автор издания Олег Сторчоус, рядовой лесовод не всегда чувствует себя достаточно защищенным наедине с хорошо подготовленным нарушителем, ведь здесь нужно не столько знание большого количества правовых норм, сколько владение практическими навыками их приложения.
Было бы конечно странно, если бы мы говорили о полном отсутствии механизмов влияния на незаконные и хаотические вырубки лесов, и они с одной стороны вроде бы есть. Мы имеем в Украине принятые в 2006 году Лесной Кодекс, Концепцию реформирования и развития лесного хозяйства Украины, а еще — Положение о государственной лесной охране и тому подобное.
Экологическим движениям и общественным организациям в Украине нужно искать какие-то другие, новые пути влияния на общественное мнение, а уже через нее — по мнению политиков, что изменило бы отношение к лесу и укрепило бы имидж Украины как государства, контролирующего свои лесные поставки и отвечающего за их законность. Кстати, у нас практически отсутствуют «профильные» общественные организации, которые бы концентрировали свои усилия именно на сохранении лесов.
Как отмечают неправительственные экологические организации, проблемой в законодательной базе Украины и до сих пор остается отсутствие определения понятия «незаконные рубки» и «незаконно заготовленная древесина», а отсюда и различная их трактовка. Не разработан также Национальный план действий в сфере борьбы с нелегальными заготовками и коррупцией в лесном секторе Украины. Недостаточную защищенность имеет сертификат происхождения древесины (СПД), низкий уровень выполнения экологических и социальных обязательств лесопредприятиями, которые уже получили международные сертификаты по системам добровольной сертификации лесов — такие сертификаты, в отличие от СПД, значат, что лесоводство в этих предприятиях ведется экологически и социально ответственно.
Смущает однобокая оценка убытков, которые наносятся правонарушителями лесам и экономике страны, нет оценки одинаково приемлемой как для государственных органов, общественных организаций, так и для представителей лесного бизнеса. В результате мы имеем разрозненные (а значит и менее производительные) действия представителей государственных, общественных организаций и бизнеса. Эти вопросы актуальны, и над ними нужно работать. Хотя, наверное, и у экологов, и у госслужащих все же есть надежда, что Украина все-таки получит настоящее европейское лесное законодательство, которое будет действовать не только на бумаге.